доклад Роль русского языка и чтения в формировании базовой культуры личности детей с ОВ

«Роль
русского языка и чтения
в формировании
базовой культуры личности
детей с ограниченными возможностями
здоровья»

Доклад подготовила:

Кузьменко О.В.

ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида ст. Медведовской

Учебные программы по русскому языку учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся и отличаются своей коррекционной направленностью. Они обеспечивают у обучающихся всех классов развитие речи, восприятия, памяти, мышления, формирование двигательных умений, навыков, пространственных представлений, а также условия для становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению

Содержание обучения носит воспитывающий характер и имеет практическую и коммуникативную направленность. На уроках русского языка практическая направленность обучения позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья осуществлять непосредственные наблюдения, анализировать и обобщать различные факты действительности, устанавливать закономерности языковых явлений, делать вытекающие из них выводы. Введение пропедевтических занятий, особенно в начале обучения русскому языку , а также предусмотренные программами практические упражнения, способствуют преодолению речевых нарушений и коррекции высших психических функций школьников, облегчают овладение трудными разделами, имеющимися в содержании этих предметов. Особое внимание в программе по русскому языку на начальном этапе обучения уделяется подготовке руки к письму, формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма.



В качестве основной модели обучения на первой ступени, педагогический коллектив использует технологию коррекционно-развивающего обучения, опирающуюся на теорию Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития и включающую в себя методы и приемы игровых, коммуникативных технологий, дифференцированного и индивидуального обучения. Развивающая функция обучения не только связана с образовательной и воспитательной функциями, но и целиком основывается на них, так как развитие ребенка происходит в процессе усвоения ЗУН, приобретения личного опыта и воспитания.



Большинство технологий, применяемых в образовательном процессе на второй ступени, ориентировано на групповой и коммуникативный способы обучения.

Заметную роль в системе взаимоотношений внутришкольного образовательного пространства играет чтение (на уроках и после них) а т.ж. библиотечные уроки, образовательная функция которых направлена на развитие и саморазвитие личности обучающихся путем вооружения их системой знаний о книге, об информации и информационных ресурсах, формирования совокупности умений и навыков поиска, оценивания и использования информации для эффективной учебной деятельности, удовлетворения познавательных и эстетических потребностей и непрерывного совершенствования. Внедрение инновационных процессов в образование оказывает влияние на развитие и содержание образовательной функции школьной библиотеки, где на первое место выступает необходимость формирования информационной грамотности. Содержание обучения при этом включает формирование культуры чтения, библиотечно-библиографической грамотности, медиаграмотности, навыков критического мышления, умений использования как традиционных, так и новых информационных технологий. Поэтому тесно сотрудничаю с библиотекой.