Экзамен по олигофренопедагогике вопросы

Тематика вопросов к экзамену.

Тема1. Введение в предмет.

Олигофренопедагогика как наука. Объект, предмет, субъект олигофренопедагогики. Связь олигофренопедагогики с другими науками. Олигофренопедагогика как часть специальной педагогики.

Тема 2. История становления олигофренопедагогики как науки (основные этапы)

Тема 3. Теоретические положения Л.С.Выготского как основа олигофренопедагогики.

Тема 4. Профессиональная деятельность и личность специалиста системы специального образования.

Требования к личности специалиста, работающего в системе специального образования. Условия профессионального успеха специалиста-дефектолога.

Тема 5. Общие и специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ. Условия, влияющие на развитие ребенка. Факторы направленного формирования личности. Динамика умственной отсталости.

Тема 6. Психолого-педагогическая характеристика состава учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Понятие «умственная отсталость». Врожденная и приобретенная умственная отсталость. Классификация М.С.Певзнер. Классификация умственной отсталости по степени выраженности.

Тема 7. Психолого-педагогическая характеристика специальных (коррекционных) учреждений VII вида. Понятие «Задержка психического развития». Классификация и психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

Тема 8. Основные понятия олигофренопедагогики. Характеристика основных дидактических процессов. Образование, обучение, воспитание, коррекция, развитие- как ключевые элементы процесса обучения и воспитания лиц с нарушением интеллекта. Понятия «Особые образовательные потребности» и «Специальные образовательные условия» применительно к категории детей с нарушением интеллекта.

Тема 9. Система коррекционных учреждений для детей с нарушением интеллекта. Организация коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта. Организация учебно-воспитательного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Организация учебно-воспитательного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида.

Тема 10. Психолого-педагогические компоненты процесса обучения детей с нарушением интеллекта. Мотивы учения. Основные этапы овладения знаниями.

Тема 11. Обучение детей с ЗПР. Современные подходы к организации обучения детей с ЗПР. Анализ образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста с ЗПР.

Тема 12. Основные принципы обучения.

Тема 13. Основные методы обучения.

Тема 14. Урок как основная форма обучения. Структура урока. Особенности построения уроков различного типа. Подготовка учителя к уроку.

Тема 15. Система образовательных и социальных учреждений для раннего и дошкольного возраста. Основы дошкольной олигофренопедагогики. Служба ранней помощи. Лекотека. Группа кратковременного пребывания.

Задание по теме: раскрытие основных направлений работы дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта; описание основных видов деятельности в каждом из них.

Тема 16. Содержание и специфика специальных образовательных программ для детей дошкольного и школьного возраста с умственной отсталостью. Анализ содержания пояснительной записки. Основное содержание программ. Основные требования к уровню знаний и умений детей.

Тема 17. Принципы и содержание коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Принципы построения воспитательной работы: основные задачи и направления. Цели и задачи воспитательной работы. Виды воспитательной деятельности. Формы и методы организации воспитательной работы. Деятельность педагога-воспитателя. Организация воспитательного процесса применительно к детям с выраженными нарушениями интеллекта. Основное содержание и направления воспитательной работы.

Тема 18. Психолого-педагогическое сопровождение как вид помощи детям с нарушением интеллекта.

Тема 19. Профессионально-трудовая реабилитация учащихся с нарушением интеллекта. Профессиональное образование лиц с нарушением интеллекта. Вопросы профессиональной ориентации. Общепрофессиональная подготовка. Понятие «Поддерживающее трудоустройство».

Тема 20. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта. Особенности психологического климата в семье, воспитывающей особого ребенка. Проблемы семейного воспитания детей с нарушением интеллектуального развития. Особенности взаимодействия с семьей ребенка с нарушением интеллекта.

Тема 21. Взаимодействие специалистов различного профиля в структуре комплексной помощи детям с нарушением интеллекта. Особенности взаимодействия олигофренопедагога с учителем-логопедом, психологом, медицинским персоналом, воспитателем.

Тема 22. Правовые аспекты олигофренопедагогики. Федеральный закон об образовании лиц с ОВЗ.

Тема 23. Система подготовки специалистов-дефектологов. Учитель-дефектолог как ведущий специалист в системе помощи детям с нарушением интеллектуального развития. Современная система подготовки специалистов в РФ.

а) основная литература:

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб, 2001. – 320 с.

2. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб., 2001. – 416 с.

3. Бгажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта // Дефектология. 1995. №5. С. 30-39.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. – М., 1999. – 56 с.

5. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. – 175 с.

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967. – 208 с.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. — М., 1983. Т.5. Основы дефектологии. – 369 с.

8. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М., 2005. – 248 с.

9. Дульнев Г.М. Вопросы коррекции развития умственно отсталых детей в процессе обучения // Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. – М., 1971. С. 3-10

10. Евтушенко И.В. Гражданско-правовое воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида: Метод. пособие. – М., 2008. — 72 с.

11. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-си-рот: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М., 2003.–144 с.

12. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. – М., 2009. – 175 с.

13. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 1999. №6. С.25-34.

14. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – Киев, 1985. – 328 с.

15. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая: Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М., 2002. – 112 с.

16. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). – М., 2007. – 128 с.

17. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. – М., 1995. – 400 с.

18. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1939. – 60 с.

19. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб., 2003. – 391 с.

20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – 208 с.

21. Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г.М. Дульнева. – М., 1959. – 448 с.

22. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М., 2001. – 224 с.

23. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М., 2003. – 144 с.

24. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000. – 232 с.

25. Левченко И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. – М., 2008. – 239 с.

26. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989. – 100 с.

27. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. – М., 1973. – 135 с.





28. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003. – 208 с.

29. Мастюкова Е.М. Олигофрения: Синдромальные формы, клиническая характеристика и основы лечебно-коррекционной работы // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. — М., 1991. С. 6-26.

30. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М., 1992. – 95 с.

31. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 2003. – 408 с.

32. Меннель Б. Школы для умственно отсталых детей. – СПб., 1911. – 216 с.

33. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы. – М., 1990. – 200 с.

34. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. — М., 1988. – 100 с.

35. Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах: Пособие для учителя специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., 2009. – 272 с.

36. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969. – 280 с.

37. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000. – 272 с.

38. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.

39. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1983. – 285 с.

40. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями/Под ред. Б.П.Пузанова : 2-е изд., исправ. И доп. –М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, 2013.

41. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/под ред. И.М.Бгажноковой.-М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010.-181с.

42. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова и др. – М., 2009. – 397 с.

43. Олигофренопедагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. Образования/Л.М.Шипицына, В.М.Сорокин, Ю.Б.Зеленская и др.; под ред. Л.М.Шипицыной.-М.: Издательский центр «Академия», 2011.-336с.

44. О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ / Под ред. Л.В. Занкова. – М., 1953. – 148 с.

45. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей / Под ред. Е.Д. Худенко. – М., 2005. – 312 с.

46. Основы олигофренопедагогики / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М., 2006. – 224 с.

47. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. №3. С. 3-9.

48. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 1959. – 486 с.

49. Певзнер М.С. Этиология и патогенез состояний, сходных с олигофренией // Дети с отклонениями в развитии. – М., 1966. С. 6-24.

50. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М., 1963. – 223 с.

51. Певзнер М.С., Ростягайлова Л.И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. – М., 1982. – 104 с.

52. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996. – 374 с.

53. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002. – 528 с.

54. Петрова В.Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. — М., 1993. С. 7-28.

55. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М., 1994. С. 51-235.

56. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М., 1985. – 126 с.

57. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. – М., 1969. – 100 с.

58. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М., 2003. Кн. 1. – 576 с., Кн. 2. – 256 с.

59. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. – М., 1973. – 224 с.

60. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М., 2005. – 272 с.

61. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М., 1983. — 448 с.

62. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., 2003. – 320 с.

63. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. – М., 1993.

64. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. — М., 1979. — 191 с.

65. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе: Из опыта работы. — М., 1968. – 116 с.

66. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под ред. А.М. Щербаковой. – М., 2004. – 304 с.

67. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001. – 311 с.

68. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003. – 464 с.

69. Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М., 2001. – 219 с.

70. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. – М., 2001. – 184 с.

71. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М., 1974. – 335 с.

72. Сухарева Г.Е. Клинические лекции о психологии детского возраста // Клиника олигофрений. — М., 1965. Т.3. – 335 с.

73. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И. Шиф. – М., 1961. – 183 с.

74. Фишер Эрхард. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии. – Минск, 1999. – 256 с.

75. Фишман М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с ЗПР и умственной отсталостью // Дефектология. 1996. № 4. С. 3-7.

76. Шаповалова О.Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно отсталых школьников: Пособие для психологов, учителей и воспитателей школы VIII вида; для студентов коррекционно-педагогических специальностей. – М., 2007. – 128 с.

77. Шипицына Л.М. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 1995. №3. С. 29-36.

78. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание: Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. Текста Н.М. Назарова. — М., 2003. — 432 с.

79. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н. Головиной. — М., 1972. С. 60-76.

б) дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

2. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.

3. 4.

4. Вспомогательные школы для отсталых детей. — М., 1923.

5. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики /Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 1999.

6. Граборов А.Н. Вспомогательная школа. — М., 1925.

7. 89. Дефектология: Словарь-справочник /Авт.-сост. С.С.Степа­нов; под ред. Б.П.Пузанова. — М.: Новая школа, 1996.

8. Забранная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. — М., 1993.

9. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного разви­тия детей. — М., 1995.

10. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. — СПб., 1996.

1. Кабанова-Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. — М., 1968.

11. 14.

2. Леонтьев А.Н. Принципы психического развития ребенка и проблема ум­ственной недостаточности //Проблемы развития психики. — М., 1972.

3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М., 1996.

4. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. — М., 1983.

5. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. — М., 1980.

6. Пузанов Б.П. Методические рекомендации по организации правового обучения и воспитания во вспомогательной школе. — М., Минпрос СССР, 1984.

7. Пузанов Б.П. Правовое воспитание как один из факторов социальной адаптации учащихся вспомогательной школы. — В кн.: Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.- М., МГПИ им. В.И.Ленина, 1986

8. Смирнова А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы. — М., 1982.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

www.edu.ru.

www.pedlib.ru

www.defektologlub.ru

http://slovari.yandex.ru

www.wikipedia.org.