Экспериментальная программа по краеведению

МОУ ООШ с. Потодеево

Наровчатского района

Пензенской области

Экспериментальная программа

«Краеведение»

(6,7,8 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

Программа тура по краеведческому музею

Составитель: Белоглазова Т.А.

учитель истории и обществознания

2012г

Пояснительная записка

Программа курса «Краеведение» ориентирована на развитие творческих способностей, инициативы учащихся, на формирование у них навыков научного исследования. Конечным результатом изучения курса станет самостоятельная практическая деятельность детей, направленная на изучение истории и природы родного края, национальной культуры, традиций народов нашей области. Программа явилась итогом семилетней деятельности музейного уголка. За данный период она претерпела ряд изменений, дополнений, пока не приобрела четкую систему деятельности по направлениям:

1) информирование;

2) обучение;

3) развитие творческих начал;

4) общение;

5) познавательный отдых.

Работая по данной программе, учащиеся получают:

- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

- участие в планировании работы.

Опираясь на запросы детей, учредители программы ставят

цель:

Формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями, создание условий для всестороннего развития личности ребенка. Итогом реализации данной цели является сформированность у детей готовности к выполнению разнообразных функций в обществе.

Цель предусматривает задачи по программе, направленные на её достижение:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют успешной самореализации ребенка,

- создание возможности выбора вида деятельности, способов и средств достижения результатов в рамках музея;

- приобщение детей и подростков к общечеловеческим ценностям, оказание помощи в духовном и интеллектуальном развитии, адаптации их к реальной жизни;

- возрождение традиций и обычаев края, изучение и сохранение их;

- распространение информации о деятельности музея, установление контакта с другими организациями и внешкольными учреждениями.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 15 лет.

Содержание программы

Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Программа включает в себя несколько этапов.

1. Краеведение «Путешествие к истокам».

Работа данного направления проходит под девизом: «Хранить память о других – значит оставлять добрую память о себе».

Увидеть себя в зеркале истории семьи, своей страны, формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в нем. Координирует работу данного направления совет школьного краеведческого музея. Совет музея ведет просветительскую работу среди учащихся об истории края и культуре.

2. Калейдоскоп народных традиций.

По данному направлению идет непрерывный процесс по сбору материала о традициях и обычаях народов нашего края. Для стимулирования творческого процесса создаются наиболее действенные из них: вхождение в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Формы работы: традиционные экскурсии, музейный урок, фестиваль, викторина, народные игры и т.д. Работу координирует творческая группа музея. Итогом деятельности музея является оформление экспозиций, альбомов, экспонатов.

3. Школа музееведения.

Обучение методу музейного диалога с посетителями, воспитание музейной культуры. Переход от единичных, эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования. «Стажисты» обучают детей приемам изготовления поделок из бумаги, природного материала, ведению учета экспонатов, умению провести беседу. Музей – это место культурно-исторического диалога, поэтому необходим поиск новых форм общения посетителя с культурными ценностями, развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

4. «Голос музея» — краеведческий информационный центр.

Создание ежемесячной газеты с выпуском стихов, рассказов, сочинений, поздравлений, советов, публикаций юбилейного календаря, организация выставок рисунков и поделок. Обучение приемам и умению брать интервью, писать репортаж, формирование навыков редактирования, развитие творческих начал. Отбор литературного материала, составление сценария праздника, вечера, экскурсии. Деятельность в этом направлении дает возможность раскрыть свои способности, талант, творчески подходить к проведению любого мероприятия.

5. Центр взаимодействия .

Основная цель – распространение информации о деятельности музея, установление контакта с другими организациями и внешкольными учреждениями. Проведение праздников, игр, конкурсов и т.д. Проведение дня открытых дверей для других организаций.

6. Досуг

Найти место среди сверстников, сделать жизнь интересной, насыщенной. Учащиеся сами занимаются организацией и проведением мероприятий, посвященных отдыху. Форма: «посиделки», чаепитие, поездки по историческим и культурным местам нашего края.

Деятельность программы создает такие условия в детском коллективе, которые способствуют возникновению дружбы, традиций музея, сохранение и передача их из поколения в поколение. Взаимоотношение строятся на основе сотрудничества и равноправия через совместную деятельность в ней. Данная программа проходит апробацию с 2002года и имеет право на её дальнейшее развитие, так как очевидны перспективы:

- развитие творческой активности детей и подростков;

- наличие нравственного аспекта;

- ориентация на саморегуляцию и самоуправление;

- контакт с другими детскими учреждениями;

- наличие призовых мест, участие в городских и областных конкурсах.

Учебно-методический план

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма проведения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Вводное занятие. Задачи курса. Содержание. Что хотелось бы узнать и чему научиться.

«Путешествие к истокам»

Тема: История города. Процесс отбора, комплектование, изучение материалов о городе (объекте).

Составление сценария экскурсии «По улицам Наровчата ».

Составление модели будущего нашего города.

Экскурсия «Мой город – моя судьба».

История города в фотографиях и документах. Авторские чтения.

Технология выбора обрядов к определенным событиям в жизни разных народов нашего края, демонстрация перед зрителями.

Фестиваль «Мой Наровчат». Демонстрация лучших образцов обрядовой культуры.

Отбор и редактирование материалов к выпуску газеты «Продлёнка». Обсуждение авторских произведений: стихов, эссе и т.д.. Художественное изображение города.

«Булак» — это значит «родник». День открытых дверей для детей внешкольных учреждений.

Школа музееведения. Понятие музейная «коммуникация». 10 форм работы с музейной аудиторией.

Музейный урок. Методика проведения. Выбор тем музейного урока.

Конкурсы

1.Подготовить экспонат

2.Демонстрация приемов изготовления поделок из бумаги, природных материалов.

3. Мини-рассказ о данном экспонате.

Исследовательская работа.

Поиск и сбор материала об истории края.

Экскурсия с целью сбора материала на заданную тему. Обмен опытом

Экспозиционная работа «Хранить память о других – значить оставлять добрую память о себе». Итоги работы по теме «Архитектурный Наровчат».

Традиционный музейный праздник «Поступь нашего края»

- авторское чтение;

- инсценирование литературных произведений;

- устный журнал «Наш край – частица России»

Итоговое занятие «Наши маленькие победы», «Посиделки» — демонстрация умений, практических навыков.

Работа с архивными материалами. По страницам газетных публикаций прошлых лет.

Экспозиционная работа «Литературная страничка Наровчата». Забытые публикации.

Творческая лаборатория. Интервью, репортаж, статья на краеведческую тему.

Экологическое краеведение. Особенности нашего края. Составление экологической программы «Редкие животные и птицы нашего края». Интегрированное занятие.

«Калейдоскоп народных традиций» «Мы протянем друг другу руки теплые наши, пустит крепкие корни дружба народов наших»

- эскиз русской печи;

- лавка, стол;

- бытовая утварь

«Посиделки». Вышивки, узоры, одежда, бытовые изделия русских, мордвы и татар.

Составление сценария «Фольклор народов наших» — обработка сказок на современный лад.

Комплексная экскурсия «Игра как отражение национального самосознания народа» Отбор мордовских, татарских и русских игр.

Демонстрация казахских игр. Музейный диалог со зрителем, посетителем.

День открытых дверей. Концерт и викторина для детей внешкольных учреждений

« Традиции народа Наровчатского края »

Принципы краеведческого исследования

- маршрут — объект — памятник;

- улица- дом — человек;

- расположение — историческая справка- литературные источники.

Краеведческая олимпиада о крае, о городе, улице, доме.

1 этап – история;

2 этап – география;

3 этап – литература;

Музейный всеобуч. Новые формы

общения посетителя с культурными ценностями. Язык музейной экспозиции.

«Наш край – свидетель тех кровавых лет». Памяти репрессированных и невинно осужденных. Сбор и оформление монтажа с музыкальным оформлением.

«По праву памяти». Встреча с ветеранами войны, сбор материала о героических подвигах наших земляков.

Экскурсия в краеведческий музей .

Цель: обмен опытом, фотомонтаж и т.д.

Музейный всеобуч. Процесс отбора, комплектования, изучения, хранения музейных экспонатов в летний период.

Составление и обсуждение программы на будущий год.

Творческий отчет. Защита творческих работ по темам. Рецензия на работы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Лекция с элементами беседы, анкетирование.

Творческая лаборатория.

Практикум по составлению мини-проекта.

Экскурсия, выразительное чтение.

Практическое занятие, сопоставление.

Групповая работа:

- русские обычаи

- мордовские традиции

- казахские

- татарские,

Работа в группах, выбор темы, форм произведения.

Знакомство с композициями музея.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст