Элективный курс ХИМИЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВО ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Изобильного

Программа рассмотрена. Утверждаю:

на экспертно-методическомДиректор МБОУ «СОШ №19»

совете школы ____________(А.В.Локтионов) «»__________2010г.

Протокол № …

от « »___________ 2010г.

« ХИМИЯ. ИСТОРИЯ, ИСКУССТВО:

ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Учебная программа

элективного курса

для учащихся 10 класса

Составитель программы:

учитель химии

МБОУ «СОШ№19»

И. В. Ходунова

г. Изобильный 2010год

Учебная программа элективного курса

«Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия»

(68 час., 4 час. – резервное время)

Место курса в образовательном процессе.

Содержание данного курса имеет интегрированный характер, поэтому он может рассматриваться как “поддерживающий” изучение основного курса химии в рамках естественно-научного профиля, и как курс, служащий выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащегося, обучающегося по любому из профилей, в первую очередь — гуманитарному. Именно поэтому учебное пособие и рабочая тетрадь будут составлены как двухуровневые ( второй уровень, представленный в дополнительных разделах, будет содержать сложный химический материал для существенного углубления предметных знаний, который будет важен лишь для обучающихся по естественно-научному профилю).

Объем курса – 70 час. Предназначен для изучения в 10 (11 классе), вполне возможен вариант изучения его в 10-11 классах при недельной нагрузке – 1 час.

^

Цели, задачи, образовательные результаты

Изучение курса направлено на развитие мировоззрения учащегося, формирование понимания тесного единства и взаимосвязанности различных сфер окружающего мира – на примере разноаспектных связей естественнонаучных знаний (на примере химии) и искусства, как одной из важнейших областей человеческой деятельности и цивилизации в целом.

ХХ столетие охарактеризовалось резким усилением химизации многих сфер жизни. Однако успехи химической науки нередко широко используются без должного осознания необходимости научно обоснованного, грамотного применения веществ и материалов. Это касается и производства, и повседневной жизни, и отношения к памятникам искусства.

Исключительно перспективный, в контексте экологического кризиса, принцип “в химии — грязи нет” реализуется пока явно недостаточно. Это определяет целесообразность дополнительного химического экскурса для тех учащихся, которые в основном завершили свое химические образование в 9 классе.

Выбор в качестве траектории такого экскурса связей химии с искусством обусловлен следующим:

учетом широких возможностей для общекультурного и методологического образования учащихся при изучении данной области;

реальными возможностями “возвышения личных жизненных целей” которые предоставляет углубленное ознакомление с искусством в контексте его наиболее доступного — материаловедческого аспекта; важностью формирования у учащихся убежденности в необходимости изучения и сохранения памятников старины, бережного отношения к окружению вообще, вредности и бессмысленности актов вандализма;

возможностью ознакомления учащихся с областью культуры, способной служить неиссякаемым источником дополнительных интересов для организации собственного досуга;

исторически базовым характером этих связей: художники, скульпторы, архитекторы, ювелиры одними из первых начали серьезно изучать свойства материалов в связи с необходимостью постоянного усовершенствования их обработки; истоки химического производства коренятся в художественно-ремесленных мастерских по производству ювелирных изделий, стекла и керамики, практически, в той же степени, что и в металлургии;

возможностью системного раскрытия свойств широкого спектра веществ и материалов (от природных до самых современных) в их “деятельностном” проявлении в связи с использованием при создании, хранении и реставрации произведений искусств;

Более чем двадцатилетним опытом апробации изучения вопросов ниже предлагаемой программы в рамках традиционного обучения химии ( в том числе – в условиях внеклассной работы по предмету); неизменным интересом значительной части учащихся и учителей к данному материалу;

^ Возможностями вовлечения учащихся, изучающих данный курс, в особую деятельность по чтению лекций, разработке и проведению дидактических игр для младших школьников в частности — с целью разъяснения ценности памятников культуры и старины для каждого человека, и важности бережного к ним отношения, изучения, с целью расширения собственных, личностных «горизонтов», и т.п.

Из вышесказанного следует, что основными целями изучения курса является:

- развитие общекультурной компетентности учащегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира;

расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной ( в том числе – аналитико-синтетической, интеллектуально-графической) и практической ( в том числе – экспериментальной), деятельности;

развитие познавательной активности и самостоятельности, установки на продолжение образования, на развитие познавательной мотивации в широком смысле;

развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия (в частности, в процессе выше упоминавшейся работы с младшими школьниками – по распространению почерпнутых при изучении курса, знаний).

- Развернутое ознакомление с тем, как получаются материалы – с основами химической технологии – традиционно находящейся в загоне при изучении курсов химии; с «техническими» приемами и «маленькими хитростями» использования материалов и веществ, с которыми учащийся встречается в повседневной жизни, в целом — раскрытие «химической стороны» окружающего мира.

Приоритетные задачи курса определяются профилем обучения, в котором он используется: если это естественно-научный профиль – тогда на первое место, наряду с развитием представлений о единой картине мира, о роли естественнонаучного знания в становлении конкретной сферы человеческой цивилизации – искусства, выступает углубление и расширение предметных знаний ( о структуре вещества, об особенностях и механизмах протекания химических реакций, о дисперсных системах, об особенностях современных синтетических материалов и т.д.). Вопросы программы, предназначенные для углубления знаний в случаях, когда курс используется как “поддерживающий” углубленное изучение, даны в квадратных скобках. Их содержание будет представлено в особых разделах дополнительного материала к учебному курсу.

При включении курса в обучения учащихся по иным профилям, гуманитарному, и прочим, – ведущую роль получают следующие задачи:

- развитие представлений учащихся о роли естественнонаучного (химического ) знания в становлении цивилизации ;

- систематизация и углубление ранее приобретенных знаний по химии на основе системного представления фактологических и теоретических знаний;

раскрытие роли и перспектив химических знаний в решении экологических проблем;

формирование представлений об основных этапах становления естественной науки, краткое ознакомление с концептуальными системами химии.

В обоих случаях важной задачей курса является системное знакомство с различными видами искусства. (длительный педагогический эксперимент показал, что освоение учащимися 10-11 класса вопросов данной программы вызывает интерес к посещению музеев, чтению дополнительной литературы. Многие учащиеся, отмечая, что их профессиональная деятельность не будут связана с искусством, подчеркивают, что ознакомление с искусствоведческим аспектом химии открывает им важные перспективы и направления самообразования).

^ Вырабатываемые с помощью курса предметные знания: а) Существенное расширение знаний о классах неорганических и органических (спирты, карбоновые кислоты, углеводы и др.) соединений и их конкретных представителях, широко используемых в повседневной жизни (их составе, свойствах, способах применения и приготовления).б) Углубление представлений об обширной группе природных органических и неорганических веществ и историческом становлении их применения человеком). в) Углубление знаний о дисперсных системах, их видах, и применении; о химических процессах и реакциях, скорости и механизмах их протекания; об окислительно-восстановительных реакциях. г)Существенное расширение знаний о химической технологии, ее исторических истоках и современных достижениях, конкретных производствах, основных научных принципах их организации, сырье, химизме и продукции (на примерах производства стекла, фарфора, художественных эмалей.

Формирование системных представлений об истории развития химии как естественной науки, об основных концептуальных системах ее становления; о современном предмете химии и химической технологии – как науке и практическом переложении теории к практик

Универсальные и интеллектуальные умения, мыслительные навыки: развитие умений классифицировать, сравнивать изучаемый объекты, проводить разноаспектный анализ информации и синтез результатов этого анализа; выявлять противоречия и закономерности; систематизировать информацию, получаемую из разных источников; выдвигать гипотезы, подтверждать их специально спланированным экспериментом. Развитие экспериментальных умений: овладение умениями качественного анализа, умениями выстраивать логику экспериментального изучения конкретных веществ с целью доказательства наличия у них отдельных свойств; проектировать простейшие устройства и приборы, в которых возможно проведение конкретных химических реакций.

^

Формирование интеллектуально-графических умений по компактному, образному выражению информации ( составление графических рефератов);

Развитие умений по применению полученной информации для разработки тематических сообщений, дидактических игр, мини-сценариев и т.п.

^

Содержание курса (Программа)

(Всего 68 час; резервное время — 4 час.)

**Темы для самостоятельной работы (по выбору), перечни творческих заданий, ссылки на необходимую литературу, перечни демонстрационного и лабораторного эксперимента полностью даны в «Организаторе»( 2 -ой компонент УМК).

^ Тема 1 . Химия – наука древняя и молодая ( 6 час).

Понятие о науке о теоретических и эмпирических знаниях. Становление химического языка и системы научных понятий. Условия возникновения научной химии. Четыре этапа становления науки в соответствии с концептуальными системами химии: 1.Учение о составе. Роль химического анализа. 2. Учение о структуре химических соединений. Роль химического синтеза. 3. Учение о химической реакции. 4. Учение о биокатализе. Представление о синергетике и синергии.

Ретроспектива становления науки: алхимия – эмпирический базис химии. Алхимия в Древнем Египте и Средневековой Европе. Плодотворные начинания алхимиков.

Накопление эмпирических знаний о способах получения веществ и их свойствах в ремесленных мастерских. Художники и ремесленники. Древние краски для живописи и окрашивания тканей.

Демонстрации: Синтез воды в эвдиометре.2.Синтез азотной кислоты ( в реторте). 3. Разложение малахита. 4. Получение красителя из природного сырья. 5.Синтез одного из анилиновых красителей.

1. Химические реакции: условия и признаки протекания.2.Работа с индикаторами.3. Приготовление анилиновых красителей ).

Оригинальные формы проведения занятий: 1. Конкурс алхимических проектов.

Тема 2. Металлы и неметаллы в искусстве ( 8 час.).

История открытия периодического закона, этапный характер этого события. Функции периодической системы химических элементов в научном и учебном познании, характеристика элемента по его месту в системе. Типичные особенности строения атомов металлов и неметаллов.

Аллотропия элементов главной подгруппы 1У группы на примерах углерода и олова. /Современные представления об аллотропных видоизменениях углерода/. Углерод и образуемые им простые вещества. Уголь восстановитель металлов и пигмент в живописи. Применение угля древнерусскими изографами.

Распространение в природе благородных металлов. /Особенности строения атомов металлов побочных групп и их характерные свойства/. Исторические сведения о применении металлов для создания произведений искусств. Структура кристаллической решетки и физико-химические свойства золота. Золотобойное искусство в древности. Позолота фарфора: реагенты, реакции. Ртуть- растворитель золота. Золочение куполов.

Медь, золото, серебро и железо в Древнем Египте. Профессия медника, свойства меди , технология обработки и применения медных инструментов в глубокой древности./Физико-химические свойства важнейших соединений меди/.

Структура и свойства серебра. Приемы обработки серебра и создание из него произведений искусства. Использование серебра в изготовлении зеркал. Зеркала в архитектуре. «Серебрение» фарфора.

Свинец: свойства и применение в изготовлении витражей, в живописи (свинцовый карандаш, свинцовые белила), европейские законы ХУ1 века, ограничивающие применение свинца.

Чугун и сталь. Каслинское литье. Стальные конструкции в архитектуре. Декорированное стальное оружие: приемы обработки стали – воронение, чеканка и др.

Коррозия металлов. Приемы борьбы с коррозией, применявшиеся в древности, средние века и сегодня.

Темы для самостоятельной работы (по выбору): Древнеегипетские источники о профессиях металлов (по Е.С.Богословскому.«Египетские мастера», М.: Наука, 1983). Культура русского металла. – и др.

Демонстрационный эксперимент: 1.Восстановление металла из оксида; 2.Реакция «серебряного зеркала»; 3. Физико-химические свойства свинца(мягкость, его растворение в кислоте.) и др.

Фотографии(слайды) художественных изделий из металлов (чугунные и стальные решетки, чеканные серебряные художественные произведения из средневековых европейских мастерских и т.п.), витражей.; изделий из бриллиантов; репродукции рисунков, выполненных углем.

^ Коллекция металлов, планшеты с изображением их кристаллических решеток.

Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 1.Серебро и золото:

Домашняя экспериментальная работа (вариативная); 2. Взаимодействие металлов с кислотами- окислителями; 3. Травление алюминиевой пластинки( в технике «офорта»)

Лабораторные опыты: 1. Физические свойства угля и графита. 2. Восстановление меди из оксида меди(11) водородом. 3. Свойства соединений олова.

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: 1.Выставка-конкурс творческих реферативно-графических работ учащихся: «Металлы (неметаллы) в искусстве».2. Дидактическая игра: «Металлы в таблице Менделеева и в искусстве»(конкурс мини-сообщений).

Тема 3. Соединения кальция в природе и искусстве ( 4 час.).

Соединения кальция в природе. /Кислые и основные соли кальция, их получение и свойства/.

Жесткость воды. Сталактиты и сталагмиты. Пещерные музеи мира.

Известь: гашеная и негашеная. История их применения в строительстве. Приготовление извести в трудах Витрувия (Десять книг об архитектуре). Кальцит и основные горные породы образованные им: мрамор, известняк. Химическая природа окраски мрамора. Мрамор в скульптуре. Известняк в архитектуре.

Гипс и алебастр. Гипсовые отливки с художественных произведений и использование их в музейной практике. Из истории ГМИИ им. А.С.Пушкина. Алебастровые произведения искусства.

Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 4. Приготовление гипсовой отливки.

Демонстрации: 1. Гашение негашеной извести. 2. Приготовление гипсовой отливки. 3.

Лабораторные опыты: 1.Растворение малорастворимого гидроксида кальция, изучение его свойств. 2. Опыты по изучению жесткости воды. 3. Ознакомление с образцами мрамора. 3. Качественное определение известняка (среди других пород).

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: Организация модели всемирного музея «Мрамор, известняк, песчаник и гипс в скульптуре и архитектуре»( 1-2 урока); Слайд-экскурсия на ту же тему (готовится группой учеников).

^ Тема 4. Основные классы неорганических соединений и живопись ( 7 час).

Накопление эмпирических химических знаний в ремесленных мастерских. Первые химические производства красок.

Понятия станковой и монументальной живописи; о структуре живописного полотна и техниках живописи; об основах, грунтах, связующих, пигментах, хромофорах и красках.





Расширение знаний о классификации неорганических соединений. Амфотерные и смешанные оксиды. Кислые, основные, двойные соли./Способы получения и номенклатура таких солей /. Некоторые распространенные пигменты красок для живописи и их химическая природа. Оксиды и соли металлов как пигменты красок. Свинцовые белила – состав, свойства, из истории применения токсичность, проблема замены менее токсичными белилами. Кроющая способность. Современные белые пигменты. Титановые белила. Успехи химии в области производства красок. Берлинская лазурь как комплексное соединение: состав, свойства, применение.

Фреска – первая из рассматриваемых техник живописи. Особенности материалов, применяемых в монументальной росписи по сырой штукатурке. Механизм высыхания красочного слоя в технике «буон-фреско». Пигменты для фресковой живописи (по совместимости с известковым грунтом). Фрески Древнего мира, Западной Европы, Итальянского Возрождения, Древней Руси.

Фотография. Дагерротип. Позитивная и негативная фотография. Светочувствительные вещества.

Экспериментальные работы ( выполняются по выбору): 5.Берлинская лазурь и турнбулева синь — два пигмента с одинаковым химическим составом»; 6. Исследование химической природы фрески. 7. Химическое серебрение гипсовой отливки ; 8. Приемы декоративного окрашивания металлов.

Демонстрации: 1. Репродукции фресковых росписей; 2.Коллекции оксидов и солей, использующихся в качестве пигментов художественных красок; 3. Горение титановой стружки, и др.

Лабораторные опыты: 1. Образование карбоната кальция при пропускании диоксида углерода через известковую воду; 2. Опыты, подтверждающие химические свойства основных оксидов; 3. Опыты получения нерастворимых оснований; 4. Разрушение отдельных пигментов в присутствии извести.

Оригинальные формы проведения итоговых занятий: турнир двух команд «Диалог Древнерусской и Европейской фресок (Мастера, материалы, особенности сюжетов и композиции, применяемых техник исполнения, сохранности красочного слоя)» (1-2 урока).

^ Тема 5. Оксиды и стекло. ( 6 час. )

Из истории создания стекла. Древнее тройное стекло, его компоненты. Натровое египетское стекло. Особенности химического состава и сырья киммерийского стекла. Древние прессованные художественные изделия из стекла.

Цветное стекло. Химический состав окрашенных стекол в древности. Искусство мозаики. Византийские и русские мозаики. Обучение русских мастеров изготовлению смальт в Х веке. Мозаики первых Киевских храмов. Возрождение мозаики М.В.Ломоносовым. Опыты. Технологии. Художественные произведения мастерской Ломоносова (портреты Петра Первого, «Полтавская баталия» и др.)

Создание стеклодувной трубки в 1 веке н.э. Венецианское стекло. Витражи Западной Европы как произведения искусства (их роль в католическом соборе), Проблема сохранения древних (Х-ХУ вв.) стекол в современных условиях загрязнения атмосферы.

Создание хрустального стекла. Особенности его химического состава и технологии изготовления. Опыты Богемское кальциевое стекло. Зависимость качества стекла от технологических особенностей его изготовления (температурный режим, чистота сырья и т.д.).

Стекло – как переохлажденная жидкость. Зависимость свойств стекла от химического состава. / Химические процессы, происходящие при варке стекла./ Химизм обесцвечивания стекол/. Выемчатая и перегородчатая эмаль: история возникновения и материалы.

– особенности подготовки металлов. Финифть.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст