дружба

Классный час: «Как мы относимся друг к другу».

ЦЕЛЬ: Содействие оптимизации общения учащихся друг с другом и с окружающими.

Задачи: 1. Выяснить взгляды учащихся на дружеские взаимоотношения.

2. Познакомить учащихся с кодексом дружбы. Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе. Предоставить учащимся рекомендации для установления, сохранения и поддержания дружеских взаимоотношений.

3. Способствовать формированию навыков конструктивного взаимодействия в группе.

4. Способствовать преодолению барьеров в общении. Совершенствовать навыки общения.

5. Повысить самооценку обучающихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Анализ учащимися своих отношений друг с другом и с окружающими людьми, корректировка и введение новизны в эти отношения. Осознание школьниками важности и необходимости дружеских взаимоотношений.

МАТЕРИАЛЫ:

Проектор, экран.

Поговорки и пословицы о дружбе.

Кодекс дружбы.

В беседе участвует весь класс без предварительной подготовки.

ХОД БЕСЕДЫ

Знакомство

Постановка проблемы.

Сейчас мы прослушаем с вами небольшой отрывок из песни. Вам нужно будет догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на классном часе. (Как мы относимся друг другу). И конечно, говорить мы сегодня будем о дружбе. [1 слайд]

Обсуждение по теме занятия

Вопрос: Что такое дружба?

«Дружба» (словарь) – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

«Дружба» (словарь) – отношение самоценное, само по себе являющееся благом, так как друзья помогают друг другу бескорыстно.

«Дружба» (словарь) – индивидуально-избирательна и основана на взаимной симпатии. [2 слайд]

Известно, что друзья могут быть постоянные или временные. Временных друзей мы называем приятелями.

Вопросы: - Чем приятели отличаются от друзей?

- Сколько у человека может быть настоящих друзей? [3 слайд]

Проведённые социологические исследования показали, что люди, которые утверждали, что имеют много друзей, в сложной, критической ситуации оставались либо сами с собой, либо с близкими родственниками. А люди, которые утверждали, что друзей у них мало (1 – 3 человека) всегда находили у них поддержку и понимание. Таким образом, можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.

Итак, друзья – это те, кому мы верим, кто нас не придаст, не подведёт, способен поддержать нас в трудную минуту, посочувствовать нам и помочь. Другу мы можем доверить все свои откровения. Человек в течение своей жизни приобретает и, к сожалению, иногда, теряет друзей из-за различных ситуаций. Дружба доставляет нам много радости. Дружеские отношения могут изменяться по мере того, как мы сами растём и изменяемся.

Вопрос: Кто же такой друг? Какими качествами в идеале он должен обладать?

Упражнение «Мой идеальный друг»

Цель: осознание учащимися тех качеств, которые ценятся в дружбе.

Задача: самоанализ учащимися своих взглядов на качества, необходимые в дружбе.

Инструкция: Учащимся предлагается дополнить предложение качествами, которые необходимы другу. «Друг – это тот, кто…» [4 слайд]

Совместное обсуждение результатов.

Проблемная ситуация

А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, посвященный теме дружбы.

Вопросы: — о чем этот мультфильм? (о том, как важно беречь и не обижать своих друзей, и никогда не использовать дружбу в корыстных целях, иначе можно потерять настоящего друга.)

- в каких целях поросенок использовал слоненка, кем он представлял? (Спрятался поросенок под деревом, а мимо пробегает Белка под зонтиком, она очень спешила в гости, и Поросенка с собой не взяла. Тут мимо дерева, под которым прятался Поросенок, проходил Слоненок, радуясь дождику и разбрызгивая лужи, и Поросенок представил Слоненка зонтиком, из-за больших ушей, под которым можно было спрятаться от дождя. Слоненок был добрым, поэтому, ради дружбы с Поросенком он согласился провести его к Зайцу. Придя, в гости, все только готовились пить чай, но Поросенок не назвал Слоненка своим другом, а сказал всем, что это зонтик, и поставил его в углу. Когда все собрались играть, Слоненку тоже очень хотелось присоединиться, но его Поросенок поругал, опять назвав зонтиком, и тот ушел домой. Он долго не мог понять, кто слоненок для него: зонтик или лейка. Только в конце он понимает, что встретил настоящего друга.)

- почему распадается дружба?



- что же нам делать, если мы обидели друга? (Очень просто. К другу надо идти)- чему учит данный мультфильм? (доброте и взаимопониманию, а этого так не хватает в нашей жизни.)

Знакомство с кодексом дружбы (правилами дружбы). [5 слайд]

Кодекс дружбы, разработанный европейскими психологами и социологами:

Делитесь новостями о своих успехах.

Высказывайте эмоциональную поддержку.

Добровольно помогайте в случае нужды.

Старайтесь, чтобы другу было приятно в Вашем обществе.

Возвращайте долги и оказанные услуги.

Необходимо быть уверенным в друге, доверять ему.

Защищать друга в его отсутствие.

Быть терпимым к остальным его друзьям.

Не критиковать друга публично.

Сохранять доверенные тайны.

Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения друга

Не быть назойливым, не поучать.

Уважать внутренний мир и автономию друга.

Вопросы: — Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: « У меня нет настоящего друга», «Не могу найти друзей», «Мне сложно дружить» и так далее?

Где человек может найти себе друзей?

Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга.

Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы?

Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений

нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих.



Песня

А что иногда происходит с дружбой? Как мы теряем друзей? Давайте послушаем песню о дружбе. [6 слайд] (Обсуждение ценности дружбы).



В заключение несколько полезных советов:

Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.

Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.

Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.

Стройте своё отношение и общение с другими «на равных», не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.

Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.

Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.

Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.

И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.

А теперь посмотрите друг на друга и скажите «Я желаю тебе…»

РЕЗЕРВНОЕ:

О дружбе много говорят. Давайте вспомним с вами известные пословицы о дружбе.

Дружбу топором не разрубишь

Дружба от недружбы близко живёт

Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг.

Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно)

Без друга – сирота, с другом – семьянин

Нет друга, так ищи; нашёл, так береги

Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии.

Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.

Старый друг лучше новых двух.

Новых друзей наживай, а старых не утрачивай

Не держи сто рублей, держи сто друзей.

Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Краткий список художественных литературных произведений, которые можно использовать для выставки или обсуждения в ходе беседы:

Фраерман Р. И. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

Алексин А. Г. «Прости меня, мама…»

Голявкин В. В. «Тетрадки под дождём»

Железников В. К. «Чучело»

Осеева В. А. «Динка», «Динка прощается с детством».

Гайдар А. П. «Чук и Гек»

Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»