Элективный курс по литературе для 9 класса Что в имени тебе моем

«Что в имени тебе моем?»

для предпрофильной подготовки

учащихся 9 – х классов

Автор: учитель русского языка

МОУ «Средняя школа № 43»,

Гуревич Лариса Ефимовна,

высшая квалификационная категория.

2010 г.

Пояснительная записка

Стремительные процессы, происходящие во всех сферах нашей жизни, внесли массу неведомых ранее проблем и противоречий. Особенно сложные, порой драматические процессы происходят в духовном пространстве России. Именно здесь лавинообразно нарастают негативные явления, что проявляется в потере нравственных ориентиров, в резком снижении уровня культуры, в проникновении в сознание наших людей, особенно молодёжи, сомнительных ценностей, в росте преступности и социальной апатии; всё более настойчиво заявляют о себе проблемы нравственной деградации личности. А это уже прямая угроза социальной и духовной безопасности общества. Необходимо понять возможности общества влиять на человека, как- то менять его духовный мир, научиться воздействовать на него, выстраивать иную систему приоритетов.

Как достучаться до сердца подростка? Как не потерять душу ребёнка в эпоху информационных технологий? Для этой цели и был разработан мною элективный курс «Что в имени тебе моём? » Он предназначен для учащихся 9 классов с целью более глубокого прочтения пушкинского наследия. Каждая страница жизни А.С.Пушкина — это разговор на вечные, но трудные темы добра, чести, благородства, любви, дружбы, человеческого достоинства. Все эти проблемы непосредственно связаны с личностным становлением человека, и прежде всего подростка, юноши, девушки. Мы всегда были связаны незримой нитью с веком 19 м. Чтобы эта нить никогда не порвалась, надо, как писал А.С.Пушкин, «в просвещении стать с веком наравне».

Курс направлен на решение следующих задач:

Развитие творческих способностей детей, их литературного дара;

Стимулирование интереса к духовному богатству России;

Воспитание эстетического вкуса;

Формирование исследовательских умений, навыков.

Программа занятий курса имеет познавательно-воспитательную направленность.

Основные направления работы :

1. Исследовательская: (подготовка сообщений, рефератов, презентаций,);

2. Просветительская (организация экскурсий в музеи, выпуск газет);

3. Массовая (организация конкурсов, литературно-музыкальных праздников, постановок спектаклей).

Элективный курс «Что в имени тебе моём?» позволяет значительно расширить представления ребят о жизни поэта, его окружении, подготовить к успешному выступлению в конкурсах чтецов, научно- практических конференциях.

Данный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (музыка, литература, изобразительное искусство)

Содержание программы:

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Результат

1.

Вводное занятие»

Что в имени тебе моём?» Презентация о жизни и творчестве великого поэта.

1

1.Слово учителя с использованием презентации о жизни и творчестве Пушкина.

2.Выразительное чтение стихов Пушкина по выбору учащихся.

3.Работа со статьёй Р.М.Фрумкиной «Словарь языка Пушкина»

Выработка следующих умений:

1.расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина

2.формирование навыков общения в разных ситуациях;

3.составление тезисов статьи;

4.выучить наизусть понравившееся стихотворение Пушкина.

2.

«Друзья мои, прекрасен наш союз» Лицей и его место в судьбе Пушкина.

1

1.сообщение учащихся о лицейских друзьях поэта с использованием презентации;

2.чтение и анализ лицейских стихов поэта;

3.работа в группах.

1.обучение лингвистическому анализу текста;

2.выразительное чтение стихов лицейского периода.

3.Написание мини- сочинения «Дружба и друзья в судьбе поэта.

3.

Царскосельские встречи поэта.

1

1.сообщение учащихся о лицейских мудрецах и их роли в становлении юного поэта;

2.презентация о старших наставниках поэта

(В Жуковском, П.Чаадаев и др )

1.выразительное чтение и анализ стихов,посвященных В.Жуковскому, П.Чаадаеву, Н.Карамзину.

2.Выпуск газеты

« Царскосельские встречи Пушкина.

4.

Страницы жизни великого поэта, отражённые в живописи, скульптуре, музыке.

1.

1. Использование портретов Пушкина кисти В.А. Фаворского, О А.Кипренского, В.А.Тропинина.

Портретная галерея адресатов лирики А.С.Пушкина. Иллюстрации Н.В, Кузьмина, П.Соколова к роману «Евгений Онегин».Рисунки А.Пушкина. Пушкиниана Нади Рушевой.

1.воспитание эстетического вкуса.

2.Формирование читательской самостоятельности.

3.Развитие навыков исследовательской работы;

4.приобщение к миру искусства.

5.

Пушкин-основоположник современного русского литературного языка.

«Разговорный язык простого народа … достоин… глубочайших исследований»

1

1.Слово учителя о предшественниках Пушкина, подготовивших реформаторскую деятельность: Ломоносова, Карамзина, Грибоедова и Крылова.

2.Старославянизмы в поэзии и прозе Пушкина.

3.Работа со статьёй Р.М, Фрумкиной « Словарь языка Пушкина»

1.Сопоставительный анализ стихотворений «К Батюшкову» « Погасло дневное светило» «Зимний вечер».

2.Использование старославянизмов в произведениях Пушкина на примере «Песни о вещем Олеге», поэмы «Руслан и Людмила»,«Пророка»и др

3.Формирование исследовательских умений и навыков.

6.

Проза А.С.Пушкина.

«Слов немного, но они так точны, что обозначают всё…»

2

1.Чтение и анализ прозаических произведений поэта.

2.Инсценировка отрывка

из трагедии «Борис Годунов»

1.Развитие творческих способностей учащихся ,их литературного дара.

2.Написание рефератов исследовательского характера пушкинской тематики.

7.

Пушкин- историк. Казачество

в исторических взглядах А.С, Пушкина. «Видел я берега Кубани и сторожевые станицы- любовался нашими казаками. Вечно верхом; вечно готовы драться, в вечной предосторожности»

2

1.Презентация учащихся об истории казачества

2.Чтение и анализ произведений Пушкина, в которых присутствует тема казачества

( « Путешествие в Арзрум», «Капитанская дочка», стихотворение « Казак» ,»Кавказский пленник»

1.формирование интереса к историческому прошлому России;

2. дальнейшее развитие исследовательских умений и навыков;

3..формирование читательской самостоятельности;

4.написание реферата исследовательского характера на тему «Пушкин и казачество»

8.

9.

« Исчерпать онегинский текст невозможно» (Ю.М.Лотман)

Анализ языка романа

« Евгений Онегин»

Итоговое занятие. Защита творческой работы «Что в имени тебе моём?»

1

1

1.Работа с текстом романа «Евгений Онегин»

2.Исследование языкового материала текста романа « Евгений Онегин»

3.Работа в группах по наблюдению над лексикой ,синтаксисом романа.

Подготовка к написанию и защите творческой работы по Пушкину

1.Наблюдение над синтаксисом романа 3,7. Глав.

2.дальнейшее развитие исследовательских умений и навыков;

3.выполнение самостоятельной работы: привести примеры звукописи в романе, примеры эпитетов, выписав их в связном контексте, проанализировать не менее 10 примеров сравнений из текста романа.

Защита творческой работы «Что в имени тебе моём?»

Литература:

1.Словарь языка Пушкина: в 4х томах под редакцией В.В.Виноградова.-М.;ГИС,1956г.

2.Статья Р.М.Фрумкиной « Словарь языка Пушкина»

3.Ю.М.Лотман « В школе поэтического слова» — М, «Просвещение» 1999г.

4.В П.Воробьёв « Из наблюдений над лексикой художественной прозы А.С.Пушкина « Сб. « Вопросы славянской филологии –Саратов ,1963г.

5.А.С.Пушкин Избранные сочинения в 4х томах- М.» Просвещение « 1999г.

6.Различные тестовые задания по литературе

7.Приложение к газете « 1 сентября» ( отдельные номера)