Элективный курс по биохимии 10-11 класс

Элективный курс «Биохимия»

Составила учитель биологии

Шишкина Ольга Александровна

Учитель первой категории МАОУ «СОШ №7»

Южноуральскокого городского округа

Программа элективного курса

«Биохимия».

Биохимия – это химия жизни, или, более строго, наука о химических основах процессов жизнедеятельности. Сфера биохимии столь же широка, как и сама жизнь. Всюду, где существует жизнь, протекают различные химические процессы.

Пояснительная записка

Актуальность курса. Биохимия является базовой составляющей современной биологии. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние «полного физического, духовного и социального благополучия, которое не сводится к простому отсутствию болезней и недомоганий». Со строго биохимической точки зрения организм можно считать здоровым, если многие тысячи реакций, протекающих внутри клеток и во внеклеточной среде, обеспечивают его максимальную жизнеспособность и поддерживают физиологически нормальное состояние. Знание биохимии необходимо для решения проблем сохранения здоровья, выяснения причин различных болезней и поиска путей их эффективного лечения.

Автор курса: А.С. Конечев, А.П.Коничева, « Биохимия», Зубрицкая А.В. Элективный курс. Молекулярная биология. 10 класс./Волгоград: ИТД «Корифей». 2006 – 96с

Цель курса: углубить знания о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетке, их роли в образовании клеточных структур, в процессах жизнедеятельности, делении клеток, в формировании и передаче наследственных признаков.

Весь материал курса можно условно разделить на два раздела:

физико – химические особенности и функции макромолекул;

процессы в клетке, связанные с функционированием макромолекул.

Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. В программу включены разделы, касающиеся характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи, обменных процессов, а также важные разделы биохимии, как изучение ферментов, витаминов, гормонов.

В содержании программы отражены научно практические задачи молекулярной биологии, тесно вязанные с актуальными вопросами экологии, что отражает современную тенденцию естемтвенно-научного образования, на формирование прикладной направленности – профориентации учащихся на медицинские специальности.

Многие вопросы, включённые в данный курс, не рассматриваются в школьной программе или изучаются фрагментарно.

Задачи курса:

создание условий для формирования и развития у учеников:

- теоретических знаний и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющих исследовать явления природы;

- умение самостоятельно приобретать и применять знания;

- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

В процессе реализации данной программы учащиеся приобретают следующие умения:

- наблюдать и изучать явления и свойства веществ;

- описывать результаты наблюдений;

- выдвигать гипотезы;

- отбирать необходимое оборудование для проведения эксперимента;

- выполнять измерения;

- представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;

- интерпритировать результаты эксперимента;

- делать выводы;

- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе

знаний:

- цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, теория;

- роль эксперимента в познании;

- соотношение теории и эксперимента в познании;

-правила пользования химическим оборудованием.

Формы проведения занятий:

- Л/Р, наглядно отражающие биохимические закономерности, включают в себя формулирование цели работы, постановку задачи, перечень оборудования, описания хода работы, запись наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала;

- решение биохимических задач, связанных с реальными жизненными ситуациями, проблемами здоровья человека;

- лекции, дискуссии, круглые столы, создание ИКТ презентаций, работа с Интернетом, СМИ.

Должны знать:

- элементарный состав клетки;



-неорганические и органические вещества в клетке;

- состав воды и её роль в клетке.

Уметь:

- охарактеризовывать следующие термины и понятия, объяснить взаимосвязь между ними:

- полимеры, мономеры;

- углеводы, моносахариды, дисахариды, полисахариды;



- липиды, жиры, глицерин, жирная кислота;

- аминокислота, полипептид, белок; катализатор, фермент, активный центр; нк, нуклеотид;

- АТФ, ГТФ, ЦТФ, РНК, ДНК.

- конформациии, первичная, вторичная, третичая, четвертичная структуры;

- ренатурация, денатурация;

- объяснять значение микро -, макро- , ультра- микроэлементов в клетке.



Содержание курса

Учебно –тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов по программе

Практическая часть

1

Введение

1

2

Структура и физико – химические свойства нуклеиновых кислот.

4

+

3

Структура и физико – химические свойства молекул белка.

6

+

4

Функционирование макромолекул в клетке.

5

+

5

Контроль знаний.

1

6

Итого:

17

7

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Практическая часть

Сроки

1. Введение (1 час).

1

1Что изучает молекулярная биология?

Молекулярная биология, биохимия, цитология, физиология, генетика.

2. Структура и физико – химические свойства нуклеиновых кислот

(4 часов).

2

1Биологические полимеры Н.К.

Азотистые основания, углеводы, фосфорная кис-лота, нуклеозид, нуклеотид, пра-вило Чартгафа, АТФ, ДНК, РНК, кодон.

Л/Р №1

3

2Биополимерная молекула ДНК.

комплементарность

Л/Р №2

4

3 Молекула РНК.

РНК, нуклеотид, рибоза, РНК

5

4 АТФ.

АТФ, энергия клетки, макроэргическая связь.

3. Структура и физико – химические свойства молекулы белка (6 часов)

6

1 Строение белковой молекулы.

Полимеры, мономеры, макромолекулы, структуры белка

Л/Р № 3,4

7

2 Уровни организации белковой молекулы

Полипептидная цепь, структура белка.

Л/Р №5

8

3 Биологические функции белков (Б – ферменты).

ферменты

Л/Р №6

9

4 Биологические функции белков (Б – регуляторы физиологических процессов).

Гормоны, гипофиз, инсулин глюкагон

Л/Р №7

10

5 Биологическая функция белков – транспортёров и белков как средств защиты организма.

Белки – транспортёры, иммунная защита, антитела, иммуноглобулин, антигены, комплементы.

11

6 Двигательная, строительная и энергетическая функции белков.

Сократительные белки, источник энергии

4. Функционирование макромолекул в клетке (5 часов).

12

1Генетическая информация

Специфичность, геном, генетическая информация. ген

13

2Репликация ДНК.

Репликация, комплементарность, полуконсервативность, прерывистость.

14

3 Транскрипция. Генетический код.

Антикодоны, специфичность кода, универсальность.

15

4 Биосинтез белков.

Трансляция, транскрипция, полисома, метаболизм

16

5 Генная инженерия.

Плазмиды, клоны, клонотека

5. Контроль знаний(1 час).

17

1 Контроль знаний с использованием дидактических карточек.

Закрепить знания учащихся о физико- химических особенностях и функциях макромолекул, выполнение практических заданий.