доклад_44587

Мало знать, надо и применять.Мало очень хотеть, надо и делать!А. Кларк

У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника интерес к его предмету? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно? Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности. Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады. Цель олимпиад – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в олимпиадах имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;

создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;

3.некоторые олимпиады проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;

4.по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;

каждый участник имеет возможность получить диплом призера или победителя, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;

курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;

использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);

уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

Из большого разнообразия форм работы при подготовке к олимпиадам, предлагаю только такие, какие использую в своей практике. Практика работы преподавателя-организатора ОБЖ МБОУ «СОШ 7» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.





Главное при подготовке к олимпиаде, заинтересовать ребят этим соревнованием, включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу. Олимпиадные задачи, как правило отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. Организуя олимпиады по ОБЖ, главное внимание учитель должен уделить подготовки к ним. Лучше начать эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется мне обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к предмету начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Вот, поэтому, обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении ОБЖ.

Победителем олимпиады может стать только школьник хорошо ориентированный в предмете.

Для успеха на олимпиаде необходимы и некоторые специальные типы одарённости. Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Главная задача родителей и учителей – вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их развития.

Чтобы ответить на вопросы, возникшие у ребят в ходе подготовки к олимпиаде, рекомендую коллегам проводить консультации, конференции, выставки книг, которые рекомендуется прочесть. Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций, экскурсии. Чтобы работа ладилась, очень важно продумать план подготовки к олимпиаде. В него включить перечень мероприятий, которые нужно спланировать и выполнить.

Старшеклассники, проводящие под руководством учителя внеклассное мероприятие, составляют и «жюри» конкурса. Один из них читает вопросы, второй внимательно следит за тем, кому первому предоставить слово, третий фиксирует отвечающих и правильные ответы.

Такая совместная работа, имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.

Обычно приходят ребята 6 – 7 классов на конкурсы попробовать свои силы, просто так – на разведку. Для привлечения таких ребят недостаточно интересного содержания вопросов и задач, необходимо сопровождать вопрос рисунком или схемой, требующим наблюдательности и сообразительности. А вот, привлекательность вопросов для старшеклассников должна обеспечиваться содержательной стороной. Для подготовки к олимпиадам полезны и викторины. В различные викторины, кроме устных вопросов, можно включить и письменные.

По окончании мероприятия, совместно обсуждается и отмечается, что было удачно, а что надо исправить к следующему разу.

Сегодня, даже трудно представить работу без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия, осуществлять подготовку учащихся к олимпиадам. Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам.

Продуктивнее при подготовке к олимпиадам и творческие задачи. Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления. Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные задачи прошлых лет.

Всем известно, что наша профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Всё изложенное мною, не является для меня один раз и навсегда данным рецептом, и всё же успехи моих учеников вселяют в меня оптимизм.

Из опыта работы

Преподавателя — организатора ОБЖ

МБОУ «СОШ№7»

Фроловой Натальи Викторовны

« Подготовка учащихся к олимпиадам по основам безопасности жизнедеятельности.»