Элективный курс Мы и наши покупки защита прав потребителя

Министерство образования и науки республики Хакасия

Отдел по делам образования при администрации города Абазы

Муниципальное образовательное учреждение

«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49″

Программа

элективного курса

Мы и наши покупки

защита прав потребителя (12 час, предметный)

Составитель: Тимофеев Владимир Викторович учитель истории, права, обществознания вторая квалификационная категория МОУ Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49

Абаза 2011

Объяснительная записка

Элективный курс «Мы и наши покупки (защита прав потребителя)» сегодня очень актуален. Когда в стране строится правовое государство, гражданам необходимо знать свои права, и одними из них, являются права в области потребления различных услуг, покупки товаров. В период формирования рыночной экономики часто происходит прямое нарушение наших прав и данный курс должен формировать правовую культуру граждан Российской Федерации, гражданами которой являются и ученики 9 классов. Ребятам предстоит жить и работать в данном государстве и по этому они, в первую очередь, и должны знать свои права в области обслуживания их, как потребителей.

Программа элективного курса предпрофильного обучения «Мы и наши покупки (защита прав потребителя)» составлена для углубленного изучения наших прав, как потребителей услуг, покупателей товаров. Курс будет расширять знания, полученные учениками в курсе обучения предмету право за 8 класс, обществознание за 9 класс. Программа рассчитана на учеников 9-х классов. Она рассчитана на детей, которые планируют углубить свои правовые, экономические знания, выбирая обществоведческий профиль, собираясь поступать в Вузы. Она, также рассчитана на желающих узнать свои права, как потребителей. Основой курса является практическая работа с текстами «Закона о защите прав потребителя», Гражданского, Уголовного кодексов, кодекса об административных правонарушениях, указа ПРЕЗИДЕНТА РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы». По своей сути программа является пропедевтическим курсом по углубленному изучению таких предметов, как правоведение, экономика, обществознание.

Курс состоит из 12 занятий, половина которых посвящена практической работе, 1 час итоговый урок-зачёт, а остальные часы отданы на лек-ционно-семинарские занятия.

Прохождение курса оценивается зачет, незачет. По итогам зачёта выносится рекомендации о дальнейшей работе по обществоведческому профилю в 10-11 классах.

Задачи курса

В связи с тем, что главная цель курса углубление знаний гражданского права, изучение прав в области экономической деятельности человека, защита прав человека в области уголовного и административного права, и в соответствии с обязательным минимумом содержания обществоведческого образования для основной школы, вытекают следующие задачи:

научить работать учащихся с документами

добиться, чтобы они знали и разбирались во всём многообразии законодательства в указанной области

закрепить и углубить материал за основную школу

Прогнозируемые результаты

На основании минимума содержания обществоведческого образования выпускники основной школы должны знать термины потребитель, права человека, защита прав человека, административный проступок, признаки и значение юридической ответственности. Стандарт требует, чтобы ученики знали термины, умели сравнивать, анализировать, объяснять их, а также процессы, связанные с темой курса, умели приводить собственные примеры.

В связи с данными документами, предполагается, что по окончании программы учащийся должен:

1)Знать понятия:

АПотребитель

Бизготовитель

Висполнитель

Гпродавец

Дстандарт

Енедостаток товара, услуги

Жбезопасность товара

3существенный недостаток

2)Уметь (в рамках подготовки к ЕГЭ):

А выделять в текстах оценочные суждения о правах потребителя и давать свою собственную оценку

Б выделять в текстах оценочные суждения о способах защиты прав и давать свою собственную оценку

В уметь анализировать сравнивать материалы учебника, документа, текста

знать свои права в изучаемой области

уметь на практике применять знания, полученные за время изучения курса

Основные формы деятельности учащихся

Написание творческих работ, составление и решение ситуативных задач, практическая работа с текстами документов, решение тестовых задач, работа за круглым столом с другими учащимися и преподавателем.

Резервное время

В структуре курса запланировано выделение времени на 5-10 минут больше, чем необходимо на изучение темы занятий.

Структура курса

№ п./п.

ТЕМА

Основные вопросы

Вид урока

Виды контроля

Количество часов

1

Что мы знаем о своих правах

Знакомство с курсом, с документами

Лекционно-практическое

1

2

Закон о правах потребителя

Работа с Законом о защите прав потребителя

Лекционно-практическое

1

3

Закон о правах потребителя

Работа с Законом о защите прав потребителя

Практическое занятие

1

4

Закон о правах потребителя

Составление и решение задач

Практическое занятие

Вопросы по закону

1

5

Кодексы РФ

Работа с Гражданским, Уголовным кодексами и Кодексом об административных правонарушениях

Лекционно-практическое

1

6

Кодексы РФ

Составление и решение задач

Практическое занятие

тестирование

1

7

Судебные разбирательства, Судебная защита

Какие суды занимаются всеми делами в данной области, как обращаться в суд

Практическое занятие

1

8

Судебные разбирательства, Судебная защита

Какие суды занимаются всеми делами в данной области, как обращаться в суд

Практическое занятие

тестирование, опрос

1

9

Сроки

Изучение сроков обращения по защите своих прав

Лекционно-практическое

тестирование, опрос

1

10

Дополнительные материалы

Приложения: знаки, коды, перечни товаров, услуг и т.д.

Лекционно-практическое

тестирование

1

11

Игра Брейн-ринг

Приложения: знаки, коды, перечни товаров, услуг и т.д. игра

Практическое занятие-игра

Игра — тесты, задания, кроссворды

1

12

Зачёт

Приложения: знаки, коды, перечни товаров, услуг и т.д.

Урок — зачёт

Устный, тест, эссе

1

Краткое содержание

изучение особенностей курса, что такое защита прав потребителей, рассмотрение плана работы, изучение структуры документов

основные понятия в законе, права потребителей на надлежащее качество товара, на информацию, права и обязанности продавца

права потребителя в случае покупки товара ненадлежащего качества, защита прав потребителей при выполнении работ

практическое решение задач, работа с реальными событиями

защита прав потребителя на «более высоком уровне», работа с кодексами РФ (Работа с Гражданским, Уголовным кодексами и Кодексом об административных правонарушениях)

практическое решение задач, работа с реальными событиями

изучение вопросов по судебной защите прав

все виды судебной защиты

все сроки, связанные с правами в области защиты, сроки обращения, сроки реализации и т.д.

10.работа с дополнительными материалами по информационным значкам, кодам, маркировке, знакам соответствия, с перечнем товаров определенных свойств

11.занятие обобщение повторение пройденного материала

12.итоговое занятие — зачёт

Литература для учащихся

«КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 №195-фЗ

«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ» от 13.06.1996 № 63-фЗ

ЗАКОН РФ от 30.12.2001 № 2300-1 «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ»

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

УКАЗ Президента РФ от 10.04.1994 № 1183 «О ЗАЩИТЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ РЕКЛАМЫ»

Введение в Обществознание: учебное пособие для 8-9 классов. Под ред. Боголюбова Л.Н. М.: Просвещение, 2002

Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9 класса. М.: Просвещение, 2002

Литература для преподавателя

Певцова Е.А. Обществознание: книга для учителя М.:ТИД «Русское слово -РС»,2000.

Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей / под ред. Дашкова Л.П. — Ростов н/Д: Феникс, 2002