древний Египет

5 класс.

Тема: Повторительно – обобщающий урок по теме

“ Древний  Египет”

Цели и задачи урока:

1) проверить знания учащихся;

2) выявить пробелы в этих знаниях;

3) повторить и обобщить сведения из истории Древнего Египта;

4) совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с картой, хронологией, иллюстрациями;

5) развивать историческое и творческое мышление учащихся.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: игра соревнование

Оборудование:  исторический диктант, загадки карточки, кроссворды, рисунки.

                                     Содержание  урока.

I. Организация начала урока. Постановка цели урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с Вами заканчиваем изучение темы “ Древний Египет”.

Мы  познакомились с географическим положением,  природно-климатическими условиями Египта, узнали о жизни простого народа и представителей привилегированных слоев древнеегипетского общества, о религии и культуре этой страны. А на этом уроке мы еще раз пролистаем страницы истории древнейшего в мире государства.

II. Обобщение и систематизация знаний по теме «Древний Египет».

1. задание Конкурс “Историческая разминка”

1. Река, протекающая в Египте. (Нил)

2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)

3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)

4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)

5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)

6. Столица объединённого Египта. (Мемфис)

8. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон):

9. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)

10. Богиня, жена Осириса. (Исида)

11.Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)

12. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглиф)

2. задание.

 Исправь ошибки в тексте.

За 2 мин. вы должны найти в тексте как можно больше ошибок, исправить их, показать на карте первоначальную территорию Египта и территорию, которая образовалась в результате египетских завоеваний, перечисляя страны, завоеванные Египтом.

 Норма оценок  - обнаружили все  ошибки, но не сумели дать правильные  варианты – “ 3”,  пять – шесть ошибок и верные ответы –“ 5”,  три –четыре ошибки и верные ответы –“ 4”,   две или менее ошибки и два и менее правильных ответов  - “ 2”.

Древний Египет находился в северо-западной части Африки, по берегам реки Нил, впадающей вКрасное море. Первоначально территория государства была невелика: она простиралась от четвертого до первого порога. Трудолюбивый народ, населяющий страну, создал прекрасное государство, расположенное в верховьях величайшей азиатской реки. Территория Египта значительно увеличилась около 2500 го н.э. в результате завоевательных походов фараонаТутанхамона. (7 ошибок).

3. задание «Жили ли они?».

 Вы знаете, что историю, конечно же, делают люди. Поэтому следующее задание я назвала «Жили ли они?» Вновь каждая группа получает карточку с заданием. Из предложенного списка имен вам надо в левую колонку выбрать те, кто был историческим лицом (жил и действовал), а в правую, те, кто известен вам из мифов-сказаний о богах. Объясните, почему вы сделали такой выбор? На выполнение задания дается 2 минуты.





А) Сет (бог пустыни), Апоп (бог тьмы), Хеопс (фараон), Бастет (покровительница женщин и их красоты), Тутмос (фараон-завоеватель), Амон (бог солнца).

Б) Анубис (бог-покровитель умерших), Исида (богиня –жена Осириса), Тутанхамон (фараон, чью гробницу нашли неразграбленной), Маат (богиня правды), Шампольон

В) Нут (богиня неба), Себек (священный крокодил), Нефертити (жена фараона, чей скульптурный портрет дошел до наших дней), Осирис (фараон и судья в царстве мертвых), Геб (бог земли), Синухет (египетский вельможа).

Г) Гор (бог-покровитель правящего в Египте фараона), Апис (священный бык), Ра (бог солнца), Геродот (древнегреческий историк, описавший строительство пирамид), Эхнатон (фараон, восставший против власти жрецов Амона), Клеопатра (царица, имя которой встречалось и в древнегреческой надписи, и древнеегипетской).

Физкультминутка.

“Оживим” древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.

Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.

 

От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.

 

Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу.

 

Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.

 

Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.

Встали, руки вверх, потянулись.

 

 

 Кистями рук делаем “фонарики”

 

 

Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев.

 

Вытянуть руки перед собой, кистями

изображаем плеск рыб.

 

Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место.

4 задание.

Следующим соревнованием будет «Турнир знатоков». Попробуйте за минуту ответить на следующие вопросы:

Подумайте и объясните, почему у древних арабов и персов отсутствует изображение кошек, а у египтян их изображение встречается часто.

Докажите, что титул первых правителей Древнего Египта – «верховный начальник канала» — точно отражал их основное назначение.

Известно, что египтяне очень мало употребляли в пищу мяса. Укажите не менее трёх причин этого факта. Какие три продукта были для них основными.

Объясните, почему сфинкс назывался древними египтянами «Отцом страха»

В Древнем Египте не знали денег. Расчёт с работниками осуществляли продуктами. Были ли в Древнем Египте рынки? Ответ обоснуйте.

Неоднородность общества, множество богов – всё это указывает на глубокие различия в интересах. Почему египтяне, несмотря на это, признавали всеобъемлющую власть фараона?

5. задание. Работа с понятиями по теме:   

Прежде чем исключить одно слово, вам придется расшифровать все слова:

Ецжрвтсрблвоооы

Армхтмнмоа

Дброядствтвксоооо

Тсрбвтсьлооиае

ткдори

6 задание. Отгадайте загадки:

Это чудное создание

Сделано нам в назиданье

Египтянами давно.

Славится века оно.

Пирамиду охраняет,

Видом всех своим пленяет.

(сфинкс)

У всесильного владыки

Слуги есть. Есть враги

Знати скажет он: « Служи!»

И советников назвали

Фараоны…(вельможи)

III. Подведение итогов, выставление оценок.

Рефлексия

Как мы работали. Дадим себе оценку

Что понравилось больше?

Что не удалось?

Заключительное слово учителя: Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье.

Хочется отметить, что никто из учеников не отнёсся к работе равнодушно, и если у кого-то не все получилось – не огорчайтесь! Дорогу осилит идущий! Удачи вам! До свиданья.