Элективные курсы по химии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа

Элективный курс «Решение задач по химии»

11 класс

Составитель:

Степанова Л.Г.., учитель химии

МБОУ СОШ №1

Обсуждена

на заседании ШМО

протокол № ___

от «___»___________20___ г.

Руководитель ШМО _______

Утверждена

Педагогическим Советом протокол № ___

от «___»___________20___ г.

Директор МБОУ СОШ №1

____________ С.А.Кандабаева

Березовский 2013

Оглавление

Пояснительная записка3

Учебно – тематический план4

Содержание программы5

Календарно – тематическое планирование6

Ключевые слова8

Контрольные материалы9

Литература для учителя13

Литература для обучающихся13

Пояснительная записка

Данный курс способствует обучению учащихся, имеющих высокий уровень знаний по химии, оптимальным методам решения задач. Умение решать задачи является основным показателем творческого усвоения предмета. Кроме того решение задач при изучении теории позволяет значительно лучше разобраться в ней и усвоить наиболее сложные вопросы. Однако решение задач требует специальной подготовки. Поэтому данный курс нацелен на то, чтобы научить учащихся оптимальным методам решения химических задач, что очень важно для будущего выпускника при выполнении задании на ЕГЭ.

Элективный курс «Решение задач по химии» предназначен для обучающихся 11 классов, имеющих высокий уровень знаний по химии и проявляющих повышенный интерес к предмету.

Цель: расширение знаний о методах решения расчетных задач, овладение алгоритмами решения задач различного уровня сложности.

Задачи:

предоставить обучающимся возможность реализовывать интерес к химии и применить знания о веществах при решении расчетных задач;

развивать самостоятельность и творчество при решении задач;

научить основным подходам к решению нестандартных химических задач, выбирать наиболее рациональные способы расчета;

подготовить учащихся к олимпиаде и выпускным экзаменам;

способствовать сознательному выбору профессии.

По окончании курса обучающиеся должны решать не только задачи, предусмотренные школьной программой, но и олимпиадные. Программа курса построена в строго определенной последовательности: во-первых – изучение методов решения расчетных задач, во-вторых – решение разных типов расчетных задач с помощью этих методов. Помимо классических форм проведения занятий приветствуются мозговой штурм, коллективный поиск, урок-состязание, урок-творчество.

Методы работы включают коллективный способ обучения, групповую форму обучения, индивидуальную, сочетание групповой и индивидуальной форм обучения, а также дифференцированное обучение.

Данная программа представляется особенно актуальной, т.к. при малом количестве часов, отведенных на изучение химии, расширяет возможность совершенствования умений учащихся решать расчетные задачи различного уровня сложности, т.е. углубляет знания. В ходе занятий применяется сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и взаимоконтролем. В конце курса проводится итоговый контроль (групповой или индивидуальный). Результат признается удовлетворительным, если учащиеся выполнили не менее 70% заданий, оценка «хорошо» — не менее 85% заданий, оценка «отлично» — 95-100% заданий.

Курс рассчитан на 35 часов, из которых 13часов – теория, 22 часа – практика.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование тем

Количество часов

Форма контроля

всего

теория

практика

1.

Методы решения расчетных задач

10

5

5

Зачет

2.

Типы расчетных задач

25

8

17

Зачет, контрольная работа

Всего

35

13

22

Содержание программы

Тема 1. Методы решения расчетных задач (10ч)

Метод определения формул неорганических и органических веществ. Метод поэтапного расчета. Прямой алгебраический метод. Метод решения с использованием систем уравнений. Метод пропорционального расчета.

Тема 2. Типы расчетных задач (25ч)

Классы неорганических соединений (оксиды, основания, кислоты, соли). Массовая доля элемента в соединении. Задачи на определение формул неорганических веществ.

Классификация органических соединений. Задачи на определение формул органических соединений.

Химические свойства классов неорганических соединений. Расчеты по уравнениям химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке.

Массовая доля растворенного вещества. Растворимость. Задачи на растворы.

Потери в производстве. Выход продуктов. Примеси. Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примеси. Выход химической реакции.

Использование системы математических уравнений при решении расчетных химических задач. Задачи на смеси.

Химическое равновесие. Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям. Задачи на определение скорости химической реакции.

Электролиз растворов и расплавов солей. Задачи на электролиз.

Комбинированные задачи.

Календарно – тематическое планирование

п/п

Содержание

Общее

кол-во часов

Кол-во часов по теме

Форма контроля

Тема №1. Методы решения расчетных задач

10

1-2

Метод определения формул неорганических и органических веществ

2

3-4

Метод поэтапного расчета

2

5-6

Прямой алгебраический метод

2

7-8

Метод решения с использованием систем уравнений

2

9-10

Метод пропорционального расчета

2

Тема №2.Типы расчетных задач

25

11

Классы неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли

1

12-13

Массовая доля элемента в соединении. Задачи на определение формул органических веществ

2

Зачет

14

Классификация органических соединений

1

15-16

Задачи на определение формул органических веществ

2

Контрольная работа

17-18

Химические свойства классов неорганических соединений

2

19-20

Расчеты по уравнениям химических реакций

2

21-22

Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке

2

Контрольная работа

23

Массовая доля растворенного вещества. Растворимость.

1

24

Задачи на растворы

1

Зачет

25

Потери в производстве. Выход продуктов. Примеси

1

26

Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов содержит примеси. Выход химической реакции.

1

Зачет

27-28

Использование системы математических уравнений при решении расчетных химических задач. Задачи на смеси.

2

Контрольная работа

29

Химическое равновесие. Тепловой эффект химической реакции.

1

30

Расчеты по термохимическим уравнениям

1

31

Задачи на определение скорости химической реакции.

1

32-33

Электролиз растворов и расплавов солей. Задачи на электролиз

2

Зачет

34

Решение комбинированных задач

1

35

Зачет по теме «Решение различных типов расчетных задач»

1

Зачет

Итого

35

Ключевые слова

п/п

Наименование тем курса

Ключевые слова

1.

Классы неорганических соединений: оксиды, основания, кислоты, соли

Оксиды

Основания

Кислоты

Соли

2.

Массовая доля элемента в соединении. Задачи на определение формул органических веществ

Массовая доля элемента

3.

Расчеты по уравнениям химических реакций, когда один из реагентов дан в избытке

Избыток вещества

Недостаток вещества

4

Массовая доля растворенного вещества. Растворимость.

Массовая доля вещества



Страницы: 1 | 2 | Весь текст