доклад

Министерство образования и науки Республики Тыва

Государственное бюджетное образовательное учреждение «Республиканская специальная (коррекционная)

школа- интернат 8 вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с. Усть – Элегест».

Доклад

«Развитие мышления у детей с ОВЗ
через дидактические игры и упражнения».

Воспитателя 1группы (м)

Ашак-оол Рустама Васильевича.

2011-2012 учебный год.

Тема: «Развитие мышления у детей с ОВЗ через дидактические игры и упражнения».

Цель: Развивать мышления через дидактические игры и упражнения.

Задачи: Развивать и корректировать наглядно-образное и словесно-логическое мышление у детей с ОВЗ.

Способствовать стремлению ребенка к самостоятельному поиску способа решения, готовность принять и разрешить проблемную задачу; умению устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между человеком и природой.

Содействовать укреплению межличностных отношений.

«Ученик и учитель растут вместе»

Конфуций

Введение

Одной из форм проявления познавательной активности, сознательного саморазвития педагога является самообразование. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью.

В условиях социально-экономической нестабильности, осложненный нравственной деградацией семьи, продолжается рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с интеллектуальными нарушениями, являясь одним из звеньев общей системы образования, определяет социальное и правовое положение этих детей в обществе, узаконивает для них равные гражданские права на получение образования. Школа-интернат несет ответственность перед обществом и государством за реализацию прав личности ребенка за образование и трудовую подготовку, за создание максимально-благоприятных условий для решения таких задач, как организация учебно-воспитательного процесса, определение содержания методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными способностями, психофизическими и возрастными особенностями, учитывая своеобразие его развитие, обеспечивая трудовую подготовку школьников, соблюдая коррекцию их развития в целях социальной адаптации и реабилитации.

Дети специальных ( коррекционных) школ определяются как группа, характеризующая замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью сформированности познавательной деятельности, незрелостью эмоциональной сферы, нарушениями работоспособности из-за органической недостаточности ЦНС и неблагоприятных социальных факторов, в связи с чем нуждаются в специально созданных педагогических условиях с коррекционно-развивающим обучением. Цель внедрения системы коррекционно-развивающего обучения – это создание в ОУ оптимальных педагогических условий для адаптации социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями в развитии.

Мышление - важный процесс познавательной деятельности.

Все виды деятельности (учебная, игра, труд, самообслуживание) способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

В наибольшей степени психическое недоразвитие детей с нарушениями в развитии обнаруживается в процессе мышления. Специфические особенности мышления ярко проявляются в операции сравнения, когда приходится проводить сопоставленный анализ и синтез. Основной недостаток мышления – слабость обобщения. В образовательном процессе это проявляется в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Очень часто они заучивают правила наизусть, но не понимают их смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применять. Одной из главных задач СКУ является формирование в достаточной мере активной и самостоятельной мыслительной деятельности. От этой активности и самостоятельности во многом зависят динамика развития ребенка с нарушениями интеллекта, возможности его социальной адаптации.

Пути повышения мыслительной деятельности.

Выбор форм и методов работы зависит от цели занятия, основных мотивов и видов деятельности, способностей и возможностей воспитанников, психологических особенностей младших учащихся, традиций, сложившихся в интернате.

Одним из путей повышения познавательной активности и пробуждения интереса являются дидактические игры и упражнения, которые способствуют созданию положительного эмоционального настроя, вызывает добросовестное отношение к выполняемой деятельности, улучшает работоспособность, дате возможность многократно повторять один и тот же материал. Все дидактические игры и упражнения условно можно разделить на три группы:

Игры и упражнения с предметами.

Настольные печатные игры.

Словесные упражнения игры: загадки, шарады, ребусы, кроссворды.

Дидактические упражнения и игры, психогимнастики, тренинги в доступной форме для детей данной категории, на развитие познавательной деятельности используются для формирования информационно-содержательного (что ребенок знает об окружающем предметном и социальном мире) и операционального (насколько он владеет операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения абстрагирования) компонентов. Предполагается, что одновременно корригируются и другие компоненты познавательной деятельности.

Задания даются в зоне ближайшего развития. С детьми, находящимся на самом низком уровне, работают над расширением операционального состава деятельности, а на более высоком – над ее совершенствованием (оречевлением, планированием, вариативностью).

При проведении дидактических упражнений и игр желательно, чтобы количество детей принимающих участие в игре было небольшим, но достаточным для проведения игры. Кроме того, очень важно, чтобы у детей в подгруппе был близкий уровень познавательной деятельности, иначе в ней постоянно будут «аутсайдеры», дезорганизующие игру. Блинова Даниила я не могу включить играть с мальчиками третьего уровня, так как он, не поняв смысла задания, может повести себя неадекватно. А получив задания, предоставленные Саая Анай-оолу, Даниил может выполнить задание, но будет надсмехаться над ним.

При более высоком уровне мыслительной деятельности большую роль могут играть соревновательная мотивация. Однако общеизвестные особенности эмоционально-волевой сферы детей с недостатком в интеллектуальном развитии (повышенная возбудимость, трудности регуляции своего поведения и эмоционального состояния) заставляют быть осторожными в организации таких видов упражнений.

Основной принцип организуемых дидактических игр – успех для каждого ребенка. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый участник имел возможность переживать в ходе занятия положительные эмоции. Важно помнить и о том, что многие дети с нарушениями интеллектуального развития (особенно сироты) в дошкольном возрасте испытывали дефицит индивидуализированного продуктивного взаимодействия со взрослыми. Если взять данную группу, это Салчак Кежик, Блинов Даниил. Поэтому сначала их надо научить играть и только затем вводить в игру средства оценивания.





Проведение игр должно носить систематический характер. Для того чтобы игра начала приносить реальную пользу для развития мыслительной деятельности, ее надо использовать на протяжении достаточно длительного времени.

Дети с низким уровнем познавательной деятельности могут играть в определенную, понравившуюся игру долго, многократно. Но при этом от педагога требуется умение разнообразить дидактический материал в рамках одной игры. Например, перебрасывая друг другу мяч, можно играть в «съедобное – несъедобное», «живое – неживое», «растение – животное»). В этом случае она хорошо воспринимается детьми.

Они с трудом понимают новые конструкции и правила, поэтому, если часто менять ход игры, все их силы уйдут на принятие игровой цели, а остальные не будут выполнены. В моей группе такие игры нужно давать Саая Анай-оолу, Ооржак Даниилу.

Детям с более высоким уровнем познавательной деятельности однотипные игры быстро надоедают. В этом случае, наоборот, один и тот же дидактический материал лучше закреплять в разных играх.

Содержание игр зависит от первоочередных дидактических целей, которыми могут быть формирование о цвете, геометрических фигурах и т.п. игры должны соответствовать возможностям детей с низким уровнем познавательной деятельности. Они не требуют планирования, позволяют легко достигать нужного результата, но в то же время существенно расширяют познавательные возможности детей. Формируя базовые знания. Например, можно использовать такие игры:

«Кому что надо ?»

Дидактическая цель: Расширение и уточнение представлений детей о профессиях.

Коррекционно-развивающая цель: Развитие логического мышленияасширение кругозора, актуализация знаний, уточнение словарного запаса, формирование связного высказывания.

Оборудование: Карточки с названиями различных профессий; картинки с изображениями предметов, необходимых для профессиональной деятельности.

Ход игры:

Каждый ребенок вытаскивает карточку, определяющую, кем он будет, а затем находит нужные ему картинки. После выбора картинок он должен правильно назвать предмет, рассказать, для чего ему нужен тот и или иной предмет. Игра может продолжаться много раз. Также можно использовать реальные предметы. При недостатке представлений о профессиях сначала следует доступно рассказать о них детям.

«Конструктор».

Дидактическая цель: Ознакомление с функциями деталей предметов.

Коррекционно-развивающая цель: Развитие аналитико-синтетической деятельности, наблюдательности, памяти, обогащение словаря.

Оборудование: Карточки с изображением целых предметов, в которых можно легко выделить отдельные части ( например, стул – сиденье, ножка, спинка; машина – кузов, колеса, кабина); карточка с изображением деталей этих же предметов.

Ход игры.

Предлагается посмотреть на карточку с изображением целого предмета, затем она убирается и дается задание собрать предмет из его частей, объясняя при этом, для чего какая часть нужна. За одно занятие собирается 4-5 предметов. В конце занятия нужно провести опрос для проверки усвоение детьми дидактического материала. ( например: «Зачем чайнику нужен нос?»).

Для детей с более высоким уровнем сформированности познавательной деятельности рекомендуются более сложные игры. Они отличаются тем, что в большинстве своем способствуют развитию возможностей планирования, коррекции и контроля своей деятельности.

«Зачем нужны?»

Игра во многом аналогична описанной выше игре «Кому что надо?», но она проводится без опоры на наглядный материал.

«Имя, город, птица, зверь, растение».

Дидактическая цель: Расширение знаний об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие цели: Формирование умений актуализировать имеющуюся информацию, развитие скоростных характеристик деятельности, развитие памяти.

Ход игры.

Каждому ребенку дается лист бумаги, расчерченный на шесть колонок (последняя – для записи очков). Кто заканчивает первым, поднимает руку, игра останавливается. Закончивший ребенок читает свои слова, остальные играющие вычеркивают те слова, которые совпадают. Количество очков начисляется за оставшиеся слова. В конце игры подсчитываются очки у каждого ребенка и объявляется победитель.

«Способы применения предмета»

Цель: развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умения вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Ход игры: Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для , можно ею прикрыть от посторонних глаз бумагу на столе и т.д. следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.

Благодаря систематическому применению игр можно добиться повышения общего уровня познавательной деятельности детей, расширить кругозор, улучшить качество мыслительной деятельности. Один из основных коррекционных эффектов заключается также в том, что благодаря переживанию успеха дети становятся более активными, раскрепощенными, перестают стесняться высказываться перед группой. Это способствует облегчению процесса социализации.

При проведении своих воспитательских часов развития я в занятия обязательно включаю вышеуказанные виды упражнений, использую различные методы и формы работ. Развитие и коррекция мыслительной (познавательной) деятельности ведется не только на уроках, но внеклассной деятельности.

Также особенное место в своей работе отвожу развитию творческого мышления детей с ОВЗ. Внеклассные воспитательские часы дают широкий выбор различным видам работ по развитию творческого мышления и коррекции мыслительной (познавательной) деятельности. Коррекционно-развивающие работы всегда неразрывно связаны с воспитательными целями обучения и воспитания детей с ОВЗ. На занятиях по различным воспитательным направлениям: трудовое воспитание, личностное развитее, физическое воспитание, художественно-культурное развитие, основы гражданственности и патриотического воспитания использую разные виды дидактических игр. Например, в серийных занятиях по «Формированию уверенного поведения» были включены такие упражнения:

«Игровое моделирование. Игра «Даже если…».

Цели: Развивать умение делать словесно-логические обобщения; понимать связь событий и строить последовательность умозаключений.

Упражнение «Мои планы».

Цели: Предупреждать возникновение вредных привычек.

Вырабатывать умение преодолевать трудности. Воспитывать умение сказать «НЕТ!».

На занятиях по художественно-культурному развитию проводил занятие «Давай помечтаем!», используя интересную форму работы – откровенный разговор.

Цель: развитие творческого мышления, коррекция речи.

Есть много различных упражнений и игр на развитие и коррекцию мышления и безусловно одно – воспитательная, образовательная ценность дидактических игр и упражнений зависит от участия в них педагога. Перед педагогом стоит наиглавнейшая задача – уважение к личности ребенка, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.

По мере овладения знаниями и умениями через дидактические игры и упражнения у ребенка формируются приемы и способы мыслительной деятельности. И, несмотря на инертность мышления и застревание на привычных шаблонных действиях детей с ОВЗ, я стараюсь достичь коррекционных целей в своей работе.

Список литературы:

«Воспитание и обучение детей во вспомогательной работе». Под редакцией В.В. Воронковой. 1994 г.

Журнал «Дефектология». №2. 2005г.

«Современные педагогические технологии в начальной школе». В.С. Кукушкин. 2004 г.

«Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники»\

О.Н. Истратова . 2007г.