Элективный курс по обществознанию Подготовка к ЕГЭ

Программа элективного курса по обществознанию 11 класса

«Технология устранения типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ по курсу обществознания»

Пояснительная записка

Начиная с 2001 г. десятки тысяч, а в последние годы – сотни тысяч выпускников сдают ЕГЭ по обществознанию. После каждого экзамена проводится анализ полученных ответов, составляются подробные отчеты с характеристикой степени освоения каждого проверяемого элемента. Накопленные данные дают возможность выйти на новый уровень осмысления и оценки результативности изучения предмета. Важным компонентом здесь выступают выявление и анализ типичных ошибок.

Ошибки, допускаемые учащимися, очень разноплановы. Выделить среди них типичные помогает классификация (типологизация), которая может проводиться по разным основаниям.

Во-первых, в основу можно положить изучаемые в курсе учебные темы. Каждая из изучаемых в курсе областей научного знания имеет свою специфику, отражающуюся на характере допускаемых ошибок. Например, правовое знание включает юридические нормы, написанные строгим и однозначным языком закона. Вольные интерпретации при выполнении заданий этой группы не допустимы. Незнание конкретных юридических норм, регулирующих ту или иную правовую ситуацию, становится одним из главных источников неверных выборов и ошибочных суждений. В другом случае, когда рассматривается ситуация, относящаяся к духовной сфере – понятия, как правило, многозначны, а оценки явлений или суждений прямо противоположны. Игнорирование этих особенностей данного типа заданий приводит к ошибкам в ответах.

Во-вторых, в основе классификации ошибок может быть заложена типология предлагаемых заданий. Ее преимуществом является опора на степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Здесь ошибки связаны с выполнением тестовых заданий с выбором единственно верного ответа из четырех предложенных, с решением познавательных задач. Особый блок ошибок формируется при анализе текста или написании эссе.

В-третьих, основой классификации ошибок можно рассмотреть формы предъявления ответа. В данном случае речь идет о неправильном выборе, ошибочном тезисе, логически противоречивом суждении без достаточной аргументации.

Данная программа составлена с учетом нескольких типов ошибок, которые отражают пробелы и недочеты сущностного характера; выступают базовыми по отношению к другим, более частным случаям; устойчиво повторяются и относительно часто встречаются в работах выпускников. А именно:

Ошибки в операциях с понятиями (подмена одного понятия другим и пр.).

Ошибки при работе с информацией, предлагаемой в условиях заданий:

несистемный подход (например, игнорирование части сведений);

несформированность аналитических умений выделять главное и т.п.

Отсутствие рефлексии над собственным социальным опытом (поверхностность примеров).

Слабость аналитических умений (не различение тезисов и аргументов, фактов и мнений, доводов и оценок).

Некритическое восприятие социальной информации, почерпнутой из сообщений СМИ, Интернета.

Неумение видеть и формулировать социальные проблемы, противоречия общественной жизни (например, неспособность раскрыть проблему через выбранную тему эссе).

Преобладание плоского, одномерного взгляда на социальные явления (например, неумение сравнивать явления с развивающимися рядом процессами или соотносить их с возможными последствиями).

Программа составлена с учетом учебной программы по обществознанию, учебников «Обществознание» для 10 – 11 классов под ред. А.И.Кравченко, а также под редакцией Л.Н.Боголюбова и рассчитана на 34 годовых часа (1 час в неделю).

Цель программы

Осуществление целенаправленной работы по устранению типичных ошибок учащихся при подготовке к ЕГЭ по курсу обществознания.

Задачи программы

Углубление и развитие знаний учащихся по курсу обществознания за счет расширения представлений о содержании заданий КИМ Федерального банка.

Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий КИМ по курсу обществознания.

Изучение отдельных тем предмета обществознания в виде различных письменных заданий, в том числе подобных ЕГЭ.

Изучение инструкций по выполнению экзаменационной работы, ее частей и различных заданий.

Приучение учащихся к различным формам тестовых работ.

Разработка психолого-педагогических рекомендаций по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Принципы программы





Принцип последовательной оптимизации деятельности – предполагает оптимальный отбор теоретического содержания и практического материала в оптимальной форме. Предусматривает минимально необходимое количество ключевых упражнений, творческих заданий.

Принцип оптимального соотношения теоретического и эмпирического в знаниях учащихся – предполагает использование необходимых теоретических обобщений, различных видов схематизации и учет чувственного восприятия и имеющегося социального опыта учащихся.

Принцип адекватности действий учителя и ученика – предполагает обучающую роль педагога в сочетании с активной практической деятельностью самого ученика.

Принцип результативности обучения учащихся – предполагает постепенный переход обучающихся к выполнению заданий с большим уровнем сложности и ученической самостоятельности.

Методы программы

Словесный (консультация, объяснение, диалог).

Проблемный (разбор заданий части С).

Деятельностный (письменные работы, тесты, эссе).

Аналитический (графики, диаграммы).

Прогнозируемые результаты

Реализация данной программы позволит организовать работу по преодолению существующих недостатков в освоении нового содержания обществоведческого курса – социально-психологического, философского, правового, экономического.

Реализация данной программы позволит усилить внимание к формированию понятий высокой степени абстрактности, обеспечить достаточную степень их конкретизации.

Реализация данной программы позволит учащимся более осознанно применять полученные знания при решении заданий при подготовке к ЕГЭ.

Содержание программы

«Технология устранения типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ по курсу обществознания»

(34 часа)

I. Введение. Общие сведения об экзаменационной работе по обществознанию (1 час).

II. Правила для сдающих единый государственный экзамен (3 часа):

1. Изучение инструкций к ЕГЭ (1 час):

Инструкция, предваряющая всю работу (она носит вводный характер, ее назначение состоит в том, чтобы подвести учащегося к выполнению работы);

Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы (они обращают внимание на специфику заданий части, формулировку и запись ответов на них);

Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий (например, задания к текстовому фрагменту);

Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям.

2. Ознакомление с кодификатором элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2009 г. (1 час).

3. Правила заполнения бланков ЕГЭ по обществознанию (1 час)

III. Работа с заданиями типа «А» с выбором ответа (2 часа):

Примеры выбора и исправления ответов на задания типа «А» (1 час).

Решение заданий типа «А» (1 час).

IV. Работа с заданиями типа «В» с ответами в краткой форме (3 часа):

Примеры написания и исправления ответов на задания типа «В» (1 час).

Решение заданий типа «В» (2 часа).

V. Работа с заданиями типа «С» с развернутым ответом (7 часов ):

Ошибки при выполнении заданий с развернутым ответом (1 час).

Задания на раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте

(2 часа).

Задания на конкретизацию и иллюстрирование примерами (2 часа).

Задания – задачи (2 часа).

VI. Обществоведческое эссе (7 часов):

Требования к написанию обществоведческого эссе (1 час).

Характер типичных ошибок при выполнении заданий по написанию эссе (6 часов):

тема «Политология» (1 час);

тема «Правоведение (1 час);

тема «Экономика» (1 час);

тема «Социология (1 час);

тема «Философия» (1 час);

тема «Социальная психология» (1 час).

VII. Решение проблемных познавательных задач при работе в шести содержательных блоках — модулях (6 часов):

«Общество и духовная культура» (1 час).

«Человек и его познавательная деятельность» (1 час).

«Экономика» (1 час).

4. «Социальные отношения» (1 час).

«Политика» (1час).

«Право» (1 час).

VIII. Тренировочные тесты по основным разделам обществознания (4 часа).

IX. Резерв (1 час).

Итого – 34 часа.