Элективный курс по химии для учащихся 11-го класса Металлы и их соединения 34ч

Составители: учителя высшей категории Смагина Ольга Павловна и

Гентер Татьяна Анатольевна

Элективный курс по химии для учащихся 11-го класса

«Металлы и их соединения».

Введение.

Одним из важнейших элементов модернизации российского образования стал курс профильного обучения учащихся в старших классах общеобразовательных учреждений. Основная идея старшей школы состоит в том, что образование здесь должно быть функциональным, эффективным и индивидуальным. Оно должно быть построено в значительной степени так, чтобы позволить реализовать юношам и девушкам свои интересы и способности в дальнейшей профессиональной деятельности.

Профильное обучение направленно на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной индивидуальной образовательной траектории.

Для того чтобы эта образовательная траектория была успешно реализована, ученик должен сделать выбор профиля обучения на основе компетентного подхода.

Задачи элективного курса «Химия металлов и их соединений», направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний о строении и свойствах металлов и их соединений, что позволяет, повысить уровень знаний учащихся по неорганической химии. В школьном курсе химии сведения о металлах представлены в виде отдельных тем. При изучении металлов применяется дедуктивный подход: от рассмотрения общих свойств – к ознакомлению с представителями главных и побочных подгрупп.

Включение в программу элективного курса материала о металлах главных и побочных подгрупп периодической системы целесообразно по следующим причинам:

на уроках химии (8-9 классы) свойства металлов, образованных элементами главных и побочных подгрупп, не получают в ряде случаев достаточно глубокого объяснения на основании знаний о строении вещества;

без ознакомления с химией металлов не может быть глубоких знаний о периодическом законе и системе химических элементов Д.И.Менделеева;

на практических занятиях разрываются навыки экспериментирования (составления плана опытов, осуществление химических операций, формулировка выводов);

значительно оживляет изучение курса самостоятельно подготовленные доклады, сообщения, презентации учащихся об открытии, нахождении в природе, значении и применении металлов.

Данный курс позволяет учащимся не только расширить свои знания по неорганической химии, но и совершенствовать подготовку к дальнейшей практической деятельности человека.

Пояснительная записка.

Элективный курс «Химия металлов и соединений» предназначен для учащихся 11 класса, рассчитан на 34 часа.

Данная тема является благодатной почвой для межпредметной интеграции, позволяет связать изучаемый материал с предыдущими полученными знаниями основного общего образования и осознанным применением новых рассмотренных понятий.

В программу курса заложен большой демонстрационный эксперимент а также самостоятельная исследовательская деятельность учащихся лабораторные опыты и практические работы. Поэтому учащиеся смогут применить полученные знания в дальнейшей жизни.

Задачами данного курса являются:

Способствование более осознанному выбору естественно-научного профиля для дальнейшего обучения.

Развитие более широких знаний в данной отрасли химического образования.

Развитие экспериментальных умений учащихся, осознанности значения металлов и их соединений в жизнедеятельных процессах природы и общества.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

Характеристики строения атомов металлов главных и побочных подгрупп.

Особенности металлической связи (прочность, подвижность), кристаллические решетки.

Особенности получения металлов.

Типы металлов и сплавов.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

Восстановительные свойства металлов — простых веществ.

Амфотерные свойства металлов и их соединений.

Окислительные свойства соединений металлов.

Коррозия металлов и способы её защита.

Значение металлов в жизни человека и в природе.

Учащиеся должны уметь:

Характеризовать общие физические и химические свойства металлов.

Объяснять зависимость свойств металлов их соединений от состава и строения.

Определять и прогнозировать химическую активность и физические свойства металлов.

Планировать, проводить эксперимент, выполнять химический эксперимент, по наблюдению давать вывод или обоснованный ответ.

Использовать ранее полученные знания проводить самостоятельный поиск химической информации, её осмысление и использование в практической деятельности.

Программа элективного курса для 11-го класса «Металлы и их соединения» (34часа).

Тема1. Металлы в природе(1ч).

Металлы в природе.Руды, минералы, драгоценные и полудрагоценные камни.Свободные металлы.

Пработа №1 Ознакомление с образцами природных соединений металлов.

Тема 2.Общие сведения о металлическом состоянии вещества (4ч).

Физические свойства металлов.Металлическая связь и кристаллическое строение металлов.Аллотропия металлов (полиморфизм).Интерметаллические соединения и сплавы.Получение сплавов, классификация сплавов.Преимущества металлов перед сплавами.Их применение.

Пр.работа №2Изучение теплопроводности металлов.Выращивание кристаллов меди.

Пработа №3 Ознакомление с образцами металлов и сплавов.

Пр. работа №4Приготовление сплава олова и свинца(припоя). Отпуск и закалка стали.

Тема 3.Химия металлов(2ч).

Общие восстановительные свойства металлов.Электрохимический ряд напряжений металлов.

Пр. работа №5.Общие химические свойства металлов.

Пр. работа №6Составление ряда активности металлов.

Тема 4.Комплексные соединения(2ч).

Строение и свойства комплексных соединений.Класификация, получение (демонстрационный опыт)

Пр. работа № 7.Получение комплексных соединений.

Тема 5.Особенности свойств металлов (3ч).

Металлы и амфотерность.Окислительные свойства соединений металлов.Свойства хрома , марганца и их соединений.

Пр. работа №8. Химические свойства амфотерных металлов и их соединений.

Пр. работа № 9.Соединения марганца.

Пр. работа № 10. Соединения хрома.

Тема 6.Коррозия металлов (3ч).

Химическая и электрохимическая коррозия металлов. Способы защиты от коррозии.Коррозия металлов под действием микроорганизмов.

Пр. работа № 11. Химическая коррозия.

Пр. работа № 12. Электрохимическая коррозия.(домашний эксперимент)

Тема 7. Получение металлов( 3ч).

Получение металлов в промышленности.Электролиз растворов солей.Экологические проблемы, связанные с получением металлов и сплавов.Демонстрация получения железа алюминотермическим способом.

Пр. работа № 13.Получение меди из малахита.

Пр. работа № 14. Электролиз раствора сульфата меди(11) с растворимым анодом(медным).

Тема 8.Железо – техногенный элемент( 3ч).

Железо и его соединения.Важные комплексные соединения железа.Железо в технике и искусстве.

Пр. работа № 15. Железо и его соединения.(2ч).

Тема 9. Роль металлов в живой природе ( 2ч).

Металлы в организме человека.Значение металлов для растений.Металлы, не относящиеся к металлам жизни.Влияние металлов на окружающую среду.

Тема 10. Применение металлов.( 4ч).

Применение металлов и их соединений в народном хозяйстве и жизнедеятельности человека.Металлоорганические соединения состав, применение.

Пр .работа № 16.Экспериментальные задачи на распознавание ионов металлов.

Пр. работа № 17. Окрашивание пламени солями шелочных, щелочноземельных и других металлов.

Тема 11.Удивительный мир металлов (7ч).

Ртуть – металл с аномальными свойствами. Редкие и благородные металлы. Радиоактивные металлы.Тяжёлые металлы.

Пр. работа итоговая (4ч) Отчёт учащихся о прослушанном курсе в виде презентаций, проектов, викторин, КВН, составлении и решении кроссвордов.

Итоговая аттестация.

Для получения зачёта необходимо : оформленные выполненные практические работы, 3-5 сообщений по темам, презентация металла( по выбору), творческие работы( кроссворды, сказки и др.).

Тематическое планирование.

№ п/п

Тема

Количество

лекций

(час.)

Количество

практических

работ (час.)

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Металлы в природе (1ч)

Общие сведения о металлическом

состоянии вещества (4ч)

Химия металлов (2ч)

Комплексные соединения (2ч)

Особенности свойств металлов (3)

Коррозия металлов (3ч)

Получение металлов (3ч)

Железо – техногенный элемент (3ч)

Роль металлов в живой природе (2ч)

Применение металлов (4ч)

Удивительный мир металлов (7ч)

Итого

0,5

1

0,5

1

0,5

1

1

1

2

2

3

13,5

0,5

3

1,5

1

2,5

2

2

2

-

2

4

(презентации)

20,5

Практическая работа № 1.

Ознакомление с образцами природных соединений металлов.

Цель: изучение многообразия соединений металлов в природе.

Оборудование: коллекции, раздаточный материал.

Инструкция

Ознакомьтесь с выданными образцами природных соединений металлов и заполните таблицу.

Название природного

соединения

Формула, состав

Внешний вид

Применение

Задание: каких соединений металлов больше: оксидов или солей? В каком виде ещё встречаются металлы в природе?

Практическая работа № 2

Изучение теплопроводности металлов. Выращивание кристаллов меди.

Цель: практически проверить и доказать различную теплопроводность некоторых металлов; получить твёрдый кристалл металла как доказательство кристаллического строения металлов.

Оборудование: куски медной, железной и алюминиевой проволоки, по возможности равного диаметра, парафин, стакан с горячей водой, часы с секундной стрелкой;

стакан или колба фильтровальная бумага, наждачная бумага, железный кружок, медный купорос, поваренная соль(мелкая), насыщенный раствор поваренной соли.

Инструкция

Один конец проволок из разных металлов покрыть парафином, а концы, свободные от парафина, опустить в стакан с горячей водой одновременно. Следить за последовательностью расплавления парафина на другом конце проволоки, находящемся над водой и фиксировать время начала плавления. Сделать вывод.

На дно стакана насыпать немного медного купороса и засыпать его мелкой поваренной солью. Прикрыть соль кружком, вырезанным из фильтровальной бумаги так, чтобы кружок касался стенок сосуда. Железный кружок протереть наждачной бумагой и вымыть водой. Затем поместить на фильтровальный кружок. В сосуд налить насыщенный раствор поваренной соли, чтобы железный кружок был покрыт.Оставить на несколько дней до образования красных кристаллов меди.(При изменении количества медного купороса, толщины слоя соли и температуры, получаются кристаллы различной формы).

Для сохранения кристаллов, необходимо их вынуть из сосуда, промыть водой и перенести в пробирку с разбавленной серной кислотой, закрыть пробкой.

Задание: Какие процессы происходят во 2) опыте? Составьте уравнение реакции и разберите его с точки зрения ОВР.

Используя дополнительную литературу, подумайте , кристаллы каких металлов можно вырастить данным способом. Предложите свою реакцию по выращиванию кристалла металла

Практическая работа № 3

Ознакомление с образцами металлов и сплавов.

Цель: ознакомиться с разнообразием и свойствами металлов и их сплавов; применение навыков работы со справочной литературой.

Оборудование: коллекции, раздаточный материал.

Инструкция.

Рассмотрите выданные образцы металлов и сплавов и заполните таблицу.Некоторые данные о них возьмите из справочной литературы (эту часть работы выполните дома).

Характеристика металлов и сплавов.

Название

металла

или сплава

Элемент-

ный

состав

(для сплава)

Цвет

Твёр-

дость

Т плавления

Плот-

ность

Свойства,

определяющие

применение



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст