доклад_30160

В связи с модернизацией российского образования, стал актуальным вопрос о применении компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. Целью образовательного и воспитательного процесса стало формирование ключевых компетенций у школьников.

Ценностно-смысловые компетенции

Учебно-познавательные компетенции

Социокультурные компетенции

Коммуникативные компетенции

Информационные компетенции

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции

Социокультурное образование – новый аспект в преподавании школьных предметов.

Социокультурные компетенции предполагают умения:

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

Формами воспитательной деятельности ,развивающими социокультурные компетенции являются:

КТД – коллективное творческое дело в рамках внеклассной работы.

Главное пространство воспитательной деятельности — школьные внеклассные мероприятия

Кружковые занятия, работа секций, студий.

Тематические классные часы

Участие в творческих конкурсах.

Хотелось бы выделить следующие методы активного обучения и воспитания, позволяющие развивать ключевые компетенции: метод сотрудничества, деловая игра, обучение через деятельность, метод проектов.

Все эти и многие другие методы можно использовать в кружковой деятельности

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

Для реализации поставленных целей и задач разработана программа кружковых занятий по математике для 5 – 11 классов.

Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями самого предмета, методикой его преподавания.

По отношению к математике всегда имеются различные категории учащихся: проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиеся ею по мере необходимости и особого интереса к предмету не проявляющие; ученики, считающие математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом.

С целью приближения всех учащихся к первой категории уже в 5 классе организую интересную и внеклассную работу по предмету.

Наиболее доступной и популярной формой работы вне урока является организация деятельности кружка. Развитие социокультурных компетенций происходит при решении простейших задач на вычисление стоимости купленного товара при расчёте между продавцом и покупателем (с использованием калькулятора при проведении вычислений);

Вычислении площади земельных участков прямоугольной формы с проведением необходимых измерений.

А для того, чтобы работа кружка по математике для учащихся 5 класса проходила интересно выполняю следующие требования:

Систематичность в работе;

Приобщение учащихся к чтению дополнительной литературы по предмету;

Организация соревнования в процессе кружковых занятий;

Изготовление учащимися различных форм пособий;

Применение разнообразных игровых форм работы, пробуждающих интерес ребят.

Кружок состоит из 4 секций:



1.Учебно-исследовательская (учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, пишут исследовательские работы, занимаются разработкой проектов на математические и историко-математические темы;).

2.Любители решения задач (решение задач, самостоятельное составление задач; графические иллюстрации задач; проведение конкурсов, олимпиад).

3.Подготовка к ЕГЭ по математике.

4.Организация и проведение математических игр и праздников (разработка и проведение математических игр, марафонов, викторин, ребусов; организация и проведение математических праздников, олимпиад, конкурсов, вечеров; математические фокусы, загадки-шутки, математические иллюзии).

Внеклассная работа по предмету должна быть познавательной, активной и творческой. А.С. Макаренко писал: “Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив, не играющий, не будет настоящим детским коллективом. В детском возрасте игра это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело”.



Многие занятия математического кружка провожу с использованием элементов игры или вообще все занятия в игровой форме. Например: “Найди клад”, “Астрономия на координатной плоскости”, “Математические гонки”, «Математический турнир».

Очень любят ребята интеллектуальные игры в виде командных состязаний, которые включают в себя самые разнообразные конкурсы. Их провожу без специальной подготовки и тем интереснее и “острее” они проходят. А чтобы игра прошла успешнее, четко заранее продумываю все этапы организации.



В старших классах выявляю учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Исследовательская работа предполагает индивидуальный темп и способ продвижения, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень.

Цели поиско-исследовательской деятельности:

Выявление и поддержка учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью

Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся

Развитие личности, способной к самоактуализации, самореализации, самоутверждению в постоянно изменяющихся социокультурных условиях.

Формирование и развитие, у учащихся, навыков исследовательской работы.

Развитие компетенций у учащихся, имеющих интерес к исследовательской деятельности.

Проведя сравнительный анализ я убедилась в том, что поисковая исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской деятельности, поиска информации, что вызывает огромный интерес к предметам. А самое главное, эта большая и кропотливая работа способствует формированию у школьников таких компетенций как:

учебно-познавательная (знание и умение организации целе- полагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки)

социокультурная компетенция

информационная (умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, сохранять ее при помощи технических средств)

коммуникативная (знание способов общения с людьми, навыки в работе группы, умение толерантным, презентовать себя и т.д.).

компетенция личностного самосовершенствования

Если в прошлом году участников и призеров в Международном молодежном чемпионате по математике было 13, то в этом году в 8 международной олимпиаде по математике участвовали уже 22 учащихся, из них 5 прошли в финальный тур.

Говоря о социальной компетентности школьника, мы видим, что если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельно приложение этих сведений.

В процессе обучения использую следующие методы:

Переход с позиции носителя знаний в позицию организатора собственной познавательной деятельности учащихся.

Мотивация познавательной деятельности.

Организация творческих и самостоятельных работ.

Использование коллективных способов обучения.

Организация работы ученика с учеником или с источником знаний.

Организация помощи в деятельности ученика, проявление внимания к его деятельности.

Создание ситуации успеха.

Применение компьютера в обучении.

Создание обстановки, вызывающей положительные эмоции.

Организация положительных эмоций в общении учитель-ученик-учитель.

Организация самоанализа собственной деятельности.

В современном мире требуются люди образованные, творческие, мобильные, способные перестраиваться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня, а социокультурные компетенции помогают адаптироваться детям к жизни быстроменяющегося общества.