Элективный курс Химия вокруг нас_6234

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Троица

Белохолуницкого района Кировской области

Программа элективного курса по химии

«Химия вокруг нас»

11 класс (34 часа)

Программу составил

учитель химии и биологии

Гайдадин Михаил Олегович

с. Троица

2012

Аннотация

Тема посвящена проблеме рационального и здорового использования продуктов современной химической промышленности. Курс раскрывает следующие вопросы:

влияние химических веществ, используемых человеком на его здоровье;

ингредиенты, используемые в химическом производстве и их особенности;

рациональный выбор продуктов питания, косметики, парфюмерии и бытовой химии для конкретного использования;

правильная утилизация бытового мусора и воздействие синтетических соединений на окружающую среду.

Данная разработка может быть использована учителем для предпрофильной подготовки в 11 классе при изучении общей химии.

Введение

Актуальность данного курса определяется необходимостью формирования у учащихся культуры здорового потребления. Тема выбрана с целью обеспечить правильное применение знаний по химии в повседневной жизни, а также дополнить материал по экологии человека при подготовке к ЕГЭ. Тематика данного курса частично представлена при изучении химии в 9 – 11 классах, но информация дается выборочно и фрагментарно и не дает полного представления о разнообразии химических веществ вокруг нас. Новизна методической разработки заключается в высокой степени её прикладной направленности, использовании в лабораторных практикумах различных продуктов из повседневной жизни, а также применении на занятиях современных информационных технологий.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), из них 12 практических работ и 4 экскурсии.

Цель курса: Сформировать у учащихся знания о химическом составе товаров широкого потребления, о значении и влиянии ингредиентов используемых продуктов на окружающую среду и здоровье человека.

Задачи:

Стимулирование познавательных интересов учащихся.

Объединение научных знаний с практическими знаниями.

Развитие коммуникативных умений и навыков (сбор информации для проекта, ведения дискуссий, а также презентация результатов работы).

Формировать умения и навыки работы с источниками информации.

Принципы курса

практическая направленность;

развивающий характер;

региональный компонент;

профессиональная направленность;

учет возрастных особенностей школьников;

возможность практического применения знаний, умений и навыков;

проектная и исследовательская деятельность;

здоровьесберегающие технологии.

Умения и навыки:

Уметь анализировать продукты, используемые в повседневной жизни, на содержание вредных примесей.

Уметь правильно использовать средства бытовой химии, лакокрасочную продукцию, применять косметику и парфюмерию без вреда для здоровья.

Применять знания о рациональном использовании и утилизации товаров широкого потребления при самооценке и анализе отношений с окружающими.

Формы и методы обучения:

лекции с элементами беседы;

работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся;

лабораторный практикум;

практические работы с элементами поисковой деятельности;

написание и защита проектов по изучаемой проблеме.

Условия применения:

Кабинет химии со столами с химически стойким покрытием для учащихся, вытяжным шкафом, компьютером, проектором и интерактивной доской;

Наборы лабораторного оборудования и реактивов для учащихся.

Элективный курс насыщен лабораторными практикумами и с использованием современных информационных технологий, поэтому учитель должен в полной мере владеть навыками работы с лабораторным оборудованием и профессиональным программным обеспечением. Спецификация курса требует подготовки дополнительной информации для каждого занятия, материала для проведения лабораторных практикумов, а также анализа и оценивания результатов работ, что обуславливает его достаточно высокую трудоемкость.

Учебный план

Сроки (примерные)

Тема

Количество часов

Практические работы

Экскурсии

1.09 – 12.10

1.Химия и здоровье.

6

1

1

15.10 – 30.11

2.Ингредиенты, используемые в химическом производстве.

6

2

1

3.12 – 25.01

3.Пищевые добавки и красители.

6

4

-

28.01 – 1.03

4.Косметика и парфюмерия

5

3

-

4.03 – 19.04

5.Бытовая химия и мебель.

6

2

-

22.04 – 31.05

6.Правильная утилизация бытового мусора.

5

-

2

Итого

34

12

4

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

П

Экскурсии

Контроль

1

Химия и здоровье.

Классы опасности химических веществ. Канцерогены.

Лекарственные препараты.

Действие химических веществ на внутренние органы человека.

Предельно допустимая концентрация вредных веществ.

П/р №1 «Анализ лекарственных препаратов».

Экскурсия №1 «Использование знаний о классах опасности веществ на практике»

6

1

1

Написание санитарных бюллетеней с рекомендациями.

2

Ингредиенты, используемые в химическом производстве.

Композитные смеси для производства пластмасс и волокон.

Классификация ингредиентов полимерных смесей.

Современные безотходные технологии на производстве.

П/р №2 «Исследование химического состава пластиковых изделий».

П/р №3 «Исследование химического состава одежды из синтетического волокна».

Экскурсия №2 «Производство композитных смесей и изделий из них»

6

2

1

Составление технологических схем на химическом производстве.

3

Пищевые добавки и красители.

Классификация и маркировка пищевых добавок.

Использование пищевых добавок и их воздействие на организм.

П/р №4 «Санитарная проверка пищевых продуктов».

П/р №5 «Какой сок полезен?».

П/р №6 «Подсчет энергетических затрат и определение калорийности рациона».

П/р №7 «Составление дневного рациона с учетом энергетических затрат и сбалансированной пищи».

6

4

-

Разработка правил рационального и здорового питания.

4

Косметика и парфюмерия.

Химический состав косметики и ее действие на организм.

Парфюмерные товары: особенности и свойства.

П/р №8 «Получение и свойства эфирного масел»

П/р №9 «Исследование косметических товаров на вредные примеси».

П/р №10 «Анализ химического состава парфюмерных товаров».

5

3

-

Написание реферата на тему «Польза и вред косметико-парфюмерной продукции».

5

Бытовая химия и мебель

Химический состав лакокрасочной продукции.

Синтетические моющие средства.

Полимерные смолы, используемые в производстве мебели.

Рациональная эксплуатация средств бытовой химии и мебельной продукции.

П/р №11 «Исследование устойчивости древесного лака и эмали к действию химических реагентов».

П/р №12 «Синтез фенолформальдегидной смолы».

6

2

-

Разработка рекламы средства бытовой химии или мебельной продукции.

6

Правильная утилизация бытового мусора.

Твердые бытовые отходы – угроза экологическому благополучию планеты.

Классификация бытовых отходов по химическому составу.

Особенности утилизации бытовых отходов.

Экскурсия №3 «Способы утилизации твердых бытовых отходов».

Экскурсия №4 «Организация хранения твердых бытовых отходов в нашей местности».

5

-

2

Написание реферата на тему «Способы утилизации бытового мусора и их особенности».

Итого

34

12

4

Тема 1. Химия и здоровье.

Занятие 1. Классы опасности химических веществ. Канцерогены.

Цель: создать условия для формирования знаний о воздействии веществ различных групп опасности на организм, изучения воздействия канцерогенных и ядовитых веществ в повседневно используемых товарах.

Задачи:

образовательные: показать особенности воздействия некоторых веществ на организм, обсудить способы защиты от этих воздействий;

воспитательная: сформировать культуру здорового потребления;

развивающая: развивать коммуникативные умения и навыки.

Формы и методы обучения:

лекция с элементами беседы;

работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся.

Раскрываемые вопросы: понятие о классах опасности веществ; особенности работы с веществами различных классов опасности и меры предосторожности; содержание ядовитых и канцерогенных веществ в используемых продуктах и степень их воздействия.

Занятие 2. Лекарственные препараты.

Цель: создать условия для восприятия и усвоения информации о химическом составе лекарственных препаратов, их воздействии на организм и особенностях приема лекарств.

Задачи:

образовательные: разобрать классификацию лекарственных препаратов, их особенности, разработать методику приема некоторых лекарственных препаратов, объяснить отрицательное воздействие лекарств при длительном и неумеренном приеме;

воспитательная: выработать бережное отношение к своему организму;

развивающая: развивать навыки работы с дополнительной информацией.

Формы и методы обучения:

лекция с элементами беседы;

работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся.

Раскрываемые вопросы: классификация лекарственных препаратов; химический состав наиболее распространенных лекарств и их воздействие; правила приема лекарственных препаратов и первая помощь при их передозировке.

Занятие 3. Действие химических веществ на внутренние органы человека.

Цель: дать представление об особенностях воздействий различных химических веществ на группы органов человека, о последствиях этих воздействий, способах защиты от них.

Задачи:

образовательные: показать разнообразие воздействий веществ на организм, разобрать способы защиты от вредных воздействий;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст