Экзамен по выбору

Экзамен по выбору (из опыта работы).

Сейчас все больше склоняются к дифференцированному подходу в обучении учащихся. К концу 9 класса основной минимум знаний учащимися уже усвоен. И как результат обучения проводится экзамен, который показывает степень усвоения школьной программы за неполный курс средней школы. Проводятся 2 обязательных экзамена: русский язык и математика и экзамены по выбору. Это позволяет проверить склонности ученика и помогает уже сделать первые шаги к выбору будущей специальности.

Все ученики разделяются на гуманитариев и естественников. Поэтому в выборе экзаменов прослеживается четкая граница между ними.

Выбор экзамена для ученика – это первый самостоятельный шаг, сделанный во взрослую жизнь, уверенность в знаниях по предмету, в свои силы.

В 9 классе многие выбирают для сдачи экзамены по биологии (почти 50%). Материал, изученный ранее интересен для учащихся и несложен по содержанию. К экзамену начинаем готовиться сначала III четверти. Подготовка проводится на консультациях во внеурочное время и состоит из 3 этапов:

I этап – сообщение учителем дополнительного материала по теоретическим вопросам и оказание помощи в нахождении ответов по тексту учебника;

II этап – ответы на вопросы учащихся по теоретическим вопросам;

III этап – разбор практической части экзаменационного материала и решение тестов.

Выбор экзамена по биологии показывает заинтересованность учащихся предметом, стремление узнать окружающий мир и самих себя. Успеваемость по предмету высокая – 68-70% .Это учащиеся, которые успевают на 4 и 5.

Некоторые из ребят поступают в медицинские колледжи и химические техникумы.

Совсем по-другому обстоит дело с экзаменом по химии. Сдают экзамен ребята очень сильные, хорошо подготовленные и их бывает 2-4 человека не более. Далее это ребята, которые активно участвуют в олимпиадах по предмету и связывают дальнейшее обучение с химией.

Почему же мало ребят сдают экзамен по химии? Это связано со сложностью предмета (ведь – это последний предмет, который вводится в школе для изучения), большим объемом материала.





К экзамену по химии начинаем готовиться с начала III четверти на консультациях во внеурочное время. Я помогаю учащимся соориетироваться в изученном материале, ликвидировать пробелы в знаниях, разбираем практическую часть, решаем тесты.

Сложность данного предмета показывает успеваемость учащихся – всего 40-45%. Это учащиеся, которые успевают на 4 и 5.

Ребята, которые приходят учиться в 10 класс, уже имеют представление о своей будущей профессии. Поэтому многие из них более широко изучают предметы, которые им пригодятся для поступления в ВУЗ или колледж.

В 11 классе ученики сдают 2 обязательных экзамена, а остальные – необходимые для поступления в ВУЗ.

Вводя экзамены по выбору ребятам позволяют уделять больше внимания любимым предметам, а так же облегчают дорогу в получении аттестата. Так гуманитарий не вынужден учить формулы по физике и химии, которые даются ему с трудом, а естественникам не надо учить даты по истории или темы по иностранному языку при подготовке к экзаменам.

В 11 классе просматривается следующая тенденция в выборе экзамена по химии и биологии.

Количество учащихся, которые сдают биологию резко падает – это связано со сложностью материала, его объемом, а так же то, что биологию сдают в ограниченном количестве ВУЗов.

Количество учащихся, которые сдают химию практически не изменяется. Обычно это те же ученики, которые сдавали экзамен в 9 классе. Это говорит о том, что эти ребята сделали свой выбор еще в 9 классе и не потеряли интерес к предмету.

В этом году прослеживается следующая связь выбора экзамена с дальнейшим обучением:

9класс – 1человек поступил в медицинский колледж, а сдавали экзамен 5 человек, 3 из них продолжают обучение в 10 классе. 11 класс – 1 человек поступил в медицинский колледж, 1 человек – в медицинский университет, а сдавали экзамен 4 человека.

В прошлом году в11 классе сдавал биологию 1 ученик, Он поступил в медицинский колледж.

А в 2010-2012 учебном году сдавали экзамен 3 человека. 1 – учится в медицинском колледже, 2 – в медицинском университете.

Для того, чтобы повысить интерес к предмету провожу беседы о значении химии в народном хозяйстве, поручаю готовить доклады, рефераты с привлечением дополнительной литературы. Провожу викторины, вечера по химии, биологии, экологии. Ежегодно принимаем активное участие в школьных и районных олимпиадах. Выполняем исследовательские работы с последующим выступлением на районной научной конференции «Шаги в науку».