Элективный курс Мой город или Обучение вне стен классной комнаты

Элективный курс «Мой город» и «обучение вне стен классной комнаты»

Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально – экономических условиях. Взаимодействие настоящего с будущим не полноценно без глубокого освоения исторического прошлого своего родного города.

Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира, становление системы отношений школьника с миром и с собой.

Школьные уроки истории призваны внести вклад в решение этой глобальной задачи. В основе механизма становления исторического сознания эмоционально-осознанное понимание школьниками личностной сопричастности истории – локальной, региональной, общероссийской, всемирной. Включенность школьников в современную жизнь своей стороны позволяет им на конкретных примерах увидеть связь изучаемого материала истории Отечества с собственной жизнью.

Важность краеведческих знаний для школьника очевидна. От того насколько глубоко школьник освоит краеведческие знания, будет зависеть качество и успешность формирования чувства патриотизма, ответственности и сопричастности к судьбе малой Родины. Краеведческие знания школьники должны получать в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Преподаватели должны «зажечь» краеведческими знаниями, мотивировать школьников на создание нового знания о малой родине, регионе в котором они живут. Но для того, чтобы преподаватель мог заинтересовать школьника краеведческими знаниями, он сам должен быть заинтересованным.

Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

Для реализации данного курса подходит модель «Обучение вне классной комнаты». Данной проблемой отхода от формального школьного образования к неформальному (открытому) занимались многие педагоги практики еще в прошлом веке, например: С. Френе «Новая французская школа», В. А. Сухомлинский «Школа под голубым небом», Л.Н. Толстой «Общие замечания для учителя». Этих педагогов объединяет то, что они говорили об уважении индивидуальности каждого ребенка и свободе детской активности.





Классно – урочная система – удобна и проста, она не требует дополнительной энергии и специальных средств организации. В традиционной классной комнате (парты в ряд – учитель в центре (у доски), а значит – главный) все оргформы жестко обусловлены местоположением учительского стола, доски и конечно, расстановкой парт, то есть хорошо приспособлены для традиционного урока, но никак не для диалога.

Это одна из причин, почему именно такие формы массово воспроизводятся в практике и мешают появлению новых. Временные рамки урока также ограничивают объем учебной задачи, которую можно поставить перед учениками. Как, правило 40 минут хватает только – только на воспроизведении информации и отработку навыков. В этих условиях, для продуктивной деятельности учеников времени не остается, не говоря уж об организации анализа и рефлексии. По мнению многих, учителя в такой системе находятся только на нижней ступени пирамиды Блума, то есть только получение знаний и примитивное их применение. Для того чтобы научить ребенка совершать более сложные мыслительные процессы, нужно что то большее, чем класс и учитель.

Любой выход за пределы класса требует от учителя больших интеллектуальных и творческих затрат. Но эта работа стоит того результата, который вас ждет.

Выход вне класса позволяет детям учиться работать в коллективе, распределять роли между собой, нести ответственность за свои действия.

Выход планируется заранее и состоит из нескольких этапов. Ничего нового я не придумала, техника была разработана не так давно, но уже применяется многими продвинутыми учителями.

I этап. Работа с информационным текстом об объекте или развитие функциональной грамотности чтения.

Основные типы заданий работы со сплошным текстом по пирамиде Блума.

Уровень1. Знание

Уровень 2. Понимание

Уровень 3. Применение

Уровень 4. Анализ

Уровень 5. Синтез

Уровень 6. Оценка

Также можно организовать перед выходом работу с несплошным текстом, например: картой, фотографиями, картинами, видеороликами и т.д

II этап. Непосредственно выход к объекту изучения. Сбор материалов для последующего анализа, поиск и описание объекта.

Здесь с учащимися нужно четко проговаривать регламент и правила поведения.

III этап. Оформление результатов. Здесь полет для творчества. Как учителя, так и учащихся.

Наверное, самое сложное организовать первый такой урок. Но знайте, что вы не одиноки в образовательном информационном мире и есть еще педагоги, которые разделят с вами ваши сомнения и идеи.

А напоследок несколько советов:

Удерживайте образовательные цели урока

Не позволяйте свалиться в узкую предметность и воспроизвести традиционный урок

Обеспечьте бесперебойную коммуникативность учащихся

Не предлагайте задания, которые можно сделать в классе

Опирайтесь на самоорганизацию детей в группе

Запрещается «говорящая голова учителя», а также его «указующий перст»

Имейте всегда в запасе план, на случай, если что-то пойдет не так

Не забывайте о формировании метопредметных умений

Придумай правила безопасности

Участвуй с удовольствием, наслаждайся происходящим, но не расслабляйся