Экскурсия в кабинет химии Посвящение в юные химики

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30

Имени дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации

Колдунова Александра Ивановича

Московская область, Ногинский район

г. Электроугли, ул. Маяковского, д. 34

Выполнила: учитель химии Лазарева Е.И.

Экскурсия в кабинет химии.

Посвящение в юные химики.

Внеклассное мероприятия для учащихся 7-ого класса.

Цель урока.

Пробудить у ребят познавательный интерес к химии, вовлечь их в исследовательскую работу. Показать необходимость изучения химии для объяснения явлений, наблюдаемых в жизни; выявить значение химической науки в развитии промышленности и сельского хозяйства. Показать ее связь с другими естественными науками: биологией, физикой, экологией.

Ход урока.

Учитель. Дорогие семиклассники! С нового учебного года вы начнете изучать трудную, но очень интересную и занимательную науку – химию. А сегодня мы проводим для вас урок, чтобы вы имели представление, чем занимается химия и что вам предстоит изучать. Проводить урок мне помогут «маститые» химики – учащиеся10 класса.

Первый ведущий.

Давайте представим, что мы с вами оказались в первобытном обществе.

Звучит музыка.

Выходит ученик в костюме первобытного человека, внимательно слушает ведущих, рассматривает кабинет.

Второй ведущий.

Первобытные люди боялись даже огня. Они видели, как молния попадала в дерево и оно загоралось.

Опыт. Самовозгорание костра.

При виде вспыхивающего костра ученик в костюме первобытного человека вскрикивает, отбегает от него, потом подходит и греет руки. Когда огонь гаснет, ученик уносит поддон с потухшим костром. (Во время опыта звучит музыка)

Первый ведущий.

Первобытные люди постепенно привыкли к огню, научились разводить его и готовить на нем пищу. Потом с помощью огня люди стали выплавлять медь и железо.

(Ученик в костюме первобытного человека демонстрирует медные и железные пластинки)

Второй ведущий.

В средние века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики.

Выходит ученик в костюме алхимика. Зажигает свечи.

Опыт. Зажигание свечей без спичек.

Первый ведущий.

Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получили для них золото.

Опыт. Превращение воды в золото. (Показывает алхимик)

Второй ведущий.

Но алхимикам так и не удалось превратить металл в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

(Демонстрация картины «Сжигание на костре Джордано Бруно)

Первый ведущий.

Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку ал-, и получилось новое название – химия. Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.

Учитель физики.

С этого года вы познакомились с новым предметом – физикой. Кто ответит, что изучает эта наука?

Учащиеся отвечают.

Учитель физики.

Правильно, физические тела и физические явления.

Учитель химии.

А что же изучает химия? То, из чего состоит физическое тело – вещество.

Итак, химия – это наука о веществах.

Гвоздь – тело

Железо – вещество

Стакан- тело

Стекло – вещество

кастрюля – тело

алюминий – вещество.

Первый ведущий.

Сапоги мои – того:

Пропускают Н2О

(Показать табличку с формулой)

Учащиеся.

Речь идет о воде.

Второй ведущий.

В кружево будто одеты Высокие гребни вздымая,

Деревья, кусты, провода Бушует морская вода

И кажется сказкою это И топит, как будто играя,

А в сущности – только вода. Большие морские суда.

Безбрежная ширь океана Как пухом зимой одевает

И тихая заводь пруда, Снег белый одные поля.

Каскад водопада и брызги фонтана, Но время придет, все растает

А все это – только вода. И будет простая вода.

Демонстрация фрагмента фильма о воде.

Учитель химии.

А как можно распознать воду среди других веществ?

Опыт проводят учащиеся 7 класса.

На столе 3 стакана с растворами: кислоты, щелочи и с водой. Универсальная индикаторная бумажка опускается в стаканы:

в кислоте – красный

в щелочи – синий

в воде – окраска не изменяется.

Третий ведущий.

Ребята, кто из вас может сделать из воды сироп, а из сиропа воду? А я могу! Хотите посмотреть?

Опыт. Превращение волы в сироп.

Третий ведущий.

Как вы думаете, можно ли попробовать эту «воду» на вкус?

Учащиеся.

Нет, нельзя.

Третий ведущий.

Правильно, нельзя. В химическом кабинете есть свои заповеди и правила, которые необходимо выполнять. С некоторыми. Наиболее важными правилами техники безопасности мы вас познакомим.

Демонстрация таблицы по технике безопасности.

Ведущие 1,2,3.

Даже самых буйных и упрямых

Весь урок он держит в тишине.

Вот вам, дети, несколько советов,

Как себя на химии вести.

Твердо помни: химикаты не цветы,

Это и не жвачка, не арбуз

Их нюхать надо очень осторожно

И нельзя их пробовать на вкус.

Брать для опытов их нужно понемногу

И лопаточкой в пробирку насыпать.

А руками их совсем не надо трогать!

Никогда нельзя об этом забывать.

Нагревая на огне пробирку,

Очень осторожным нужно быть.

Помни: ни в химчистку и ни в стирку

Не возьмут те пятна выводить.

От себя держи ее подальше,

Лучше закрепи ее в штатив.

Если опыт проведешь без фальши,

То получишь новый реактив.

Иногда иной по форме, цвету,

А какой – не знаешь наперед.

А теперь ищи ответы,

Что откуда химия берет.

Второй ведущий.

На суку сидит сова,

Выдыхает СО2

О каком веществе идет речь?

Учащиеся.

Углекислый газ.

Второй ведущий.

Да, действительно, сова, другие животные и человек выдыхают углекислый газ – СО2

(Демонстрация формулы). В этом можно легко убедиться с помощью такого реактива, как известковая вода. Если через нее пропускать углекислый газ, она помутнеет.

Опыт. Помутнение известковой воды. (Проводят учащиеся 7 класса)

Четвертый ведущий.

Я думаю, все вы знаете, что такое вулкан, и видели по телевизору или в кино его извержение. Это захватывающее, потрясающее зрелище. В древности вулкан Везувий засыпал город Помпеи.

Демонстрация картины К. Брюллова «Гибель Помпеи»

Четвертый ведущий.

Ну а те, кто еще не представляет себе этого явления природы, не огорчайтесь: я вам покажу действующий вулкан в миниатюре.

Звучит музыка, выключается свет, демонстрируется опыт «Вулкан»

Пятый ведущий.

Представьте себе, что вы геологи и нашли незнакомый минерал по цвету и структуре напоминающий мрамор. Вам надо проверить, так ли это на самом деле.

Опыт проводят учащиеся 7-ого класса. Выделение углекислого газа из мрамора при действии соляной кислоты.

Шестой ведущий.

Вы слышали русскую пословицу «нет дыма без огня»? А я могу показать противоположное: вы увидите дым, но при этом я ничего поджигать не буду.

Опыт «дым без огня» (взаимодействие аммиака с соляной кислотой).

Появляется факир. Звучит музыка. Я прибыл к вам из далекого загадочного Египта. В моей стране есть священные животные, которым поклоняются не только простые люди, но и фараоны. Вы знаете о ком идет речь? Правильно, это кошки и змеи. Я привез с собой священных змей фараона. И вы увидите сейчас их ритуальный танец.

Опыт «змея».

Второй ведущий. Внимание! Только что на территории нашей школы опустилась «летающая тарелка». Из нее выпала вот эта кассета. Давайте посмотрим, о чем там говорится.

Демонстрация фильма «Мир химии».

Учитель химии. Дорогие друзья! Сегодня мы приоткрыли завесу над удивительными тайнами замечательной науки химии. Я вижу, вам было интересно. Первое знакомство никого не оставило равнодушным. Подрастайте и приходите к нам изучать эту очень интересную науку.

Звучит музыка.

Ведущие.

Перемена, перемена!

Заливается звонок.

Наконец-то он закончен,

Надоедливый урок!

Дернув серу за косичку,

Мимо магний пробежал.

Йод из класса испарился,

Будто вовсе не бывал.

Фтор поджег случайно воду,

Хлор чужую книжку съел.

Углерод вдруг с водородом,

Невидимкой стать успел.

Калий, бром в углу дерутся,

Не поделят электрон.

Кислород-шалун на боре

Мимо проскакал верхом.

Приложение.

Опыт самовозгорания костра. Реактивы: перманганат калия, глицерин

Или перманганат калия, серная кислота, спирт.

Опыт зажигания свечей без спичек. Реактивы: перманганат калия, серная кислота, спирт.

Опыт превращения воды в золото. Реактивы: растворы йодида калия и ацетата свинца.

Опыт распознавания воды среди кислоты и щелочи. Реактивы: индикаторная бумага, стаканы с кислотой, щелочью и водой.

Опыт превращения воды в сироп. Реактивы: раствор щелочи (имитация воды), фенолфталиин, серная кислота.

Опыт «помутнение известковой воды». Реактивы: раствор известковой воды.

Опыт «вулкан». Реактивы: дихромат аммония.

Опыт «взаимодействие мрамора с соляной кислотой». Реактивы: мрамор, соляная кислота.

Опыт «дым без огня». Реактивы: нашатырный спирт, соляная кислота.

Опыт «змея». Реактивы: сахарный песок, спирт, концентрированная серная кислота.

Оборудование: фарфоровая ступка, древесная стружка, свеча, вата, стаканы, стеклянные трубки, макет горы с кратером, пробирки.