Экскурсия по экологической тропе

Конспект открытого занятия по теме

« Экскурсия по экологической тропе»

Цели: Обобщить знания детей о том, что лес – наше богатство, а деревья, кустарники и лекарственные травы, растущие на территории детского дома – частица родной природы.

Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях.

Закреплять умение вести себя в природе.

Предварительная работа:

Чтение стихов марийских поэтов.

Прогулки и экскурсии в лес.

Знакомство с лекарственными травами (беседы ,сбор трав, составление гербария)

Рассматривание плакатов об охране леса.

Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о природе.

Чтение рассказов Пришвина, Чарушина ,Бианки .

Ход занятия:

- В лес иду — поклон деревьям.

А деревья словно ждут.

На меня глядят с доверьем

Приглашают в шумный круг

В тень зелёную ведут

Словно знают: я им друг.

На территории нашей Республики Марий Эл находится и действует национальный парк» Марий Чодра». В переводе с марийского языка «Марий чодра» означает «марийский лес». И назван он так неслучайно – вся территория парка покрыта прекрасными сосновыми борами и хвойными лесами. Деревню Филипп-Сола, где мы с вами живём, окружает лес. . Чем вам дорог лес?

Дети: -

- Нравятся в лесу одуванчики.

- Люблю наслаждаться ароматом лесных почек.

-Люблю слушать шелест осины ,берёзки.

- Интересно снуют по муравейнику муравьи. Муравейник- это большой город, где каждый занят своим делом.

Дети подходят к уголку леса.

В -ль… — А это настоящий уголок леса. Эти деревья выросли из семян ,которые надул сюда ветер . (Обращаю внимание детей на плакат с изображением детей , идущих в лес по тропинке). Скажите дети ,что вы видите на плакате?

Ответы детей:

- В лесу надо ходить по тропинкам.

- В лесу нельзя вытаптывать много травы.

В -ль: — Правильно ребята. Этот плакат учит нас ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать зря землю в лесу. А вы, ребята, знаете почему важно выполнять это правило?

Ответы детей:

- Чтобы нечаянно не растоптать жучков и муравьёв.



В-ль: — Да, вы верно сказали. А знаете, кто рыхлит в лесу землю и перепахивает

её?



Дети:- Дождевые черви.

В-ль: — Да ,это делают дождевые черви .На утоптанной почве дождевым червям трудно делать свои ходы и почва не рыхлится ,корни растений задыхаются без воздуха ,постепенно отмирают. Вот почему в лесу надо ходить по тропинкам. Запомните это правило и выполняйте его. А какие правила поведения в лесу вы ещё знаете?

Ответы детей:

_ Нельзя разводить в лесу костры.

- Нельзя оставлять в лесу мусор.

- Всё, что в лесу, принадлежит лесу. Нельзя приносить из леса животных.

- Нельзя рвать много цветов.

Молодцы, ребята.

Предложить детям по тропинке пройти в уголок леса, сесть на скамеечки и послушать пение птиц (звучат мелодии).

А сейчас поговорим о деревьях. Назовите деревья, которые растут здесь.

Дети: — Берёза ,осина ,клён.

В –ль: — Что вы знаете про берёзу?

Дети: — берёза – символ России. Это единственное дерево с белым стволом. Берёза и в песнях, и загадках и в стихах.

В –ль: — А какое дерево в лесу всё время переодевается?

Дети: — Осина

В –ль: — Правильно, дети . Налетел ветерок и зелёная крона дерева вдруг стала серебристо-белой, новый порыв ветра и осина стала зелёной, опять подул ветерок и зелёные листья стали зеленовато-бурыми. А какую пользу приносит осина?

Ответы детей:- Из осины делают спички. Зайчишки ,олени, лоси любят осиновые ветки и кору. Бобры из осинок строят свои» дворцы».

В –ль:- Какие пословицы вы знаете о лесе?

Ответы детей:

- Кто лес любит, тот его не губит.

- Много леса- не губи, мало леса- береги, нет леса-посади.

- Враг природы тот, кто её не бережёт.

В-ль: — Почему народ сочинил много пословиц о лесе?



Дети: — В лесу растут грибы, ягоды. В лесу заготавливают дрова ,им топят печки, чтобы в доме было тепло.

Правильно дети .Поэтому народ сказал вот так: «Лес кормит, лечит, укрывает и согревает». Давайте запомним эту пословицу.

В-ль: — Чистый воздух даёт здоровье человеку. В национальном парке «Марий чодра» действуют пешие, конные, водные туристические маршруты. Там можно отдохнуть, подышать свежим воздухом .

Ребята, давайте всю красоту нашего леса мы попробуем выразить в наших рисунках.

Дети рисуют. В конце занятия проводится выставка работ.