Элективный курс На пути к современной цивилизации

АННОТАЦИЯ

Предлагаемая программа представляет собой элективный курс для учащихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ, проявляющих повышенный интерес к изучению курса обществознание. Курс расширяет знания по вопросу общественно-исторического развития современного мира.

Цель и задачи курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу.

Данный элективный курс не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса.

Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности.

Структурно программа состоит из 24 тем, объединенных в 2 разделах и 6 главах. Объем курса – 34 учебных часа, из них на практические занятия отведено 12 часов. Курс рассчитан на 2 года обучения (10 — 11 класс) по 17 часов ежегодно или на 1 год (11 класс) 34 часа.

Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета).

Пояснительная записка

Традиционный курс «Обществознание» в последнее десятилетие претерпел значительные изменения. Всё больше в него вводится материала, помогающего школьнику разобраться в хитросплетениях современного мироустройства. Школьников знакомят с различными точками зрения, различными ответами на вопросы: что такое человек? Как устроено человеческое общество? По каким законам оно развивается? Почему сами люди способны творить свою культуру и развивать общечеловеческую цивилизацию?

Но понятие «цивилизация», законы развития цивилизаций, характеристики цивилизаций почему-то ушли из учебника «Обществознание» 10 – 11 класс. Поэтому данный элективный курс предполагает ликвидировать этот пробел школьного учебника. Именно знание законов развития цивилизаций, законов общественно-исторического развития даёт ответ на вопрос, какое будущее нас ожидает: мирное объединённое человечество или планетарная ядерная катастрофа? Разнообразие ответов на эти ключевые вопросы для молодого человека, начинающего самостоятельно осваивать окружающий мир, — несомненное

Многообразие точек зрения, открытость новым интерпретациям вроде бы давно известных истин, дискуссионность как основной дидактический принцип делает этот курс интересным для старших подростков и значимым для формирования целостного исторического и обществоведческого мировоззрения. Развивая умение мыслить самостоятельно, доказывать свою точку зрения, опровергать аргументы оппонента данный элективный курс будет формировать ключевые навыки успешного освоения современного мира, будет способствовать лучшему осмыслению локально-цивилизационного, стадиально-цивилизационного и формационного подходов в изучении общественно-исторического процесса.

Темы курса тесно связаны с такими науками как философия, социология, история, экономическая теория, политология.

Цель данного курса – способствовать развитию у школьников основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной; через изучение и осмысление цивилизационного и общественно-исторического пути развития современного мира способствовать формированию комплексного мировоззрения и ключевых навыков успешного освоения современного мира; совершенствовать умения обучающихся вести дискуссию, исследовательскую работу.

Задачами курса являются:

изучение социокультурных особенностей цивилизаций и аналитическое их сравнение;

включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность;

развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям общественно-исторической действительности;

развитие познавательного интереса к социально значимым фактам и явлениям общественно-исторической жизни;

выявлять и развивать личные способности обучающихся;

ориентировать обучающихся на достижение новых образовательных результатов (относительно себя);

воспитание социально-активной личности, умеющей социализироваться в современном мире.

Особенностью данной учебной программы является то, что не только знакомит обучающихся с историей развития цивилизаций, но и помогает понять ход общественно-исторического развития, формирование менталитета отдельных народов, в том числе российского. Благодаря изучению курса «На пути к современной цивилизации» обучающиеся приобретут новые знания из области всемирной истории, познакомятся с морально-этическими нормами, ценностями различных цивилизаций. Программа раскроет для обучающихся новые пути рассмотрения влияния фактов, явлений на динамику общественно-исторического процесса.

Включенный в программу страноведческий компонент делает курс более близким и понятным обучающимся, помогает увидеть развитие цивилизации России не только в контексте всемирного развития, но и в самобытном контексте, понять причины проявления самобытности.

Курс состоит из трёх основных блоков: теоретического, в котором рассматриваются социально-философские теории и подходы к изучению данных вопросов; исторического, в котором излагается краткая история развития отдельных цивилизаций; культорологического, в котором рассматриваются вопросы формирования ценностей отдельных цивилизаций, национального самосознания и его особенностей (менталитета).

Межпредметные связи, преемственность

Курс рассчитан на обучающихся 10 – 11-х классов общеобразовательных школ и является дополнением к курсу «Обществознания». Его изучение предусматривает 34 часа в любом из классов старшей ступени. Можно изучать модулями (17/17 часов в каждом классе по 0,5 часа в неделю), каждый раздел является самостоятельной и законченной частью программы. В ходе изучения курса используются знания, полученные обучающимися на уроках обществознания, истории, литературы, географии.

Методы и формы учебной работы

Основные формы занятий – интерактивные лекции с последующими дискуссиями; исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов; рассказ, эвристическая беседа; использование проблемно-поисковой формы (семинары), клубной формы (дискуссионный клуб), бесед, диалогов, цитирования и работы с текстами, терминологических диктантов, домашних творческих заданий. Доминирующей формой обучения является частично-поисковая, индивидуальная исследовательская деятельность обучающихся, которая реализуется как на занятиях в классе, так и в ходе самостоятельной работы обучающихся, групповая исследовательская деятельность (умение представить результаты совместного труда). Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно-предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.

Формы контроля

Промежуточный контроль предполагается осуществлять по результатам выступления во время дискуссий, заседаний круглых столов, интерактивных лекций, семинаров; проверка тетради с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе); в конце изучения каждой главы, проводя небольшие проверочные работы для выяснения уровня восприятия материала учащимися (тесты, презентации, проблемные задания). Каждый раздел заканчивается для обучающегося защитой мини-проекта по предложенной теме в начале изучения курса. А также в конце изучения раздела проводится – итоговое занятие с элементами аналитической работы.

Ключевые компетентности:

Познавательная компетентность:

способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте;

учебно-логические умения и навыки: установление причинно-следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления;

учебно-управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.

Информационная компетентность:

умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач;

умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов.

Гражданская компетентность:

умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей;

умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах;

умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям;

способность к самоидентификации.

Социальная (социально-коммуникативная) компетентность:

способность работать в команде;

способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении;

способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем;

умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Общее кол-во часов

В том числе

теорет. занятия

практ. занятия

Раздел 1. На пути к современной цивилизации

17

12

5

Глава 1. Общие понятия о цивилизации

6

5

1

1.1



Цивилизация: понятие, свойства и структура, законы развития.

1

1

1.2

Различные классификации типов цивилизаций.

1

1

1.3

Цивилизационный подход изучения общественно-исторического процесса

1

1

1.4

Формационный подход изучения общественно-исторического процесса.

1

1

1.5

Соотношение формационного и цивилизационного подходов.

1

1

1.6

Кризис современной цивилизации.

1

1

Глава 2. Различные учения о цивилизациях

6

4

2

2.1

Теория локальных цивилизаций.

1

1

2.2

Линейно-стадиальная модель развития цивилизаций.

1

1

2.3

Теория постиндустриального общества Д.Белла.

1

1

1

2.4

Цивилизационная дихотомия: запад и восток, как опыт общественно-исторического сравнения.

1

1

1

Глава 3. Динамизм и целостность современного мира

4

3

1

3.1

Современные теории глобального мироустройства.

1

1

3.2

Интеграционные процессы в мировой истории.

1

1

1

3.3

Учитесь мыслить глобально.

1

1

Итоговое обобщение

1

1

Раздел 2. Цивилизация России

17

10

7

Глава 1. Российский путь в цивилизационном контексте

6

3

3

1.1

Россия в цивилизационном процессе.

1

1

1.2

Россия – европейская страна, общество западного типа, хотя имеет свои особенности.

1

1

1.3

Россия – самобытная и самодостаточная цивилизация, занимающая особое место в мире.

1

1

1.4

Россия – внутренне расколотая цивилизация.

1

1

1.5

Россия – конгломерат цивилизаций. Россия – пограничная цивилизация.

1

1

1

Глава 2. Угрозы и задачи России в XXI веке.

6

4

2



2.1

Понятие угрозы. Спектр основных угроз.

1

1



Страницы: 1 | 2 | Весь текст