дополнительная литература по самопознанию

Дополнительная литература по предмету «Самопознание»

1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность экспериментальных площадок по апробации УМК «Самопознание»

2. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность лекторов-тьюторов НДО «Самопознание»

3. Учебно-методическое пособие для лекторов-тьюторов НДО «Самопознание»

4. Методические рекомендации по комплектованию школьной библиотеки для дополнительного чтения по НДО «Самопознание»

5. Методические рекомендации по проведению мониторинга УМК «Самопознание»

6. Методические рекомендации по проведению мониторинга результатов экспериментальной апробации предмета «Самопознание» для дошкольного уровня образования

7. Методические рекомендации по проведению мониторинга результатов экспериментальной апробации предмета «Самопознание» для среднего общего уровня образования

8. Методические рекомендации для школьных психологов по НДО «Самопознание»

9. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «НДО для родителей» Разработки родительских собраний

10. Методические рекомендации для классных руководителей «НДО для родителей» Разработки родительских собраний

11. Методические рекомендации для заместителя директора по научно-методической работе «НДО «Самопознание» в школе»

12. Интерактивные формы обучения. Игры на уроках «Самопознание» в начальной школе

13. Интерактивные формы обучения. Тренинги на уроках «Самопознание» в 5-9 классах

14. Интерактивные формы обучения. Тренинги на занятиях «Самопознание» для студентов колледжей и Вузов

15. Интерактивные формы обучения. Дебатная технология на уроках «Самопознание»

16. Беседы по НДО «Самопознание» для детей и родителей. Методические рекомендации

17. Сборник. «Притчи для НДО»

18. Сборник. «Сказки для НДО»

19. Сборник. «Стихи для НДО»

20. Сборник. «Песни для НДО»

21. Сборник. «Цитаты для НДО»

22. Круги Радости и Добра. Разработка сценариев (том №3).

23. Сборник научно-методических статей «Самопознание» как основа гуманизации современного образования»

24. Методические рекомендации по курсовой подготовке и переподготовке педагогических кадров по НДО «Самопознание»

25. Методические рекомендации для социальных педагогов по НДО «Самопознание»

26. Пути формирования нравственно-духовных качеств у дошкольников. Методические рекомендации.

27. Обобщение опыта работы отдела НДО Департамента по защите прав детей Акмолинской области

28. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» г. Алматы

29. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» г.Астаны

30. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Кызылординской области

31. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Южно-Казахстанской области

32. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Жамбылской области

33. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Алматинской области

34. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Восточно-Казахстанской области

35. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Западно-Казахстанской области

36. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Костанайской области

37. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Мангыстауской области

38. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Павлодарской области

39. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Северо-Казахстанской области

40. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Акмолинской области

41. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Актюбинской области

42. Обобщение опыта работы экспериментальных площадок НДО «Самопознание» Атырауская область

43. Сборник «Пословицы, поговорки, загадки для НДО»

44. Методические рекомендации по проведению открытых уроков НДО «Самопознание»

45. Методические рекомендации по проведению интегрированных уроков «Самопознание»

46. Сценарии внеклассных мероприятий по НДО «Самопознание»

47. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ДОБРО»

48. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ЛЮБОВЬ»

49. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – КРАСОТА»

50. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ПРИРОДА»

51. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ПРИЗВАНИЕ»

52. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ТВОРЧЕСТВО»

53. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ДРУЖБА»

54. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – СЕМЬЯ»

55. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ТРУД»

56. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА»

57. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ЗДОРОВЬЕ»

58. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – РОДИНА»

59. Методические рекомендации для учителей самопознания «Общечеловеческая ценность – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

60. Методические рекомендации «Проектная деятельность на уроках НДО «Самопознание»

61. Методические рекомендации «Урок «Самопознание» и его структура»

62. Методические рекомендации «НДО в семейном воспитании. Сценарии родительских конференций, семейных фестивалей»

63. Методические рекомендации «Учебно-методические семинары и интерактивные уроки в режиме «ON-LINE»

64. Хрестоматия НДО «Самопознание» для родителей и детей дошкольного возраста

65. Хрестоматия НДО «Самопознание» для старшеклассников

66. «Тетрадь ученика «Самопознание»1-4 класса и методика работы с ней» Рекомендации для учителя самопознания начальных классов

67. «Тетрадь ученика «Самопознание»5-9 класса и методика работы с ней» Рекомендации для учителя самопознания

68. Личностное совершенствование педагога самопознания. Сборник тестов и тренингов.

69. Дидактические материалы для ДДО (А3, цвет.). Подготовительная группа

70. Дидактические материалы для ДДО (А3, цвет.). Старшая группа

Информация о массовом внедрении в организациях образования

в 2010/2011 учебном году предмета «Самопознание»

В соответствии с протокольным поручением Премьер-Министра Республики Казахстан К.К.Масимова (№ 20-47/007-634 (п. 2.2) от 8.10.2009г.) с 2010-2011 учебного года на всех уровнях образования вводится «Самопознание» как базовый предмет в объеме одного часа в неделю.

В целях реализации данного поручения и для организации системной и скоординированной работы Министерством разработан и утвержден План организационных мероприятий по внедрению предмета «Самопознание» в учебный процесс с 2010 – 2011 учебного года.

Введены изменения и дополнения в Государственный общеобязательный стандарт начального, основного среднего, общего среднего образования (приказ МОН РК № 367 от 9 июля 2010 г.).

Утверждены учебные программы по предмету «Самопознание» для 1-11 классов общеобразовательных школ (приказ МОН РК № 71 от 18 февраля 2010 г.).

Введение предмета «Самопознание» в учебно-воспитательный процесс старших дошкольных групп, групп и классов предшкольной подготовки в объеме 1-го часа в неделю в рамках учебного базисного плана проводится за счет 0,5 ч. «Познание» и 0,5 ч. в области «Здоровье» ГОСО дошкольного воспитания и обучения 2008 года.

В связи с тем, что до настоящего времени отсутствовал госзаказ на подготовку учителей по специальности «Самопознание», преподавать данный предмет в 1-4 классах будут учителя начальных классов, в 5-9 классах – учителя-предметники, а в 10-11 классах учителя «Этики и психологии», социальные педагоги и психологи, прошедшие курсы переподготовки и повышения квалификации по предмету «Самопознание».

Категории учителей сохраняются в соответствии с Правилами аттестации педагогических работников, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 16 от 22 января 2010 года.

Утвержден Государственный общеобязательный стандарт образования для высших учебных заведений по специальности «Социальная педагогика и самопознание».

На подготовку кадров с послесредним образованием по специальностям «Начальное образование» (квалификация «Учитель самопознания»), «Дошкольное воспитание и обучение» («Воспитатель самопознания»), высшим и послевузовским образованием по специальности «Социальная педагогика и самопознание» из республиканского бюджета предусматривается выделение дополнительных 300 государственных грантов.

В организациях технического и профессионального образования в 2009 году впервые размещен государственный образовательный заказ из республиканского бюджета по специальностям «Начальное образование» – 50 мест, «Дошкольное воспитание и обучение» – 25 мест (с квалификацией «Учитель самопознания») в Гуманитарном колледже «Самопознание» Центра «Бөбек».

Гуманитарному колледжу «Самопознание» для подготовки учителей самопознания было выделено 30 грантов Акима Алматинской области.

На сегодняшний день объем госзаказа на подготовку кадров по специальности «Начальное образование» (с квалификацией «Учитель самопознания») за счет местного бюджета предусмотрен в количестве 410 мест.

С целью информационного сопровождения внедрения предмета «Самопознание» в учебный процесс разработан медиа-план, в соответствии с которым на каждом областном телевидении созданы телепередачи по нравственно-духовному образованию, издается республиканский научно-методический журнал «Самопознание.KZ».

В 2010г. проведен международный научно-практический семинар в г. Костанай, на котором были подведены итоги эксперимента, выработаны рекомендации по изучению предмета «Самопознание» и подготовке к его внедрению в систему образования.

По итогам эксперимента Министром образования и науки утвержден приказ о завершении экспериментальной работы по нравственно-духовному обучению и воспитанию (приказ МОН РК от 28 июня 2010 года № 343).

30 июня 2010 года с участием Министра образования и науки РК Туймебаева Ж.К. проведено совещание с начальниками управлений образования областей г.г. Астана и Алматы о готовности организаций образования к массовому внедрению образовательной программы «Самопознание» в 2010-2011 учебном году во всех образовательных учреждениях Республики Казахстан.

19-20 августа 2010 года Министерство образования и науки Республики Казахстан совместно с Национальным научно-практическим, образовательным и оздоровительным центром «Бөбек» провело Республиканскую августовскую конференцию работников образования на тему: «Роль и место предмета «Самопознание» в учебно-воспитательном процессе организаций образования Республики Казахстан: опыт и перспективы».

В рамках конференции состоялись: выставка-экспозиция творческих работ экспериментальной деятельности организаций образования регионов, обмен опытом разработчиков программы, педагогов-экспериментаторов, авторов учебника и УМК на секционных заседаниях, мастер-классы, дискуссионный клуб, пресс-конференция в режиме on-line, круглый стол «Эффективные пути организации учебно-воспитательного процесса по нравственно-духовному образованию «Самопознание» в организациях образования».

Категория участников: начальники областных управлений образования, директора ИПК, директора департаментов по защите прав детей, руководители и ППС педагогических вузов, гуманитарных колледжей, руководители/педагоги общеобразовательных школ, ДОО, ДД, участвующие в эксперименте по предмету «Самопознание», представители Республиканского Совета директоров ДД, лекторы-тьюторы по нравственно-духовному образованию.

САМОПОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

В условиях независимого Казахстана одним из актуальных вопросов педагогической теории и практики является поиск оптимальной национальной модели образования, опирающейся на традиционные духовные ценности народа и учитывающей вызовы эпохи глобализации.

Многие проблемы современности – закономерный результат отчуждения человека от мира культуры вследствие утилитарной, узкоспециализированной трактовки миссии образования. Самопознание как ключевой предмет казахстанской школы призвано вернуть человеческое измерение образованию. Содержание предмета задает жизненно важные ценностные ориентиры, чтобы дети и молодежь почитали и уважали проверенные временем общечеловеческие ценности, традиции и ценности собственного народа, Отечества, семьи, осознавали свой потенциал и возможности самореализации.

Традиция (от лат. traditio – передача) – средство кристаллизации и транслирования совокупного духовного опыта народа. Традицией называют исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, обряды, нормы поведения, взгляды, вкусы, которые обнаруживаются в социально-культурном наследии. Смысл традиции – воспроизводство живого духа культуры. Мир культуры является миром ценностей. Понятие «ценность» подразумевает то, что свято для человека, придает смысл его бытию.

Ценности в значительной мере обусловлены определенными культурно-историческими стандартами и нормами. Каждая культура – это набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей, находящихся в определенной субординации. Зародившись в истории человеческого рода как некие духовные опоры, ценности помогают человеку устоять перед лицом любых жизненных испытаний. Постижение культурных ценностей – средство самопознания человека, способствующее максимальному раскрытию его духовных и нравственных сил.

В содержании предмета «Самопознание» наряду с общечеловеческими ценностями изучаются духовные ценности казахстанского общества и традиции казахского народа.

Что представляет собой ценностный потенциал казахской традиционной культуры?

Истоки многовековой мудрости казахов берут свое начало в устном народном творчестве – фольклоре, который в течение длительного времени был энциклопедией жизни, сокровищницей знания и опыта, важным средством выражения настроений народа и его мечты.

Согласно степному мировоззрению, жизнь человека – это переход от текущего, временного состояния к вечному («бақи дүние»). Каждому в этой жизни дается шанс приобщиться к вечности, абсолютности при единственном условии – быть Человеком. Относительность, хрупкость, невечность человеческой жизни определялась изменчивостью и нестабильностью самого мира, текучестью времени: «Люди – гости друг друга, душа – гость тела».

Относительность человеческого существования, иллюзорность бытия, обманчивость чувств, преходящесть жизни, временность успеха отражены в понятии «дүние-жалған». Однако абсолютность и относительность человеческого существования не оторваны одно от другого, они взаимосвязаны. Связующим звеном выступает мера как соотношение устойчивости и неустойчивости мира, жизни. Гармония и полнота жизни воплощаются у казахов в обретении такого нравственного чувства, как «қанағат» («мера», «моральное удовлетворение»). Обретение гармонии и есть главный смысл человеческого существования.

В казахских пословицах большое место занимают темы добра и зла. Добро связывается с умом, знанием, трудом, им придается большое значение в нравственной жизни человека. Все то, что положительно оценивается народом, все те нравственные действия, принципы и нормы поведения, которые им одобряются, являются добром. Все то, что вредит общественной и личной жизни человека, все те нравственные деяния и поступки, которые осуждаются и порицаются народом, являются злом. Важным орудием в борьбе против зла провозглашаются ум и знания человека.

Ощущение и осознание взаимосвязи, сопричастности с миром, природой, космосом давались человеку с детских лет. Руки матери в колыбельных песнях ассоциируются с руками богини-матери Умай, которая с умилением ждала и радостно приняла в этот мир ребенка. В первые мгновенья жизни малыш окружается теплотой, заботой, любовью («сылап сипау – әлдилеу» – «смазывая-поглаживать-припевать-приговаривать») для того, чтобы младенец с молозивом матери «усвоил» радостное восприятие его миром, трепетность и значительность «встречи» с миром и важность душевно-благоговейного и радостного «вхождения в жизнь и мир». Так, вхождение в мир запечатлелись в обряде «бесікке салу», который символизировал дверь Вселенной (баланың бесігі – кең дүниенің есігі).

Смысл другого обряда, именуемого «тұсау кесу» – «перерезание пут» заключался в том, чтобы малыш быстро и легко научился ходить, был легким на ногу, легким на подъем. Обряд воплощал собой пожелание уверенности, долгого жизненного пути. Мировоззренческий смысл данного обряда в понимании человека как существа становящегося, развивающегося, постоянно совер­шенствующегося. И так по мере взросления каждый последующий обряд раскрывал новую грань общения человека с миром.

Ярко характеризует кочевую ментальность традиционный институт гостеприимства. Согласно народным представлениям, один из основных заветов первопредка, – гостеприимство, наиболее главная этическая добродетель. Гостеприимство по-казахски «бөлінбеген енші» – неразделенная доля, – по легенде завещано праотцом Алаша-ханом. Расходы на гостя считались обратимыми. Казахи верили, что они могли быть возвращены сверхъестественным путем, благодаря магическому воздействию, притом в большем объеме, нежели затраты на обслуживание гостя.

По мнению известного казахстанского культуролога Канат Нурлановой, подлинные корни гостеприимства связаны с феноменом общения. Потребность в общении у казахов – это духовная, смысложизненная потребность, удовлетворение которой является непременным условием психического здоровья человека. Эта потребность была обусловлена кочевым образом жизни. Казахи кочевали небольшими группами. И чем засушливее становился климат, тем более распыленной, разрозненной была кочевая община. В этих условиях многократно возрастала потребность в общении, и кочевник-казах всегда был рад встрече с людьми. Кочевник давал своего рода наказ потомкам: «Если встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Таково философское понимание подлинного гостеприимства в степи.

В казахском менталитете самопознание человека неотделимо от самоидентификации его как представителя общины, рода, племени. В системе ценностей казахов понятия «Ата мекен», «Ата қоныс» (родовая территория) занимают центральное место. Человек не мыслил себя вне родового коллектива, традиционной общины. Неслучайно самой страшной карой для кочевника являлось отлучение от рода, которое в его сознании было тождественно смерти.

Степные мыслители – «жырау» и акыны, размышляя о вечных философских проблемах в своем творчестве, опирались на неиссякаемые родники народной мудрости, черпали в них духовные силы. Асан-Кайгы, Казтуган-жырау, Доспамбет, Шалкииз, Ахтамберды, Бухар-жырау, Шал-акын воспевали идеи независимости, мира, справедливости, равенства между людьми.

Шал-акын Кулеке улы стремился формировать правильное представление соотечественников о красоте, которую должен иметь каждый, чтобы не прозябать в невежестве и неряшливости. Шал-акын впервые в истории казахской общественной мысли выдвинул идею распространения знаний, просвещения. По его мнению, эти ценности являются необходимой предпосылкой интеллектуально-культурного, нравственного становления отдельного человека, а также условием формирования и развития зрелого общества.

Все творчество Шал-акына пронизано борьбой против зла в любой форме его проявления. Истина и Красота рассматривались им не как самоцель, а как средство утверждения среди людей Добра. Шал-акын выстроил по степени значимости для человека основополагающие ценности: Любовь, Добро и Красота. Джигиту нужна одежда и честный меч, а воину – отвага в битве для утверждения Добра в борьбе со злом.

Шал-акын делится cвоими оригинальными размышлениями о труде, о счастье, о семье, о психологии людей различных сословий и групп. Заслуживают внимания его мысли о трех типах юношей. Он находит удачное название каждому из них. Первый тип – мягкотелый шалопай, недоросль, тунеядец, лентяй. Это «құржан» – буквально, существо, только носящее имя человека, он шатается без цели, жизнь его неопределенна. Второй тип («тіріжан») – это щеголь, обжора, хвастун, гордец, лицемер, корыстолюбец. Завистливость, легкомыслие – главные отличительные черты такого человека. Третий тип – это «жігітжан» – разносторонний молодой человек. Он наделен широтой и разносторонностью интересов, искусно владеет собой. Самые ценные его качества – трудолюбие, служение народу, душевность.

Этому акыну принадлежат трогательные мысли о женщинах, их роли в воспитании детей, в поддержании домашнего уюта, комфорта в семье. Если все казахские мыслители до него ограничивались лишь несколькими словами общего содержания о женщине (она – мать, хозяйка кухни, роженица детей и др.), то он в первую очередь воспевал внутреннюю красоту женщины, улавливая тонкие нюансы ее обаяния. Так, в произведениях «О девушках», «О женщинах» он подчеркивал, что женщина физически слабее, она мягче нравом, душа ее тоньше, она участливее, эмоциональнее, ее легче обидеть равнодушием, невниманием, но по уму она не уступает мужчинам. Женщины являются носителями высших личностных качеств, образцом людского совершенства, человеческого обаяния.

Великий казахский поэт, мыслитель второй половины XIX века Абай Кунанбаев пришел к выводу, что начала человечности – это любовь и справедливость. Абай подчеркивал, что каждый человек обязан найти свое место в обществе, в жизни, а для этого должен стремиться к знаниям, ремеслу и искусству («Сенде бір кірпіш дүниеге, кетігін тапта бар қалан»). Он был убежден, что только в результате упорного плодотворного труда можно создать нормальный быт, сделать благородное дело для родственников и удостоиться почета. По Абаю, человек является уникальным созданием, обладающим неповторимой душой, высшей ценностью в мире, хозяином и творцом своей судьбы. Великий просветитель постоянно повторял мысль о том, что высший показатель человеческого гуманизма – творить добро, стремиться к красоте. Основное этическое кредо Абая: «Будь человеком!» («Адам бол!»). Человек в процессе самопознания и самосовершенствования может и должен реализовать свои возможности, творческий потенциал. Абаем создан своего рода нравственный кодекс поведения, который содержит четкие ориентиры относительно положительных и отрицательных нравственных качеств человека.

Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, ремесел и промыслов, упорном и созидательном труде. Абай верит в сотворенного Богом человека – в его высокое предназначение и способность постичь законы этого мира. Разум человека, утверждает он, может стать мерилом истины, а сам человек – обрести счастье в сочетании разума и труда. В Слове четвертом классической «Книги Слов» великий мыслитель пишет, что «человек, склонный к размышлениям, всегда вдумчив, собран, будь то в делах мирских или перед судом смерти. Собранность в делах и мыслях – основа благополучия». Размышлять, по Абаю, – это не значит предаваться унынию и печали, а, прежде всего, «задуматься о своей беспечности, опечалиться этим и постараться избавиться от беспечности, заняв себя полезным делом. Не пустое веселье, а полезный и разумный труд исцелит душу».

Абай дает совет-наставление: «Желаешь быть в числе умных людей, спрашивай себя раз в день, раз в неделю, или хотя бы раз в месяц: как ты живешь? Сделал ли ты что-нибудь полезное для своего образования, для земной или потусторонней жизни, не придется ли тебе испить горечь сожаления?».



Абай говорит: «Ребенка, имеющего стремление к знаниям, можно считать человеком, можно питать надежду на то, что он будет стремиться познать Бога, понять себя и окружающий мир, что он научится приобретать добро, не поступаясь честью, и будет избегать зла. Иначе ему суждено пребывать в невежестве, в лучшем случае он получит весьма поверхностные знания». «Самое сложное – воспитать в людях человечность. Потому что Аллах – это путь истины, а искренность и правдивость – враги зла… Человеческие знания добываются любовью к истине, жаждой открытия для себя природы и сути вещей. Это не божие всезнание, любознательность и стремление к наукам дают человеку знания лишь соразмерные его рассудку» (Слово 38, С.60-61).

Абай предостерегает: «Существуют три вещи, способные унизить весь человеческий род, которых следует избегать, это: невежество, леность, злодеяние.

Невежество – отсутствие знаний, без которых ничего нельзя добиться; отсутствие знаний равняет человека со скотом.

Леность – злейший враг искусства; бесталанность, безволие, бесстыдство, бедность – порождение лени.

Злодеяние – враг человечества; причиняя зло другим, человек отдаляется от людей, уподобляясь дикому зверю.

Противоядие от этих пороков – человеколюбие, желание всеобщего благоденствия, твердость духа, справедливость, глубокие всесторонние знания» (Слово 38, С.75).

Абай подчеркивает: «Сила человека заключается в его разуме и знаниях» (Слово 38, С. 64).

По мнению Абая, «самое драгоценное у человека – это его сердце. Милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе – все это веление сердца. И любовь – желание сердца» (Слово 14, С. 27).

«Начала человечности – любовь и справедливость. Они присутствуют во всем и решают все» (Слово 45, С.90).

Как видим, творческое наследие великого казахского мыслителя помогает найти ответы на многие современные вопросы. Нас тревожат глобальные проблемы сохранения мира, природы, человечности, распада нравственности и духовных устоев, но это всего лишь следствие. О причинах же этих проблем задолго до нашего времени писал Абай в своей «Книге Слов». Он с тревогой и болью предупреждал, что человеческие пороки – трусость и безволие, праздность и леность, лживость и невежество – способствуют вызреванию неведомых миру трагедий и катастроф.

Именно из любви к своему народу Абай призывал своих соотечественников отказаться от племенной заносчивости и кичливости, учиться у других народов всему доброму и полезному. «Книга Слов» – плод многолетних раздумий Абая, призывает наших современников к размышлению, разумному отношению к себе и к миру.

Основная тема творчества выдающегося мыслителя Шакарима Кудайберды-улы – философия морали и учение о культуре. Главный этический вопрос, по Шакариму, это учение о чести, совести, вере. Именно эти понятия выступают опорой души человека. По убеждению Шакарима, душа бессмертна и обладает способностью к совершенствованию и возвышению. Основой восходящего, прогрессивного развития души является совесть, понимаемая как непритязательность, справедливость, доброта.

Нравственные постулаты Шакарима изложены в его произведении «Три истины» («Үш анық»). Согласно взглядам Шакарима, первую истину составляет истина веры, признающая Создателя и бессмертие души. Но поскольку истина бралась на веру и не получила сколько-нибудь достаточного научного обоснования, то основная масса людей осталась к ней глухой. Вторая истина – истина науки, основанная на чувственном восприятии и рациональном мышлении. Но доводы науки оказались неоднозначными и подвергались опровержению по мере дальнейшего развития жизни и знания. Поэтому они не смогли стать основанием для формирования добрых начал человеческой души.

Наконец, третья истина – истина души, основу которой составляет совесть. Именно совесть как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить от нравственной скверны и поставить на путь праведной жизни. Шакарим обосновал собственную концепцию возрождения человека, обретения им счастья. Он писал: «Люди, имеющие разум, совесть, питающие милосердие к братьям своим, не могут жить, истребляя, губя друг друга. По моему разумению, – продолжает он, – основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия».

Как видим, Шакарим искал пути избавления человечества от его пороков. Он считал необходимым соблюдать, как минимум, два важных условия. Первое: «Правителями государств следует избирать честных, умных, бескорыстных людей. Следует назначать должностных лиц, способных создавать справедливые, гуманные законы, следить за их соблюдением».

И второе: «Необходимо учить людей трудиться, необходимо дать им образование, но всего этого недостаточно для изживания в человеке нравственного уродства. В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех». «Человеческую скромность, справедливость… доброту в их единстве я называю мусульманским словом «ұждан», русским словом – совесть». Шакарим был глубоко убежден, что «совесть есть желание, потребность души. Это потому, что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезает, не поддается порче, а с каждым разом все совершенствуется, идет к возвышению… потому, что она делает для себя обязательными такие причины, которые ускорили бы её возвышение». Как видим, Шакарим понимал совесть отнюдь не как нравственную категорию, а нечто трансцедентное, извечную потребность бессмертной человеческой души и ее своеобразную субстанциональную основу. В философии Шакарима Совесть как изначальная потребность души, и есть та истина, которая может очистить человека от нравственной скверны и поставить его на путь праведной жизни.

Как видим, духовная культура казахского народа содержит значительный ценностный потенциал, ориентированный на гармоничное развитие человека, общества, природы. Человеколюбие – основа ментальности казахского народа, во все времена тонко чувствовавшего и ценившего Истину, Добро и Красоту.

Практическое воплощение идеи духовно-нравственного образования подрастающего поколения в условиях суверенного Казахстана связано с именем Президента Детского фонда «Бобек» Сары Алпысқызы Назарбаевой. Она уверена, что возвращение к чистым истокам народной педагогики – важное условие духовного здоровья нации.

САМОПОЗНАНИЕ КАК ИСТОЧНИК САМОСОЗИДАНИЯ

Пергаменты не утоляют жажды,

Ключ мудрости не на страницах книг.

Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой

В своей душе находит их родник.

Гете

Последние открытия в современной науке дают основание утверждать, что каждый человек как частица Вселенной появляется на свет с врожденными идеями, которые ему предстоит извлекать из себя в течение всей жизни. Энергия и информация – первокирпичики материи. Этот простой, на первый взгляд, постулат кардинально меняет устоявшиеся представления о технологии обучения.

Международный эксперт в области образования Иван Подласый в своей новой книге «Энергоинформационная педагогика» по этому поводу пишет: «Если мы поставим в центре обучения не приобретение опыта и формирование на его основе новых знаний, а наличие образов абсолютных знаний в генной памяти и возможность сознательного извлечения их с помощью целенаправленной деятельности, то выходим на принципиально иную теорию и технологию обучения. Ее следует назвать энергоинформационной, потому что ничего, кроме освобождения энергии и движения потоков информации в мозговых превращениях, сопровождающих обучение, нет».

Педагогика, построенная на энергоинформационной основе, учит человека сознательному управлению своим выбором, определению приоритетов. Да, потенциально каждый человек является идеалом, обладает абсолютным знанием. В уме человека, по выражению Я.А. Коменского, «от природы заложены контуры всей вселенной и всей гармонии мира. Но они актуализируются только под воздействием чувств…» Иными словами, все необходимые человеку для жизни образцы поведения переводятся из подсознательного в сознательное исключительно благодаря его целенаправленной деятельности. Актуализация природного потенциала пропорциональна приложенным усилиям!



Поскольку человек способен извлекать из себя любую информацию, становится важным развитие его способности осуществлять выбор, определять цели, принимать решения, осознавать главное. Выбор как проявление свободной воли человека предполагает его ответственность за выбор пути и принятые решения, готовность к последствиям сделанного выбора.

Довольно часто еще встречаются люди, которые считают, что жизнь без выбора имеет свои преимущества. Не нужно думать, принимать самостоятельные решения, прилагать усилия для достижения поставленных целей. За тебя всё решили другие! Все авторитарные режимы и соответствующие им образовательные учреждения лишали человека возможности выбора, права быть самим собой, развивать природные способности, мыслить и действовать самостоятельно.

Однако для жизненного успеха в постиндустриальном мире, в котором динамично взаимодействует множество противоборствующих альтернатив, необходимо быть творцом своей жизни, непрерывно развиваться интеллектуально и нравственно, осваивать универсальные способы деятельности и эффективные алгоритмы решения проблем. Основа воспитания в условиях свободного выбора – познание человеком своей духовной природы и неограниченных возможностей. Для управления собственной жизнью человеку необходимы четкие мировоззренческие и поведенческие ориентиры. Выбор актуализирует всё то, что испокон веков ценили люди: физическое совершенство, моральную чистоту, интеллектуальное богатство, развитые эстетические вкусы и умения, трудолюбие.

Как видим, идея врожденного интеллекта считается одной из наиболее дискуссионных проблем в истории человеческой мысли, ибо в ней скрыты фундаментальные основания человеческого бытия и воспитания. Отношение к этой идее во все времена было своеобразным водоразделом при выборе педагогических парадигм и установок. Понимание и признание энергоинформационной природы человека лежит в основе образовательной программы «Самопознание», инициированной первой Леди Республики Казахстан Сарой Алпысқызы Назарбаевой. Это прообраз нового облика образования, рассматривающего гармоничное развитие человека в качестве его смысла и результата.

Самопознание, которое по завершении эксперимента становится ключевым предметом в казахстанской школе, призвано помочь учащимся осознать главные жизненные ценности и человеческие качества, которые окажут им содействие в достижении счастья и жизненного успеха в современном мире. Сущность самопознания как энергоинформационной технологии заключена в изменении направленности воспитания с материального на духовное, в воспитании у учащихся потребности в непрерывном самосовершенствовании. Только поднимаясь в своем духовном развитии, можно научиться делать выбор, несущий благо себе и другим.

Назначение предмета «Самопознание» – помочь учащемуся лучше понять самого себя, раскрыть свои способности, осознать свое предназначение и смысл жизни, развить такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность и ответственность. В условиях постоянно изменяющегося мира эта инновационная дисциплина, безусловно, поможет каждому казахстанскому школьнику освоить четкие ценностные ориентиры и широкий диапазон поведенческих стратегий для определения и реализации успешной жизненной и образовательной траектории.

Значимость всех других школьных учебных предметов также должна определяться исключительно сквозь призму того, пригодятся ли они человеку в жизни, будут ли помогать ему в постоянно возникающих ситуациях выбора на протяжении всей жизни. Иными словами, в какой мере они способны внести реальный вклад в формирование и развитие стержневых качеств личности – духовности, гуманности, самодостаточности, самостоятельности, активности, жизнеспособности?!

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ АБАЯ И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «САМОПОЗНАНИЕ»

Идея гармоничного развития человека волновала мыслителей на протяжении всей истории человечества. И если традиционно она была связана с осмыслением вопроса «Что такое Человек?», то к исходу 20 века перед лицом глобальных угроз и вызовов современности стал более важным вопрос «Что значит быть Человеком?»

Кризис образования прошлого столетия, по выражению известного психолога А. Н. Леонтьева, обусловлен «процессом обнищания души при обогащении информацией». Нраственно-духовная дезориентация человека проявилась в подмене: смысла жизни – достижением благополучия, счастья – потреблением, нравственных идеалов – практицизмом, духовности – рационализмом. Стала очевидна необходимость возвращения понятию «образование» его первоначального смысла – «образование Человека».

Перед педагогической общественностью суверенного Казахстана Первой леди страны Сарой Алпыскызы в канун нового тысячелетия была поставлена задача разработки программы нравственно-духовного образования «Самопознание», способной утвердить в обществе нравственный идеал всесторонне, гармонично развитого человека и основной путь его достижения – процесс самопознания и непрерывного саморазвития. Для реализации этой миссии был создан Институт гармоничного развития человека.

Провозглашенная автором идеи мировоззренческая ориентация для системы образования – ценностное отношение к человеку, была призвана способствовать воспитанию в нем внутренней свободы и чувства человеческого достоинства, независимости суждений и способности к самосовершенствованию, умения ориентироваться в жизненных ситуациях и готовности нести ответственность за свои мысли, слова и поступки. Основой программы «Самопознание» стали чистые истоки народной педагогики и творческое наследие Абая как наиболее яркого представителя гуманистической традиции в казахской культуре.

Абай понимал человека как целостную личность, наделенную душой и разумом. Человек для Абая – центр мироздания. Духовность – определяющее начало в человеке, которое впитывается посредством книг и народной мудрости, искусства и духовного опыта. Просвещение в трактовке Абая рассматривалось в качестве средства совершенствования человека и общества. Осваивая мир культуры, человек воспринимает те или иные идеи и идеалы, языки и нормы поведения.

Для великого поэта, мыслителя, гуманиста, выразителя сокровенных дум казахского народа Абая Кунанбаева главное – человечность, ценность человеческого существования, нахождение своего места в жизни. Высоко оценивая роль самосознания в структуре человеческой личности, Абай выразил общечеловеческую устремленность и экзистенциальную сущность ментальности казахского народа. Формула нравственности в трактовке Абая: «Адам бол!» («Будь, стань человеком!»). Зрелость человека, на его взгляд, определяют три главных качества: разум, сердце, воля. Опорой общества и народа должны быть личности, в полной мере овладевшие этими качествами.

Будучи истинным патриотом, Абай видел будущее своего народа в образовании, просвещении, развитии науки и искусства, в упорном и созидательном труде. Он писал: «Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, – тот мудрец, тот ученый, тот и обладает миром».

Мыслитель активно призывает свой народ не стоять на месте, постоянно развиваться, совершенствоваться, обогащать свой духовный мир. Абай в «Книге слов» размышляет о значении мировой культуры и науки для просвещения казахского народа.

В современном Казахстане в контексте глобализации мира актуально звучит призыв великого Абая учиться у всех народов, сохраняя при этом свое собственное лицо, национальное и человеческое достоинство, умножая число друзей, укрепляя дружбу со всем миром.

Сегодня мы являемся свидетелями того, что эту линию последовательно проводит Глава Государства Нурсултан Назарбаев. Выступая на форуме молодежи, Президент страны поделился своим видением идеального образа молодого казахстанца: «…Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач. Его сердце должно пылать беззаветной любовью к Родине. Он должен быть здоровым, подтянутым и крепким. Каждый из вас обязательно станет конкурентоспособным, если будет усердно учиться, набираться новых знаний, при этом учиться и заниматься саморазвитием всю жизнь… «Казахстанец будущего» – это высоклассный специалист, владеющий казахским, русским и английским языками, он социально активен, мобилен, не боится перемен» (Каз.правда, №101–102, 15 мая 2008 г.).

Идейной основой общеобязательного учебного предмета «Самопознание» как стержня национальной образовательной модели является выстроенная Абаем шкала общечеловеческих ценностей и его напутствие рассматривать самого человека как цель и результат образования. Введение данного предмета в учебный процесс способствует тому, что в процессе его изучения создаются условия для самопознания ученика, определяются направления и пути его нравственно-духовного самосовершенствования, самоактуализации и самореализации. На уроках самопознания закладывается система нравственных ценностей и координат, ученик овладевает методологией совместной деятельности, учится строить взаимоотношения с другими людьми, начинает понимать ценность и уникальность каждого человека и самого себя.

Авторский коллектив по разработке Государственного общеобязательного стандарта образования по самопознанию при осмыслении роли предмета руководствовался пониманием духовной природы человека, которую культивировал Абай. Профессором Джадриной М. Ж.было предложено целостное видение миссии нравственно-духовного образования, результативность которого определяется:

• постижением общечеловеческих ценностей;

• формированием навыков понимания себя, других людей и жизни;

• оцениванием ситуаций при принятии решений;



• развитием умения делать нравственный выбор, обеспечивающий сохранность природы и благосостояние людей;

• совершенствованием умений взаимодействовать с окружающими людьми с учетом нравственных аспектов;

• развитием умения проецировать нравственно-духовные ценности для самореализации, для служения обществу, процветания своего народа и человечества в целом;

• применением нравственно-духовных знаний и умений на практике каждого дня.

При определении ожидаемых результатов по нравственно-духовному образованию «Самопознание» основным ориентиром явились следующие основания:

– система общечеловеческих ценностей, позволяющая

– познать себя: любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа;

– познать других: семья, дружба, общение, равенство, братство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество;

– познать мир: природа, Родина, мир, жизнь, гармония Вселенной, вера, надежда;

– познать духовный опыт человечества: истина, земля как общий дом человечества, творчество, культура, единение с человечеством;

– основные качества личности, проявляющиеся относительно:

– себя: любовь, человечность, благородство души, уважение к себе, самостоятельность, трудолюбие, уверенность в себе, целеустремленность;

– других: ответственность, общительность, отзывчивость, справедливость, толерантность, вежливость;

– мира: забота, любознательность, восхищение, познание, любовь, доброта, служение обществу;

– человечества: мудрость, открытость, оптимизм, приверженность традициям, устремленность в будущее, глобальная ответственность.

Логическая структура содержания предмета самопознания, выстроенная в ключе стержневых содержательных линий «познать себя», «познать других», «познать мир», «познать человечество» получила, конкретизацию в базовом содержании на разных ступенях школы с учетом возрастных особенностей детей. Эти направления являются, по замыслу разработчиков ГОСО, ключевыми векторами процесса самопознания, поскольку в полной мере отвечают логике человеческой жизни, системе общечеловеческих ценностей и содержат значительные предпосылки для развития нравственно-духовных качеств, самоопределения и максимальной самореализации личности.

Как видим, основу учебного предмета «Самопознание», который является руководством к счастливой и успешной жизни, составили нравственные заповеди Абая. Поскольку гармоничное развитие человека – это не пункт прибытия, а непрерывный процесс, Абай и самопознание будут актуальны во все времена

СОТВОРЧЕСТВО И СОДРУЖЕСТВО (ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ)

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и проблемных тем в работе школы. Время ребенка структурировано таким образом, что часть его он проводит в школе, а часть дома, поэтому важно, чтобы воздействие родителей и школы не противоречило друг другу. Каждая семья индивидуальна, присутствуют свои трудности и проблемы, поэтому сложно подобрать однозначно верное решение взаимодействия, но мастерство педагога, его интуиция должны помочь ему найти ответ в данном вопросе.

Издавна семья выполняла три основных функции: продолжение рода, воспитание детей, совместное ведение хозяйства. Сегодня к этим функциям следует добавить не менее важную функцию – создание условий для развития и самореализации каждого члена семьи, осознание им своего Я.

Именно в семье закладываются воспитание и важнейшие качества личности. В ней ребенок получает первое представление о мире, формирует на него собственный взгляд, ощущения, привычки, которые ложатся в основу нравственного становления личности. Под влиянием семейного уклада формируются ценностные ориентации и психологические установки ребенка.

Каждой семье в отдельности присущ определенный подход в воспитании. Но случается и так, что в благополучной семье могут возникать проблемы с нравственным типом воспитания. Так М.И. Буянов выделяет следующие типы воспитания:

– воспитание по типу кумира семьи, когда выполняются все требования ребенка, что ведет к эгоизму, потребительскому отношению к окружающим;

– воспитание по типу Золушки, когда родители относятся к ребенку придирчиво, враждебно-равнодушно, что ведет к формированию нерешительности в характере ребенка, неумению постоять за себя;

– воспитание по типу кронпринца, которое чаще всего обнаруживается в обеспеченных семьях, где родители заняты собой, своей карьерой.

Учителю при непосредственном взаимодействии с ребенком необходимо знать и учитывать особенности его общения с родителями. Возникает вопрос: как, при помощи каких приемов можно достичь плодотворного сотрудничества между школой и семьей? Этот процесс возможен только в прямой совместной деятельности и общении. Осуществление данного принципа включает в себя возможность реализовать интересы, высказывать мнения, проявлять активность всем сторонам: родителям, педагогу, ребенку. «День семьи» – праздник, который сплачивает, заставляет задуматься, объединяет родителей и школу! По высказыванию одной из мам учащегося гимназии, учит любить своих детей! Сама идея празднования этого дня берет начало от учрежденного Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году Международного дня семьи, который отмечается 15 мая. Он позиционирует Семью как основной элемент общества, хранительницу человеческих ценностей, культур и исторической преемственности поколений. Как источник любви, уважения, солидарности и привязанности, мерило развития и прогресса стран. Ведь с семьи начинается жизнь человека, здесь происходит его формирование как гражданина. Задача данного праздника – способствовать единению, сплочению отношений между педагогами и родителями с целью показать им достижения детей в их творческой деятельности, создание единого нравственно-духовного пространства.

Приемы и методы предмета «Самопознание» помогают осуществить данные цели. Если, придя в школу, родители ощущают себя гостями, чувствуют некую скованность, ожидая, что сейчас их непременно будут чему-то поучать, как это обычно и происходит в стандартных консервативных учебных заведениях, то у нас все происходит совсем иначе! Родителям предлагают принять участие в творческой деятельности ребенка, например, сделать совместно оригами, разрисовать батик, нанести роспись по стеклу, вылепить керамическую фигурку в творческих мастерских под непосредственным руководством учащихся. Этот этап, задействуя каждого родителя в отдельности, направлен на создание естественной, раскрепощенной обстановки. Гостей приглашают в «Круг Радости и Добра», с обязательным проведением интерактива. Он может быть следующим: «Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся соседу справа, улыбнемся соседу слева и ощутим, что мы с вами – одна дружная семья, в которой царит любовь, уважение и понимание!». Круг радости может быть как организационным, настраивающим родителей и детей на общее дело, так и праздничным, раскрывающим традиции семьи и преемственности поколений. Следующий этап праздника – уроки самопознания. Данные уроки могут быть организованы как для совместного посещения с детьми, так и отдельно для родителей. По окончании праздника родитель может оценить любую деятельность детей, как правило, это итоговая работа учащихся.

При истинном сотрудничестве детей, родителей и педагогов каждая форма совместной деятельности и методика ее реализации является результатом коллективного творчества и поиска, а результат всегда неповторим и полезен.