Эффективное использование современных методик обследования развития детей

Эффективное использование современных методик обследования развития детей.

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми определяются теми показателями отклонения речевого развития, которые выявлены в процессе обследования. В настоящее время существует широкий выбор методических разработок, позволяющих качественно оценить речевое развитие и навык письма учащихся.

При исследовании сенсомоторного уровня речи, грамматического уровня речи, словаря и навыка словообразования, связной речи использовались речевые пробы и система оценки сокращенного варианта методики Т.А. Фотековой [5].

При исследовании навыка письма использую методики: методика И.Н. Садовниковой, методика Л.Н. Ефименковой и Г.Г. Мисаренко, методика И.В. Прищеповой [4].

Методика Т.А. Фотековой носит тестовый характер. Она позволяет наглядно представить картину речевого дефекта и определить степень выраженности нарушения разных сторон речи, а также использования ее для прослеживания динамики речевого развития учащихся и эффективности коррекционного воздействия.

Экспресс-вариант состоит из четырех серий.

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи. (Максимальное число баллов за серию – 30)

2009 — 2010

1 класс

2010 – 2011

2 класс

Фонематическое восприятие

3,25

4,5

Артикуляционная моторика

2

3

Звукопроизношение

8

10,5

Звуко-слоговая структура слова

2,75

3,5

Всего

16

21,5

Серия 2. Исследование грамматического строя речи. (Максимальное число баллов за серию – 30)

2009 — 2010

1 класс

2010 – 2011

2 класс

1 задание

2,75

3,25

2 задание

1

2,25

3 задание

1,75

3,5

4 задание

2,5

4,5

5 задание

6

7

Всего

14

20,5

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования. (Максимальное число баллов за серию – 30)

2009 — 2010

1 класс

2010 – 2011

2 класс

1 задание

3

4

2 задание

7,5

8,5

3 задание

2,5

4,5

4 задание

2

3,5

Всего

15

20,5

Серия 4. Исследование связной речи. (Максимальное число баллов за серию – 30)

2009 — 2010

1 класс

2010 – 2011

2 класс

1 задание

4,5

7,5

2 задание

6,5

7,5

Всего

11

15

Высчитав процентное выражение каждой серии вычерчивается речевой профиль.

Система учета специфических ошибок позволяет решить ряд существенных задач: уточнить детально симптоматику дисграфии, представить целостную картину состояния письма у конкретного ученика; контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу. Таблица учета специфических ошибок письма включает все основные типы ошибок.

Успешность выполнения каждой серии в 1 классе:





Серия 1 – 16 баллов (53,3% успешности):

фонематическое восприятие – 3,25 б. (65%);

артикуляционная моторика – 2 б. (40%);

звукопроизношение – 8 б. (53,3%);

звуко-слоговая структура слова – 2,75 б. (55%).

Серия 2 – 14 баллов (46,7% успешности).

Серия 3 – 15 баллов (50% успешности).

Серия 4 – 11 баллов (36,7% успешности).

Речевой профиль 1 класса

Успешность выполнения каждой серии во 2 классе:

Серия 1 – 21,5 баллов (71,6% успешности):

фонематическое восприятие – 4,5 б. (90%);

артикуляционная моторика – 3 б. (60%);

звукопроизношение – 10,5 б. (70%);

звуко-слоговая структура слова – 3,5 б. (70%).

Серия 2 – 20,5 баллов (68,3% успешности).

Серия 3 – 20,5 баллов (68,3% успешности).

Серия 4 – 15 баллов (50% успешности).

Речевой профиль 2 класса

Учет специфических ошибок письма

2009 — 2010

1 класс

2010 – 2011

2 класс

Отграничение речевых единиц

Слова

10

6

Предложения

13

9

Ошибки звукового анализа

Пропуски

30

25

Вставки

18

9

Перестановки

27

5

Упрощение структуры слов

18

7

Контаминации

18

9

Обозначение мягкости согласных

Гласные второго ряда

19

4

Буквой ь

16

11

Смешения букв по акустикоартикуляционному сходству

Звонких и глухих парных согласных

24

16

Свистящих — шипящих

23

6

Соноров Р-Л

17

4

аффрикат

15

4

Смешение букв по кинетическому сходству

13

15

Аграмматизм

Словообразования

-

13

Согласования

21

5

Управления

-

5

Употребления предлогов

24

10

Анализ ошибок учащихся

1 класс

2 класс

Ошибки на отграничение речевых единиц

Ошибки звукового анализа

Ошибки обозначение мягкости согласных

Ошибки на смешение букв по акустикоартикуляционному сходству

Аграмматические ошибки

Общая характеристика письма учащихся

1 класс

2 класс

Список использованной литературы

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. – (Библиотека логопеда-практика).

Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008, — 544 с.

И.Н. Садовникова Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997 – 256 с.

Прищепова И.В. Диагностика и коррекция дизорфографии у младших школьников. – СПб., 2003.

Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 176 с. – (Библиотека логопеда-практика).