доклад Семья и школа педагогический альянс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ФОРУМЕ ЖЕНЩИН

«Семья и школа: педагогический альянс»

Учитель русского языка и литературы Калашникова Нина Тимофеевна

сухоршибирь,2012 год

«Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают.

Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали.

Несут миру погибель и станут последним его пределом».

Эта надпись была сделана на гробнице фараона 5,5 тысяч лет назад

«Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивыикогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Надпись выведена пять тысячелетии назад в Древнем Вавилоне на глиняном горшке

Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк»…

Древний Египет, уже четыре тысячи лет тому назад.

Подобные высказывания слышим мы и сегодня о нашей молодежи

Раньше, по молодости, подобные высказывания меня смешили: мол, выходит, что во все времена старики были недовольны молодёжью. Однако потом вдруг до меня дошло другое. Ведь все эти цивилизации, крик отчаяния из которых долетел до нас – они-то ведь и в самом деле погибли! И Древнее Египетское царство, и Новое, и Вавилон… Значит, в них и в самом деле какое-то поколение молодёжи оказалось не таким могучим или подготовленным к отпору врагу, как их отцы. И тогда сбылись те мрачные пророчества: какое-то поколение молодёжи не смогло сохранить государство и культуру предков, и конец мира (для той цивилизации) и в самом деле наступил!

А какую картину мы наблюдаем сегодня?

Куда идет российская молодежь? С какими ценностями и установками молодые люди вступают в жизнь?

Сегодня мы наблюдаем следующее: в стороне остается устойчивая мировоззренческая и нравственная позиции, проявляющиеся в социальной ответственности, порядочности, искренности.  доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие. За последнее время наблюдается следующая тенденция: молодежь в основном отдает предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам. Например, у 73% из 600 опрошенных молодых людей материальное благополучие является стимулом их жизненной активности. Умение сколачивать состояние для большинства является мерилом человеческого счастья, ставится в основном цель зарабатывания денег, причем любым доступным путем, лишь бы этот путь приносил доход и чем больше, тем лучше. И поэтому жизненный успех связывается с предприимчивостью и деньгами, а не с талантом, знаниями и трудолюбием.

Те приоритеты, которые ранее казались незыблемыми, сменяются другими, определяющими сегодняшние жизненные реалии. Появляется новый спектр ценностных ориентаций, значит, разрушаются старые идеалы, традиции и формируется иной тип личности.

Как нам воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), как все лучшее, что создано веками нашими предками возвратить подрастающему поколению.

Сегодня нельзя воспитать человека-гуманиста, человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота без опоры на народное искусство и национальную культуру.

Наша школа работает по воспитательной программе «Семейские в межкультурном многоголосии»» Реализуется она посредством подпрограмм «Россиянин» , «Семьянин» , «Традиция»,«Здоровье»

Для реализации данных подпрограмм работы одной школы ,без взаимодействия с семьей недостаточно

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители – это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей!

Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно условно выделить 3 группы.

Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.



С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.

Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому мы отказались от традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более, что они имеют целью не благополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, — педагоги и родители – для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны- детей.

Но, к сожалению, многие актуальные темы не рассматриваются на родительских собраниях. Часто собрания сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов.

В первую очередь мы стали изменять формы проведения родительских собраний. Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным!

На родительских собраниях используем такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

  Мы придерживаемся таких правил:

  -собрание должно запомниться;

  — должно заставить задуматься;

  — настроить родителей на позитивный, конструктивный лад;

Мы стали активно вовлекать родителей в школьную жизнь. Не сразу родители становятся организаторами мероприятий. Вначале это пассивные участники ,затем начинают активно участвовать ,а уж потом сами становятся инициаторами и организаторами мероприятий.

Наша школа работает по воспитательной программе «Семейские в межкультурном многоголосии» Реализуется она посредством подпрограмм

«Россиянин», « Семьянин», «Здоровье» , «Традиция» .В рамках данных подпрограмм в школе проходят различные мероприятия,участниками которых становятся родители          Родители успешно участвуют в работе жюри внеклассных мероприятий становятся участниками КВН, музыкальных конкурсов и дней творчества.

При проведении таких мероприятий организуется личностное, неформальное, эмоциональное положительное общение между детьми и  родителями , в ходе которого они взаимодействуют как равноправные участники диалога.. В результате они получают возможность лучше узнать друг друга, взглянуть друг на друга по-новому, учатся понимать и принимать друг друга, становятся ближе. К тому же в предлагаемых играх они могут перевоплотиться, попробовать себя в новой роли (дети в роли  родителей  и учителей, родители в роли детей и учителей, учителя в роли детей и родителей), прочувствовать, пережить своеобразие этой роли, получив таким образом новый эмоциональный опыт, расширив границы собственного знания.

         Мы привлекаем родителей к проведению разовых классных часов. Эти классные часы которые связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений.

        

          Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения.

         По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты

Привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, мы поощряем самых активных родителей в жизни класса Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными — грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Условия взаимодействия семьи и школы:

Исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга (чтобы иметь возможность понимать друг друга)

Умение устанавливать реальные взаимные действия, отдавая себе отчёт в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Забота о счастье ребёнка.

Взаимная договорённость – это залог успешности педагогического альянсасемьи и школы.

Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участиюв жизни школы?



Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;

Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);

Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;

Создание в школе обстановки, направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;

Информация об успехах детей;



Заинтересованность учителей в успехах детей;

Позитивный климат в школе