элективный курс Химия в повседневной жизни

Управление системой образования Волоколамского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоколамская средняя общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрена Согласовано Утверждено

ШМО зам. директора по УВР директор школы

учителей естественного цикла Аверьянова Н.В. ______ Алексеева Т.К. _______

протокол №___ от ____ дата ________________ дата ______________

Программа элективного курса

Химия

( наименование учебного предмета)

10 — 11 класс

( уровень, ступень образования)

1 год

Составлена на основе авторской программы элективного курса

«Химия в повседневной жизни» С.В. Бочаровой

(С.В. Бочарова. Элективный курс «Химия в повседневной жизни».

Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.)

Колядкина Ирина Викторовна

___________________________________________________

( Ф.И.О. учителя, составившего программу)

Волоколамск

2010

Элективный курс «Химия в повседневной жизни«.

Пояснительная записка.

Проблема понимания окружающей нас среды всегда была одной из самых важных проблем, стоящих перед человеческим обществом. Самые распространенные вещества, их роль в жизни человека и правильное использование в повседневной жизни. Питание должно быть рациональным, соответствовать основным положениям науки о питании. Гигиенические вещества нужно уметь выбирать, а с вредными привычками уметь бороться и знать их психологические аспекты.

Программа элективного курса «Химия в повседневной жизни» предназначена для учащихся 10-11-х классов (34ч.). Этот курс расширяет кругозор учащихся в области бытовой химии, а также является хорошей базой для тех, кто станет и далее изучать естественные науки после школы.

Содержание курса строится на следующих принципах:

во-первых, в программе представлена современная химия и биология. При этом не ставится задача изложение основ науки химии и биологии, а необходимость обеспечить биологическую и химическую грамотность в направлении сохранения здоровья, как залога успешности человека в жизни;

во-вторых, содержание курса определяется с учетом возрастных особенностей учащихся и их интересов в области познания мира, к самому себе, жизни в целом, а также с учетом психолого-педагогических закономерностей обучения и формирования химико-биологических знаний и видов познавательной деятельности;

в-третьих, применяется опережающее обучение, основанное на знаниях других, более ранних и одновременно школьных курсов (природоведение, физика, технология и др.).

Цель программы: пропаганда естественнонаучного профиля, привлечение учащихся к овладению профессий этого направления.

Задачи программы:

образовательные:

подготовить фундамент для практической деятельности человека;

дать понятие взаимосвязи строения и свойств химических веществ; заложить основы понятия «экология организма»;

определить важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах благоприятствующих и нарушающих здоровье.

развивающие:

овладение методами самоконтроля и способности выявить возможные нарушения здоровья для своевременного обращения к врачу;

развитие навыка работы в группе.

воспитательные:

решить задачи экологического, эстетического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников;

привести к осознанию целесообразности отказа от вредных привычек, как важнейшего шага на пути сохранения здоровья и работоспособности;

подтолкнуть к осознанному выбору между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезням.

Доминирующим методом преподавания в данной программе является проблемно-диалогический метод. Особую роль в творческом освоении знаний старшеклассниками имеют проблемные вопросы. Являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных ситуаций. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов химико-биологических явлений и фактов. Курс по выбору «Химия в повседневной жизни» представляет собой систему взаимосвязанных лекций, практических работ, творческих заданий и исследовательских работ, в ходе которых школьники будут анализировать и моделировать ситуации, идентифицировать и классифицировать вопросы и проблемы, рассматривать различные варианты, высказывать и защищать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Делать выводы и принимать решения, работать над проектом, готовить отчеты, доклады и публичные выступления. Интеграция: курс связан с биологией, химией, экологией, медициной, психологией. Курс завершается мероприятием, связанным с презентацией проекта.

Итогом усвоения программы является итоговая конференция, выставка творческих работ, общественный смотр знаний.

Учащийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания глобальных проблем — экологических, энергетических и сырьевых

объяснения химических явлений, происходящих в быту, природе и на производстве

экологически грамотного поведения в окружающей среде

безопасной работы с веществами в лаборатории, быту

распознавания важнейших веществ и материалов

оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Тематическое планирование

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во

часов

1. Введение

1

Химия в повседневной жизни.

Лекция

1

2.Вещества, которые нас окружают (9ч.)

1

Вода-источник жизни

Беседа

1

2

Спички

Комбинированный урок

1

3

Бумага

Комбинированный урок

1

4

Загадки камней и минералов.

Комбинированный урок

1

5

Волшебная радуга цвета (краски)

Комбинированный урок

1

6

Строительные материалы

Комбинированный урок

1

7

Керамика

Комбинированный урок

1

8

Стекло

Комбинированный урок

1

9

Обобщение темы

Семинар

1

2.Химия стирки (6ч)

1

Маленькие секреты большой стирки

Комбинированный урок

1

2

Удаление пятен с одежды

Комбинированный урок

1

3

Распознавание волокон и тканей

Практическая работа

1

4

Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств

Практическая работа

1

5

«Химчистка на дому»

Практическая работа

1

9

Обобщение темы

Семинар

1

3.Химия пищи (10ч)

1

Основные химические вещества пищи

Лекция

1

2

Поваренная соль. Сода.

Комбинированный урок

1

3

Белки

Комбинированный урок

1

4

Жиры

Комбинированный урок

1

5

Углеводы

Комбинированный урок

1

6

Витамины.

Комбинированный урок

1

7

Пищевые добавки

Комбинированный урок

1

8

О чем говорит информация на этикетке

Практическая работа

1

9

Белки пищи

Практическая работа

1

10

Обобщение темы

Семинар

1

4.Вредные привычки и как с ними бороться (4ч)

1

Жевательная резинка: за и против

Комбинированный урок

1

2

Курить — здоровью вредить

Комбинированный урок

1

3

Действие алкоголя на организм человека

Комбинированный урок

1

4

Нация и ее здоровье

Деловая игра

1

5.Химия и красота (2ч)

1

Химические средства гигиены и косметики

Лекция

1

2

Меры предосторожности при использовании препаратов бытовой химии.

Комбинированный урок

1

6. Итоговая конференция. Презентация и защита творческих и проектных работ учащихся

Итого 34 часа (в том числе 1ч резервный)

На итоговых уроках учащиеся представляют и защищают проекты по предложенным темам, при изучении курса «Химия в повседневной жизни».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст