Элективный курс Многообразие общества Подготовка к ЕГЭ

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Многообразие общества» предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 34 часа в каждом классе, всего 68 часов.

Среди школьных предметов, по которым можно сдать единый государственный экзамен, есть и обществознание. ЕГЭ по обществознанию сдают около половины всех выпускников школ Российской Федерации.

Экзамен по обществознанию остается одним из наиболее массовых, которые сдаются по выбору. Он востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности. Но следует отметить, что этот экзамен по выбору и его сдают не все учащиеся в классе и поэтому подготовку к ЕГЭ следует вынести на дополнительные занятия или элективные курсы.

Проведение итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ позволяет получить объективные данные, характеризующие уровень овладения экзаменуемыми необходимыми обществоведческими знаниями и умениями. Обществознание является одним из сложных предметов, так как содержит в себе самостоятельные дисциплины: философия, экономика, правоведение, политология, социология, культурология. Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников. Типичные ошибки выпускников показывают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Конечно, самый надежный путь к успешной сдаче экзамена – прочное и глубокое усвоение курса обществознания на протяжении всех лет его изучения. Вместе с тем нелишней станет и специальная работа по формированию умений выполнять задания различных типов.

Помимо всего итоговая аттестация в форме ЕГЭ включает умение написание эссе. В рамках обычного преподавания при дефиците учебного времени и огромной загруженности для отработки данного умения не хватает времени.

Целью данного курса является повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; обеспечение систематизации, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения; развитие методологической культуры при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытие смысла афористичного высказывания. данный курс имеет целью подготовку учащихся к ЕГЭ по обществознанию и предполагает формирование умений выполнять задания различных типов.

Задача курса – познакомить учащихся с разными типами заданий в зависимости от предполагаемого вида познавательной деятельности и особенностями их выполнения; научить работать с текстом документа, анализировать и интерпретировать его; показать особенности эссе по обществознанию, научить правильно выбирать тему эссе; актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания; обобщение и систематизация полученных знаний;

решение наиболее сложных вопросов

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. В рамках элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям, примерно 70%учебного времени, конкретно отработке навыков выполнения тестовых заданий , написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Ожидаемые результаты:

Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым направлениям курса; достижение определенной свободы в выборе темы эссе; проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Результатом изучения учащимися курса является умение решать задания ЕГЭ по обществознанию, правильно работать с бланками ЕГЭ, умение рассчитывать время отпущенное на проведение ЕГЭ по обществознанию.

Одним из условий практической значимости предлагаемого элективного курса является его соответствие требованиям Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений при подготовке ЕГЭ по обществознанию. Перечень элементов содержания Кодификатора включает обязательный минимум содержания основных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) образования по обществознанию (базовый и профильный уровни).





Программа позволяет сформировать практическую деятельность школьников при подготовке к итоговой аттестации.

Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Программа обладает достаточной для проведения контроля конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.

Материал программы распределен по времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов

Программа курса (34 часа)

10 класс.

Тема 1. Введение (4 часа)

Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.

Знакомство учащихся с структурой ЕГЭ и стандартами обществоведческого образования, кодификатором, спецификаций, демоверсией, структурой и содержанием письменной экзаменационной работы, принципами отбора и расположения заданий в экзаменационной работе, уровнями сложности заданий.

Тема 2. Решение заданий различных типов (9 часов).

Основные типы заданий. Специфика заданий по уровню сложности. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Решение задач с выбором ответа.

Тема 3. Решение заданий части С (16 часов).

Работа с текстами документов. Задания С1-С4. Интерпретация и анализ текста документа Характер заданий к тексту документа Задание С5 (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса). Задание С6 (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения, понятия на примере) Решение познавательных задач (С7) Задание С8 (задание на составление сложного плана) Эссе.

Тема 4. Решение КИМов. Закрепление изученного за год(4 часа).

Решение тренировочных тестов.

Тема 5. Итоговое повторение (1 час).

Обобщение и систематизация изученного в течение года

11 класс.

Тема 1. Введение (4 часа)

Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году, анализ результатов экзамена прошлом учебном году. Демонстрационный вариант КИМ по обществознанию.

Тема 2. «Общество» (4 часа).

Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь сфер общественной жизни. Социальные институты. Многовариантность развития общества. Типы обществ. Прогресс. Глобализация. глобальные проблемы.

Тема 3. «Человек» (4 часа).

Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции). Потребности человека. Деятельность. Цель и смысл жизни человека. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация. Внутренний мир человека. Самопознание. Свобода и ответственность.

Тема 4. «Познание» (3 часа).

Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Виды человеческих знаний.

Тема 5. «Экономика» (4 часа).

Экономика: наука и хозяйство. Собственность. Экономические системы. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл. Экономический рост. Многообразие рынков. Разделение труда. Обмен, торговля. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика.

Тема 6. «Социальная сфера» (3 часа).

Социальные группы и их классификация. Социальный статус и социальная роль. Стратификация, мобильность, нормы и отклоняющееся поведение. Семья Социальный конфликт. Межнациональные отношения.

Тема7. «Политическая сфера» (4 часа).

Власть. Политическая система. Признаки, функции и формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Тема 8. «Право»(4 часа).

Право, система права. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Конституция РФ. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в РФ.

Тема 9. «Духовная сфера» (2 часа). Культура Формы и разновидности культуры. Искусство, наука, образование.

Тема10. Итоговое тестирование

Повторение и обобщение изученного в течение года.