Экспертное заключение на Программу стажировочной программы специалистов коррекционных ш

Экспертное заключение

на Программу повышения квалификации кадров,

реализуемую на стажировочной площадке МКС(К)ОШИ № 31 глатоуста.

Авторы при разработке программы использовали методологию деятельностного подхода: содержание образования служит обобщенные способы решения профессиональных задач и выведенные из них частные способы. Предложена модель формирования модульной программы, которая представляет перечень основных понятий, включающий в себя ряд взаимосвязанных компонентов.

Поставленные цели в программе указывают на те способности в области решения практических задач, которые в результате прохождения программы научатся решать стажеры.

систематизация знаний слушателей о стратегических направлениях развития российского образования, Единой концепции специального федерального государственного стандарта (СФГС) для детей с ограниченными возможностями здоровья; практическое освоение современных направлений и технологий в области психолого-педагогической компетентности учителей коррекционных общеобразовательных школ с учетом ее специфики.

Рационально распределено содержание учебного материала между аудиторными занятиями в ИПК, занятиями на базе МКС(К)ОШИ № 31 и самостоятельной работой стажеров. (42 часа очно, 32 часа дистанционное обучение)

Реализация программы должна происходить на базе ИПК, где будет преимущественно организовываться учебно-воспитательная деятельность по созданию новых теоретических знаний, и на базе МКС(К)ОШИ № 31 (стажировочная площадка), где организуется их освоение, в том числе и в процессе опыта самостоятельной работы.

Обучение профессиональной деятельности рекомендуется осуществлять посредством моделирования в обучении предметного и социального содержания предстоящей деятельности. Предполагается, что усвоение знаний как знаковых систем накладывается на профессиональную деятельность, то есть осуществляется в ее конкретном контексте.

Руководствуясь данной моделью, можно выделить три основные группы образовательных технологий и методов:

Учебно-познавательной деятельности;

Квазипрофессиональной деятельности;

Учебно-профессиональной деятельности, которые могу быть использованы для решения учебных задач, то есть при изучении различных видов модулей.

Учителям предлагается освоение 3 модулей программы «Психолого-педагогическое сопровождение как фактор социализации детей с интеллектуальной недостаточностью»: инвариантного модуля «Стратегические направления развития российского образования»», модули по выбору стажера (аудиторное, самостоятельное): модуль 2. «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в образовательной среде», модуль 3. «Современные образовательные технологии как средство реализации Единой концепцииСФГС», модуль 4 «Рефлексия профессиональной деятельности». Модуль «Рефлексия профессиональной деятельности», направлен на реализацию профессиональных замыслов педагога по итогам стажировки – создание образовательного продукта и его публичная защита. Модуль содержит свободу выбора стажером форм отчета о проведенной работе по тематике стажировочной площадки (статья, участие в событиях МКС(К)ОШИ №31 VIII вида и иных организаций, мастер-класс, защита проекта и т.д.).

В основе организации образовательного процесса стажерских курсов лежат следующие принципы: «принцип свободы», т.е. обеспечивает выбор стажерами содержания, форм, сроков стажировки; принцип вариативности (предполагает выбор педагогам тем индивидуальных сообщений, заданий для самостоятельной работы и т. п.); принцип взаимосвязи теории и практики; принцип индивидуализации.

Эффективность от применения активных методов может возрасти, если мы создадим условия для включения не только в квазипрофессиональную, но и в учебно-познавательную деятельность, что возможно сделать на нашей стажировочной площадке.

Использованные методы служат: для освоения различной информации; для выработки способа деятельности, основанных на собственном опыте; для передачи собственного опыта; для освоения чужого опыта; для освоения научных знаний.

Уровень компетениции зависит от типа ориентировочной основы деятельности, которая была использована преподавателем. Для того, чтобы уровень компетенций был высоким, способ деятельности должен формироваться на основе ее полной обобщенной ориентировочной основы.



На стажировочной площадки МКС(КОШИ № 31 VIII вида» «Психолого-педагогическое сопровождение как фактор социализации детей с интеллектуальной недостаточностью» организуется стажировка педагогов специальных коррекционных общеобразовательных школ VIII вида Челябинской области, учителей коррекционных классов общеобразовательных школ.

В программе стажировочной площадки предусмотрены информационные блоки, практическая работа, разработка проектов, посещение интегрированных уроков, мастер-классов, открытых уроков, воспитательных мероприятий, круглые столы по проблеме; деловые игры, тренинги, индивидуальные консультации, теоретические семинары, научно-практические конференции, презентации работы. Аттестационные процедуры («входное» тестирование, аттестация по итогам освоения инвариантной части, аттестация по итогам освоения вариативных частей)

В ходе обучения по данной программе стажеры приобретают следующие профессиональные компетенции:

Способность определять новые перспективы в развитии своего учреждения образования;

Способность определять новые перспективы в развитии своего образовательного учреждения;

Способность выявлять проблемы развития учреждения;

Способность отбирать новшества, наиболее эффективные для решения актуальных проблем;

Способность определять состав портфеля проектов, обеспечивающих локальные или системные изменения в учреждении;

Способность интегрировать отдельные инновационные проекты в портфель проектов;

Способность выстраивать структуры управления реализацией инновационных проектов;

Способность отбирать и применять на практике методы успешной организации работы проектных групп;

Способность обеспечить эффективное оперативное управление инновационными проектами.



Цели обучения сконструированы, начиная с более широких компетенций, переходя затем к более узким.

Требования к результатам освоения программы

Слушатель, освоивший программу, должен:

1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:

готовность к самостоятельной творческой деятельности, ориентированной на получение новых знаний, требуемых для профессионального развития;

готовность активно участвовать в профессиональном общении.

2. владеть:

современными образовательными технологиями как средством реализации СФГС для детей с ограниченными возможностями здоровья;

умениями анализа и презентации результатов профессиональной деятельности;

3. уметь:

оформлять необходимую рабочую документацию;

составлять программы развивающей работы с детьми с ОВЗ;

систематизировать и обобщать информацию, необходимую для качественного мониторинга результатов профессиональной деятельности.

4. знать:

-особенности Единой концепции СФГС для детей с ограниченными возможностями здоровья; классификацию современных образовательных технологий;

- способы построения рабочей документации (программ, планов индивидуальной деятельности);

-специфику внеурочной деятельности школьников в рамках новых требований и сущность оценки достижения результатов обучения в школе;

-методики осуществления мониторинга эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ;



-мониторинга результативности педагогической деятельности.

С моей точки зрения сильные стороны разработанной программы:

проектирование и внедрение моделей психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей в системе образования Челябинской области, обеспечивающих современное качество образования;

реализация Программ повышения квалификации специалистов и педагогов по вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей;

внедрение инновационных технологий и моделей сопровождения детей;

реализация практико-ориентированных семинаров, направленных на обеспечение психологически грамотного подхода к воспитанию и обучению со стороны педагогов и родителей и осуществление профилактики различного рода дидактогений, повышение адаптационных возможностей детей.

Рекомендации:

Повысить уровень доступности услуг системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Разработать ресурсную карту территории муниципалитета и его внешних сетевых связей.

Расширить выбор тем, времени прохождения курсов для вовлечения большего количества педагогов- участников курсов повышения квалификации.

Эксперт-Миронова Светлана Михайловна,

заместитель директора по УВР,

высшая квалификационная категория.