экзамен по праву

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище №12

Экзаменационный материал

По дисциплине «Право»

Группа

Профессия

Преподаватель:

Шифр

Барыш 2013

Пояснительная записка

Комплект экзаменационного материала по дисциплине «Право» разработан для определения качества знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования «Социальный работник». Комплект экзаменационного материала составлен и согласован с председателем методической комиссии. Экзаменационный материал состоит из 25 билетов по два теоретических вопроса в каждом билете и 25 дополнительных вопросов с эталонами ответов.

При сдаче экзамена обучающийся должен уметь:

1.Правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

2.Характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

3.Объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

4.Различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

5. Приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

ОК. 1 Соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

ОК. 2 Знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

ОК. 3 Применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

ОК. 4 Самостоятельное принятие правовых решений, сознательные и ответственные действия в сфере отношений, урегулированных правом.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

1.Права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);

2.Механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

Критерии оценки ответов

Отметка «5» за каждый из первых двух вопросов ставится при условии, что экзаменуемый:

логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия

правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

верно, в соответствии с вопросом характеризовал основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса.

Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.

Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или экзаменуемый не смог показать необходимые умения.

Экзаменационные вопросы по дисциплине «Право»

1.Понятие государства, признаки государства.

2. Международные документы о правах человека, их общая характеристика.

3.Понятие власти и виды власти

4. Льготы для несовершеннолетних по трудовому праву

5. Понятие права, основные отрасли права.

6.Административная ответственность. Взыскание за административные правонарушения.

7.Правовое государство, признаки правового государства.

8.Гражданские права человека.

9. Международные документы о правах человека, их общая характеристика.

10. Трудовая дисциплина. Дисциплинарное правонарушение и юридическая ответственность.

11.Экологические правонарушения. Юридическая ответственность за их совершение.

12.Признаки правового государства.

13. Предпосылки возникновения государства в древности. Основные признаки государства.

14.Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

15.Основные обязанности граждан Российской Федерации.

16.Роль морали в жизни человека и права.

17.Политические права и свободы человека и гражданина.

18. Виды и функции правовых норм.

19.Экономические, социальные и культурные права человека.

20.Ответственность несовершеннолетних за правонарушения.

21. Понятие правонарушения, виды правонарушений.

22. Мораль. Основные ценности и нормы морали.

23.Государственная символика Российской Федерации.

24. Правовое регулирование семейных отношений.

25.Принцип разделения властей – основа правового государства.

26. Собственность, её формы.

27.Понятие уголовного преступления. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

28. Право на жизнь – фундаментальное право человека. Историческая обстановка решения этого вопроса.

29. Россия – как федеративное государство.

30.Понятие и сущность закона.

31.Получение образования – право и обязанность граждан.

32. Основы конституционного строя

33.Уголовная ответственность. Понятие вины и наказания.

34. Трудоустройство. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.

35.Конституция – особый правовой акт

36. Моральные требования и поведение людей. Правила вежливости.

37.Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации.

38.Нормы морали и нормы права, их сходство и различия.

39.Национально- государственное устройство Российской Федерации.

40. Понятие правонарушения. Юридическая ответственность, её виды.

41.Защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

42.Брак. Основные аспекты брака.

43.Правоохранительные органы Российской Федерации, их роль и значение.

44. Брак. Основные аспекты расторжения брака.

45.Заработная плата. Виды заработной платы.

46.Значение права как основы государства.

47. Структура правовой нормы.

48. Порядок приёма в образовательные учреждения.

49. Государственная политика в области образования.

50.Понятие и принципы гражданского права.





Дополнительные вопросы к экзамену по дисциплине «Право»

Дайте определение понятия «право»

Перечислите виды власти.

Назовите признаки правового государства.

Перечислите основные права человека.

Перечислите процедурные права человека.

Перечислите административные взыскания.

Дайте определение понятия «трудоустройство»

Дайте определение понятия «административное право»

Перечислите источники образовательного процесса.

Перечислите основы принципы образовательного процесса.

Назовите участников образовательного процесса.

Дайте определение понятия «Конституционный строй»

Назовите человеческие ценности и приведите примеры аморального поведения.

Назовите функции правовых норм.

Дайте характеристику гербу Российской Федерации.

Дайте характеристику флагу Российской Федерации.

Дайте характеристику гимну Российской Федерации.

Дайте определение понятия «Семья»

Сформулируйте определение понятия «брак»

Перечислите виды судов.

Перечислите этапы развития Конституции.

Назовите политические права человека и гражданина.

Назовите определение понятия «правонарушение»

Назовите права собственника на вещи.

Перечислите формы собственности.

Эталон ответов

1.Право — это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

2.Виды власти: Родительская власть; межличностная, неформальная, дружеская; административная, исполнительная; законодательная; судебная.

3. Признаки:

1. Верховенство закона.

2. Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод.

3. Четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти.

4. Сильная судебная власть.

4. Основные права:

1. Право на жизнь.

2. Право на достоинство личности, свободу от пыток, насилия.

3. Право наследования.

4. Право на личную неприкосновенность.

5. Право на неприкосновенность частной жизни.

6. Право на неприкосновенность жилища.

7. Право на свободное передвижение по стране и «въезд-выезд».

8. Право частной собственности охраняется законом.

5. Процедурные права:

1. Статья 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

2. Статья 47 предусматривает суд присяжных (наиболее объективную форму рассмотрения судебных дел).

3. Статья 48 гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи.

4. Принцип презумпции невиновности (ст. 49).

5. Право позволяющее родственникам не свидетельствовать друг против друга (ст.51).

6. Ошибки следствия. На этот случай предусмотрено возмещение государством причиненного ему вреда (ст. 53).

6. Административные взыскания

1. Предупреждение.

2. Штраф

3. Возмездное (с оплатой стоимости) изъятие предметов и орудий правонарушения.

4. Конфискация этих предметов и орудий.

5. Лишение специального права (права охоты, водительских прав).

6. Исправительные работы.

7. Административный арест до 15 суток.

7. Трудоустройство — система социальной помощи, обязанность государственных органов подыскивать гражданам подходящую работу.

8. Административное право – это такая отрасль, которая регулирует отношения в сфере управления. Ее нормы определяют порядок организации и деятельности органов управления, их аппарата, права и обязанности должностных лиц.

9. Источники образовательного процесса:

1) Конституция РФ

2) Закон РФ «Об образовании»

3) Устав, правила поведения, стандарт обучения образовательного учреждения.

10. Основные принципы:

- Свобода слова

- Обязательное образование 9-х классов

- Право получения общего среднего образования

- На конкурсной основе — получение высшего образования.

11. Участники общеобразовательного процесса:

1) Государство;

2) Родители;

3) Учащиеся, обладающие правами и обязанностями.

12. Конституционный строй – организация, порядок в обществе, где государственная власть, общественные организации, человек, его права и свободы не только провозглашаются, но и созданы условия их соблюдения.

13.Основные ценности: гуманизм (человеколюбие), уважение, равноправие, свобода, правдивость, доброта и мудрость. Противоположность — аморальные поступки: грубости, воровство, ложь, жестокости.

14. Функции: определяют направление деятельности, какими путями осуществляют правовые нормы. — регулирующие: устанавливают определенный порядок (приема на работу, образования) — охранительные: определяют меры охраны за выполнение установленных норм (судебная защита прав).

15. Герб РФ – официальная эмблема государства, представляет собой:

- двуглавый орел – символ гордости и непобедимости; с раскрытыми крыльями.

- в лапах Держава, жезл-скипетр; символ власти.

- 2 короны — малые и большая; суверенитет и высокое достоинство.

- В центре всадник с копьем и пораженным змеем. С Московского герба.

16. Флаг РФ был установлен 21 августа 1991. Раньше был серп и молот с СССР.

Белый: свобода и величие.

Синий: цвет религиозной богоматери.

Красный: цвет победы и национальной гордости.

17. Гимн РФ – торжественная песнь, установлена законом, использования герба и флага.

Оскорбление символики РФ – оскорбление государства, наказуемо.

18. Семья – круг лиц, объединенных супружескими отношениями, кровными родственниками, близкими отношениями, либо усыновлением.

19. Брак - союз между мужем и женой, направленный на создание семьи, который основывается на любви и дружбе, добровольности, взаимопонимании, взаимопомощи, ответственности.

20.Виды судов:

1) Верховный суд и суды общего назначения

2) Арбитражные суды 3) Высший конституционный суд

21. Хронология: 1918 – закрепила диктатуру пролетариата, федеративное устройство Союза советских национальных республик 1925 – образование СССР (4 республики) 1936 – 15 республик 1993 – ныне действующая, закрепляет основы РФ, рыночную экономику, демократические права и свободы.

22. К политическим правам относится: — право гражданина участвовать в управлении делами общества и государства — право избирать и быть избранным в государственные органы власти.- право выражать социально- политическую активность, собираться мирно (без оружия), проводить собрания, митинги.

23. Правонарушение — вредное, опасное деяние: подразделяется на действие и бездействие.

24. Права собственника на вещи (юридическое и физическое лицо):

- право владения

- право пользования (извлекать из вещи пользу, доход)

- право распоряжения (купить, продать).

25. Формы собственности:

1) Частная

2) Государственная

3) Смешанная

4) Групповая и т.д.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. М., 2005.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года

Учебники:

1. Яковлев А.И. Основы правоведения. Учебник для учащихся НПО. – М., 2007.

2. Налоговое право/ П.Ю. Смирнов. – М.: 2010.

3.Административное право/ А.В. Петренко. – М.: 2011.

4. Трудовое право/ А.В. Петренко. – М.: 2010.

5. Экологическое право, 2010.