Экспресс-консультация 1

Добрый день, уважаемые коллеги!

Одним из позитивных итогов, происходящих в нашей стране перемен, является переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.

Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в этом направлении.

В Федеральном Законе от 29.12.2013 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст._______________________ выделены нормы, определяющие основные принципы правового регулирования отношений в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Представленная модель образовательной системы «Школа инклюзии» опирается на принятую государственную стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем.

Любой ребёнок, с нарушением зрения, слепой, умственно отсталый, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания, инновационными технологиями.

МБСКОУ СКОШ №36 создано для учащихся, имеющих нарушения зрения, слабовидящих и незрячих.На 01 сентября 2013 года в школе обучаются 333 человека.

В образовательной организации реализуется комплексная программа развития «Школа инклюзии» на 2013-2017 годы.

В мае 2013 года образовательное учреждение получило сертификат соответствия, который удостоверяет, что система менеджмента качества образовательной деятельности в МБСКОУ СКОШ №36 соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001. (СЛАЙД)

(Слайды): из которых 30 детей-инвалидов, 114 учащихся, имеющих тяжелую патологию зрения, обучаются 6 тотально слепых ребенка (рассмотреть патологии детей). В школе организованы 36 классов, из которых 27 классов созданы для обучения по IV виду I вариант, 3 класса для обучения по III виду I вариант, 2 класса для обучения по III виду II вариант, 2 класса для обучения по IV виду III вариант, 1 класс для обучения по III виду III вариант, 1 класс (класс инклюзивного образования) совместного обучения детей по II и III варианту.

В образовательном учреждении функционируют 45 специализированных класса охраны зрения, кабинеты дефектологов-тифлопедагогов по коррекционным курсам (расписать коррекционные курсы), кабинет логопеда, кабинет педагога-психолога, кабинет социального педагога, кабинет ШПМПк, кабинет «Сенсорная комната».

На базе школы создан медицинский блок, состоящий из кабинета массажа, процедурного кабинета, где оказывает медицинскую помощь врач-невропатолог, врач-педиатр, врач-психоневролог, 2 медицинских кабинета охраны зрения, где оказывает помощь врач-офтальмолог, зал лечебной физкультуры, зал ритмики, лечебные ортоптические блоки: электроофтальмостимуляции, магнитотерапии, лазеростимуляции, кабинетный комплекс БОС для коррекции нарушений зрения, вакуумного массажа глаз. Организованы 5 кабинетов индивидуального обучения в рамках инклюзивного образования, работает 13 групп продленного дня. Оборудована керамическая мастерская, на пришкольном участке имеются 2 теплицы.

При школе работает ПМК-Центр для оказания педагогической и коррекционной помощи незрячим дошкольникам, не посещающим дошкольные образовательные учреждения. В этом году помощь оказывается 4 детям, 2 молодым девушкам, недавно потерявшим зрение.

В мае 2011 года МБСКОУ СКОШ №36 получило лицензию на оказание медицинских услуг как лечебно-профилактическое учреждение. В медицинских кабинетах охраны зрения происходит лечение детей на 44 медицинских офтальмологических аппаратах.

В школе работают 65 педагогических работника, из которых _____ учителя-дефектологи, _____ учителя-тифлопедагоги, _____ учителя-логопеда, ____ педагогов-психологов. С высшей квалификационной категорией — 40% педагогов, с первой – 32,3 %. Награды различного уровня имеют 53 человека, грантополучателей – 4 человека.

Актуальность…Система организации процесса воспитания и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья школе строится с учётом особенностей категорий отклонений у обучающихся с ОВЗ, их потенциальных возможностей на основе активного включения всех субъектов образования в процесс создания и обеспечения функционирования и развития образовательной системы.

СЛАЙД: (обучающиеся и их родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры).

Проекция теоретических положений, результатов собственной практической деятельности представлена в форме моделиобразовательной системы «Школа инклюзии».

Ведущая идея проекта «Модель образовательной системы «Школа инклюзии» заключается в том, что содержание, формы, методы и средства организации воспитания и социализации реализуются через урочную (учебную), внеурочную, внешкольную деятельность (социальные и культурные практики) и семейную деятельность обучающихся и их родителей с учётом особенностей контингента обучающихся, который составляют: обучающиеся с нарушением зрения и нормой интеллекта; обучающиеся с задержкой психического развития и нарушениями зрения; обучающиеся с тяжёлыми нарушениями зрения и нарушениями интеллекта; дети-инвалиды.

СЛАЙД

Определение ведущей идеи основывается: а) на имеющиеся в социальной практике противоречиях между потребностью общества в социально-активных, конкурентоспособных и деятельных его членах и имеющимися затруднениями у обучающихся с ОВЗ в позитивной социализации, недостаточности сформированности у них позитивной социальной компетентности; б) на требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, определяющих ведущую роль достижению планируемых личностных результатов посредством реализации программ воспитания и социализации, в том числе по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся всех ступеней образования.

Модель образовательной системы «Школы инклюзии», обеспечивающая современное качество образования в реализации программ воспитания и социализации строится на определённых принципах,

Слайд с принципами из текстаПри определении принциповмы исходили из понимания того, что принципы являются отражением и обобщением существующих закономерностей, конкретизируют цель и определяют содержание, методы, формы и приемы воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ.

В качестве основного принципа при реализации Модели «Школа инклюзии», а также программ воспитания и социализации определён принцип интегративности, который обуславливает формирование образовательной системы, обеспечивающей качество образования, создание целостной социальной среды развития обучающихся с ОВЗ, включающей урочную (учебную), внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся с ОВЗ, основанных на системе духовных идеалов народа России, базовых национальных ценностях.

________________________________

Слайд рис.1

Модель раскрывает наиболее общее представление об организации и осуществлении процесса воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и представляет собой единство целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативного компонентов.

СЛАЙД:Целевой компонент;Содержательный компонент;Организационно-деятельностный компонент;

________________________________

СЛАЙД:Целевой компонент определяет общий стратегический замысел реализации модели и общую направленность процесса воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ.

Цель реализации модели – использование потенциала системы воспитания и социализации для формирования социальных компетенций и воспитания конкурентоспособной личности. Данный компонент ориентирован на определение приоритетных направлений системы воспитания и социализации в СКОУ III-IV видови закрепление прогнозируемого уровня воспитанности и социализованности обучающихся с ОВЗ.

________________________________

СЛАЙД:Содержательный компонент модели демонстрирует специфику процесса воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ.Особенностью данного компонента является отбор содержания, форм, методов и средств организации воспитания и социализации, которые реализуются через урочную (учебную), внеурочную, внешкольную деятельность (социальные и культурные практики) и семейную деятельность обучающихся и их родителей с учётом клинико-медико-психолого-педагогических характеристик и особенностей контингента обучающихся с ОВЗ.

________________________________

СЛАЙД: Организационно-деятельностный компонент модели определяет устойчивый, последовательный и целенаправленный характер процесса воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и разработан на основе мониторинга и диагностики эффективности воспитательного процесса. В организационно-деятельностном компоненте выделены три блока, включающие систему урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Блок «Урочная (учебная) деятельность» реализуется через освоение программ отдельных учебных предметов и курсов.

Образовательная программа МБСКОУ СКОШ№36 разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», Уставом школы, на основе федеральных государственных стандартов с учётом основных тенденций в отношении требований к образовательному и воспитательному компонентам образования, с учётом особенностей психо-физического развития детей на всех этапах обучения, примерными типовыми программами для общеобразовательных школ.

Мониторинг успеваемости позволяет сделать вывод о положительной динамике. Ежегодно в 10-й (11) класс своей школы поступают до 60% выпускников основной школы, в вузы и колледжи ежегодно поступают 85%-90% выпускников средней школы.

В 2012-2013 учебном году учебный план по ступеням образования в школе выполнен на 95%. Программы по предметам выполнены на 100%. В этом учебном году итоговая аттестация в 9-х, 11-ом классах прошла успешно: абсолютная успеваемость — 100%, средний тестовый бал ЕГЭ – 75%.

Результаты итоговой аттестации выпускников основной школы за последние четыре года

Показатель

Кол-во выпускников 9 классов в

2009-2010 уч. году

2010-2011 уч. году



2011-2012 уч. году

2012-2013уч.году

oсвоивших образовательную программу основного общего образования

oсвоивших образовательную программу основного общего образования на «4» и «5»

oсвоивших образовательную программу основного общего образования

oсвоивших образовательную программу основного общего образования на «4» и «5»

oсвоивших образовательную программу основного общего образования

oсвоивших образовательную программу основного общего образования на «4» и «5»

oсвоивших образовательную программу основного общего образования

oсвоивших образовательную программу основного общего образования на «4» и «5»

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Всего выпускников

24

100

4

16,7

11

100

2

18,2

35

100

4

11,4

26

100

4

15,4

В течение учебного года педагогический коллектив школы приложил значительные усилия для того, чтобы учащиеся успешно освоили государственный стандарт образования. Успеваемость в 2012-2013 учебном году составила 99,3%, т.е. 275 обучающихся (без первых классов – 37 человек) школы овладели образовательными программами.

________________________________

Учитывая своеобразие психического развития учащихся школы, а также коррекционную направленность всего процесса их обучения, в вариативную часть учебного плана включена область «Коррекционная подготовка».СЛАЙД:

- программ коррекционных курсов

«Развитие мимики и пантомимики»,

-«Социально-бытовая ориентировка»,

- «Мир и человек»,

-«Пространственная ориентировка»,

-«Логопедическая коррекция»,

-«Ритмика»,

-«ЛФК»,

-«Развитие осязания и мелкой моторики»,

-«Развитие и коррекция зрительного восприятия»,

-«Обучение грамоте по системе Брайля»,

-«Развитие сенсорного восприятия».

Предметы области «Коррекционная подготовка» направлены на коррекцию отклонений в психофизическом и личностном развитии школьников. Специальные коррекционные занятия готовят учащихся к адекватному усвоению учебной программы, развивают умения и навыки ориентировки в быту, в окружающем пространстве, коммуникативную культуру, корригируют нарушения в физическом развитии.

Данный процесс является длительным, протекающим поэтапно, на каждом из которых проявляются вполне конкретные социальные компетенции.

________________________________

Блок «Внеурочная деятельность» (культурные практики)реализуется через освоение программ курсов внеурочной деятельности.

СЛАЙД:(общекультурное направление: курсы внеурочной деятельности «Кудесники» (студия художественной керамики), «Студия моды «Колибри», театр моды «Карамельки», студия «Юный художник», хоровая студия, танцевальная студия «Искорки надежды» (для детей-инвалидов), танцевальная студия «Танцкласс», студия вокала «Планета детства» (для детей-инвалидов), студия «Цветные ладошки»;духовно-нравственное направление: студия «Искусство слова», театральная студия «Созвездие» (для детей-инвалидов), театральная студия «Золотой ключик», театральная студия «Тет-а-тет» (для обучающихся, состоящих на внутришкольном учете), кружок «Азы журналистики», кружок «Культура речи»; общеинтеллектуальное направление: кружок «Технический дизайн», кружок «Самоделкин», кружок «Занимательная информатика», кружок «Хочу все знать», кружок «Робототехника», ГлобалЛаборатория, студия «Юный комбинатор», кружок «Покоряем вершины», кружок «Занимательная математика», кружок «Лингвистическое исследование»;спортивно-оздоровительное направление: кружок «Брансбойт», секция «Гандбол», секция «Голбол», секция «Русские шашки», секция «Баскетбол», секция «Мини-футбол», секция «Дартс», секция «ОФП», студия аэробики «Степ», секция «Легкая атлетика», студия спортивного танца «Микс», секция «Импульс» (для детей-инвалидов);социальное направление: кружок «Защити себя сам», кружок «Мой выбор», кружок «Политика и право», кружок «Светофорик», кружок «Экономика и бизнес» и программ дополнительного образования: программа курса внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Театр моды «Карамельки», программа курса внеурочной деятельности студии художественной керамики «Кудесники», программа курса внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности «Студия моды «Колибри»).

________________________________

Блок «Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики)» реализуется через участие в социально полезных делах и мероприятиях:

СЛАЙД:

-городской проект «России важен каждый ребенок»,

-городской проект «Крепкая семья»,

-проект социального (образовательного) партнерства «Мы вместе»,

-акции «Украсим мир», «За здоровый образ жизни», «Дети улиц», «Подросток», «Внимание, дети», «Георгиевская ленточка», «Цветы любимому поэту»),

-социальных практиках в соответствии с договорами социального (образовательного) партнерства: Школа профессионального самоопределения учащихся с ОВЗ, Летний трудовой отряд, экологический проект «Чистый город», экологический проект «ЭКО-ZATO», проект «Школьный дворик» в различных учреждениях и организациях – социальных (образовательных) партнерах школы (ГБОУ ДПО ЧИППКРО (г. Челябинск), АНО ВПО УрАКБиСИ (г. Челябинск), ФГНУ ИКП РАО (г. Москва), ФГУП ПО «Маяк» реакторный завод, ФГБО ВПО ЮУрГУ (г. Озерск), ЦГДБ, ДК «Маяк», ДМШ, театр «Наш дом», совет ветеранов ФГУП ПО «Маяк», Городской совет ветеранов, Совет ветеранов воинов Афганистана, «Молодая гвардия» ВПП «Единая Россия», региональное отделение Всероссийского общества слепых).

________________________________

Результативный компонент определяет успешность предлагаемой модели воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ и отражает промежуточные и конечные ожидаемые результаты воспитанности и социализованности у каждого обучающегося с ОВЗ.

Какие показать результаты??? Слайд с таблицей медиков (диаграмма)

________________________________

Особенностью модели является её полифункциональность, возможность реализации в практике образовательных учреждений системы специального (коррекционного) образования.

Основанием для обобщения и представления позитивной педагогической практики по реализации Модели «Школа инклюзии» как тактического элемента является организованная научно-методическая работа в МС(К)ОУ.

СЛАЙДцелью которой является оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации образовательного процесса в МС(К)ОУ, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;обеспечение психолого-педагогического, методического, научно-методического сопровождения введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования,?как стратегического элемента является Программа развития МБСКОУ СКОШ №36 на период до 2017 года.

________________________________

Опыт, накапливаемый педагогами, ценен, значим для всех педагогов-практиков и администрации, работающих в области коррекционной педагогики.

Особенностью организации научно-методической работы является тесное взаимодействие с Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования, кафедрой специального (коррекционного) образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, с Антитеррористической комиссией Челябинской области по поручению заместителя Губернатора Челябинской области Мурога И.А. (договор ГБОУ ДПО ЧИППКРО №75 от 30 мая 2012 г., договор о сотрудничестве ФГНУ ИКП РАО от 21.01.2013 г., поручение заместителя Губернатора Челябинской области №06/1009 от 12.03.2013 г.)(Приложение 3).

Опыт реализации Модели «Школа инклюзии» представляется в ходе проведения Всероссийской научно-практической конференции «Личностно ориентированное образование детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС общего образования» (2012 г., ГБОУ ДПО ЧИППКРО, секция 2), регионального семинара на базе МБСКОУ СКОШ №36 (01.06.2013 г. при участии советника Губернатора Челябинской области, руководителя аппарата антитеррористической комиссии Челябинской области Хашагульгова Б.У.), региональных стажировок на базе МБСКОУ СКОШ №36 для педагогов Озёрского городского округа в ноябре 2012 года, мае-июне 2013 года (на основании решения Ученого совета ГБОУ ДПО ЧИППКРО №4/10 от 06.06.2012 г. МБСКОУ СКОШ №36 является стажировочной площадкой, директор Титеева И.Л. является тьютором ГБОУ ДПО ЧИППКРО) (приложение 4).

________________________________

Опыт по реализации модели представляется вразличного рода публикациях. С 2012 года было опубликовано 18 методических продуктов, подготовленных педагогами МБСКОУ СКОШ №36 г. Озёрска.

Принцип интегративности позволяет построить деятельность школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащихся, создать сбалансированное образовательное пространство, учитывающее комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

Внедрение инклюзии в нашей школе является не только отражение времени, но и представляет собой ещё один шаг к обеспечению полноценной реализации инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, полной реализации прав ребёнка на получение доступного образования.

Наша задача в системе инклюзивного образования – придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), таким способом мотивируя их к обучению в школе вместе с другими обучающимися, возможно, их друзьями и соседями. Создание безбарьерной среды, позволяющей получать знания, участвовать в жизни школы всем учащимся без ограничений,  ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребёнка с ОВЗ  в образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению- это и есть основные цели и задачи.



Прогнозируемыми результатами реализации Модели «Школа инклюзии» являются управленческие и организационные мероприятия, результаты, которые характеризуют современное качество воспитания, достигаемые при реализации программ воспитания и социализации обучающихся. Результатом выстроенной системы воспитания и социализации является уровень динамики воспитанности и позитивной социализованности, адекватный возможностям развития личности каждого ребёнка.



Экспресс консультация зожЭкспресс консультация зож