Электив 11 кл по обществознанию

Программа элективного курса

«Вопросы современного обществознания»

для 11 класса

2010 г.

Пояснительная записка

Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.

Цель элективного курса «Вопросы современного обществознания»: освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.

Задачи курса:

1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.

2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.

3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.

Требования к уровню подготовки учащихся:

знать:

- обществоведческую терминологию;

- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;

уметь/владеть:

- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;

- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;

- способами работы с различными видами информации;

- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;

- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.

- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: — частично-поисковый, исследовательский, проектный.

Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.

Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.

Структура элективного курса: рассчитан на 34 учебных часа (в том числе: 1 полугодие: 16 занятий, II полугодие – 18 занятий). Состоит из ____ учебных разделов.

Литература для учителя и учащихся

учебники:

Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.

Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. – 4 (5)-е изд. – М.: Просвещение, 2008-2010.

Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007-2010.

Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н.Поляков и др. – М.: Просвещение, 2008-2010.

пособия:

Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель, 2009.

Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2009.

Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л.Бойко. – Ростов-на Дону: издательский центр «МарТ», 2003.

методические пособия для учителя:

Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. -

М.: Просвещение, 2008.

Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. – М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.

материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» — 2009-2010.

//www.pish.ruметодический портал «Преподавание истории в школе»

//www.proshkolu.ru – портал «Про школу», клуб «Преподавание обществознания и права».

пособия для учащихся:

Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2007-2010.

Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2008-2010.

ЕГЭ-2008-2009. Обществознание. Федеральный банк экзаменационных материалов / Сост. Е.Л.Рутковская и др. – М.: Эксмо, 2009.

задания ЕГЭ. Обществознание. – М.: ФИПИ, 2009.

Календарно-тематическое планирование элективного курса для 11 кл.

«Вопросы современного обществознания»

п/п

Наименование раздела (темы).

Содержание занятия

Кол-во часов

Формы и приемы

обучения

Образовательный

продукт

Дата

занятия

1

2

3

4

5

6

Общество

6 ч.

1

Системное строение общества

1

лекция, работа с документами, дискуссия

конспект, схема структуры общества

2

Многовариантность общественного развития

1

альтернативно-проектное моделирование

модель развития событий

3-4

Типология обществ

2

практикум, работа с документами

заполнение

таблицы

5

Глобальные проблемы человечества

1

практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ

выполнение

интеллект-карты, выполнение заданий ЕГЭ

6

Социальные институты

1

лекция, практикум, дискуссия





конспект, правильное решение задания, формулирование собственной позиции

Человек

2 ч.

7

Социализация индивида

1

лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе

конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий

8

Свобода и ответственность личности

1

работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии

правильное выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты

Познание

2 ч.

9

Истина и ее критерии. Относительность истины

1

работа с документами, решение тестов ЕГЭ

правильное выполнение заданий

10

Научное познание. Формы научного познания

1

практикум, работа с документами, выполнение

интеллект-карты

правильное выполнение заданий

Духовная жизнь общества

5 ч.

11

Культура и духовная жизнь

1

работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ

тезисы темы;

написание эссе

12

Роль СМИ в современном обществе

1

просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я — журналист»

опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала

13

Наука и ее роль в обществе

1

лекция, работа с документами

конспект

14

Роль религии в жизни общества

1

просмотр видеофильма, дискуссия

формирование собственной позиции, опыт публичной защиты

15

Тенденции духовной жизни современной России

1

дискуссия с элементами моделирования

составление интеллект-карты

Экономика

6 ч.

16

Экономика потребителя и производителя

1

решение проблемных заданий, дискуссия

правильное выполнение заданий

17

Роль государства в экономике

1

лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ

конспект, правильное выполнение заданий

18

Ценные бумаги

1

практикум

правильное выполнение заданий

19

Деньги и денежная система государства

1

лекция, составление опорных схем, решение заданий

конспект, правильно выполненные схемы и задания



Страницы: 1 | 2 | Весь текст