Элективный курс Химия решение задач

Рабочая программа элективного курса для учащихся 11класса

_______ Химия (решение задач)_______

Название программы

Срок реализации рабочей программы 2013 -2014 учебный год

,

Руководитель курса: учитель

биологии и химии А.Н.Кузнецова

пгт. Новоаганск

2013

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа элективного курса «Химия» для 11 класса составлена на основании:

- примерной государственной программы среднего (полного) общего образования

// Программы элективных курсов. Химия. 10–11 классы. Профильное обучение.

Сост. Г.А.Шипарева. М.: Дрофа, 2005;

- федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Стандарт основного общего образования //Вестник образования России — №14, 2004 г;

- Закона «Об образовании» РФ;

- методические рекомендации АПКиПРО по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников.

Срок реализации рабочей учебной программы 1 год.

Рабочая учебная программа рассчитана на 18 часов в год ( недели),

час в неделю.

Цели элективного курса:

развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;

развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;

закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии;

обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;

подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии.

Задачи элективного курса:

научить обучающихся приемам решения задач различных типов;

закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и органической химии;

способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;

продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения коллоквиумов.

Ведущие формы, методы и технологии обучения:

Для организации процесса обучения используются различные формы учебных занятий: уроки-практикумы и объяснительно-иллюстративные, частично–поисковые, проблемные методы.

Формы, средства и способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе: контрольные работы, отчеты.

Формы промежуточной и итоговой аттестации: защита творческой работы, зачет.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По итогам элективного курса учащиеся должны:

Знать:

химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;

признаки, условия и сущность химических реакций;

химическую номенклатуру.

Уметь производить расчеты:

по формулам и уравнениям реакций;

определение компонентов смеси;

определение формул соединений;

растворимости веществ;

вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся

от нормальных;

энтальпии веществ;

переход от одного способа выражения концентрации к другому.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждение и решении нет ошибок, задача решена

рациональным способом.

Отметка «4»: в логическом рассуждение и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждение нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждение и в решение.

Отметка. «1»: отсутствие ответа на задание.

Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Практических

занятий

Формы контроля

1

Расчеты по формулам химических веществ

4

3

Решенные задачи

2

Расчеты по уравнениям реакций

4

4

Решенные задачи

3

Решение задач на растворы

4

4

Решенные задачи.

4

Задачи по органической химии

5

3

Решенные задачи.

5

Итоговое занятие. Защита авторских задач

1

1

Зачет

18

15

Основное содержание разделов

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Тема 1. Задачи на газовые законы. Газовые законы — 4 часа.

КДЦ: научить обучающихся приемам решения задач на применение знаний газовых законов, понятий: массовая, объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса.

Знать: закон Авогадро и его следствия; объединены газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака, уравнение Менделеева-Клайперона, понятия: плотность газа, относительная плотность, нормальные условия и условия отличные от нормальных, международная система единиц (СИ)

Уметь: производить расчеты на применение знаний газовых законов, понятий: массовая,

объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса:

- решать задачи на соотношение основных характеристик газов;

- задачи на нахождение молярной массы смеси газов;

- задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе;

- задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.

Тема 2. Расчёты по уравнениям реакций – 4 часа

КДЦ: научить обучающихся производить расчеты по уравнениям реакций,

Знать: алгоритмы решения задач по уравнениям химических реакций.

Уметь:

- производить расчеты, если одно из веществ взято в избытке;

- определять состав соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в

реакцию;

-определять состав двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций;

- производить расчеты по термохимическим уравнениям;

- решать задачи на электролиз, смешанные задачи.

Тема 3. Концентрация растворов. Выражение состава растворов-4часа

КДЦ: совершенствовать умения и навыки решения задач на применение знаний понятий: массовая доля, молярная концентрация, растворимость.

Знать: способы выражения концентрации растворов, понятия : массовая доля, молярная концентрация, растворимость.

Уметь: — вычислять массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией;

производить расчеты на основе использования графиков растворимости;

— вычислять рН растворов;

— производить вычисления по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.

Тема 4. Задачи по органической химии – 5 часов + 1 час итоговое занятие

КДЦ: научить обучающихся решать задачи по органической химии.

Знать: основные классы органических соединений алгоритмы решения задач по

органической химии

Уметь:

- определять молекулярные формулы веществ;

- производить расчеты:

объемных отношений газов при химических реакциях;

массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму

одного из участвующих в реакции органических веществ;

массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составлять цепочки генетической связи органических соединений;

- решать задачи с использованием схем превращений органических соединений,

смешанные задачи.-

Календарно-тематическое планирование элективный курс химия 11 класс.

Наименование раздела

Элементы содержания

раздела

Требования

к уровню подготовки обучающихся

занятия

Тема занятия

Кол-во

ч.

Вид контроля

Сроки

план.

Сроки

Факт.

1

Газовые законы.

Задачи на

газовые законы

4 часа

Задачи на газовые законы. Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность. Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи.

Знать: закон Авогадро и его следствия.

Уметь: производить расчеты на применение знаний газовых законов, понятий: массовая, объёмная и мольная доли газов, средняя молярная масса:

- задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе;

- задачи на определение объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.

1

2

3

4

Задачи на

соотношения

основных характеристик газов

Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе и

Задачи на нахождение объёмной доли (%) компонентов газовой смеси.

Задачи на нахождение мольной доли (%) компонентов газовой смеси

1

1

1

1

устный

Письм.

Отчет

Отчет

17.09.11

1.10.11

3

Расчёты по уравнениям реакций –

4 часа

Расчёты по уравнениям реакций. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке. Определение состава соли (кислая или средняя) по массам веществ, вступающих в реакцию. Определение состава двух-трехкомпонентной смеси по массам веществ, образующихся в ходе одной или нескольких реакций. Задачи на электролиз. Составление и использование алгоритмических предписаний. Смешанные задачи



Страницы: 1 | 2 | Весь текст