доклад Развитие социальной компетентности воспитанников учреждений интернатного типа че

ГБОУ «Алексеевская СКО школа — интернат VIIIвида»

Фоменко Светлана Анатольевна

Развитие социальной компетентности воспитанников учреждений интернатного типа через выполнение режимных моментов.

Физиологические и педагогические основы режима дня.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Одним из условий успешного развития ребенка является продуманный распорядок дня, то есть правильно организованный режим.

Рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест среди условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка. Этому и способствует правильно построенный режим, который предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

определенная продолжительность занятий и рациональное сочетание их с отдыхом;

— регулярное питание;

— полноценный сон;

достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время: есть, спать, гулять в одно и тоже время. Своевременный отдых, правильная смена разных видов деятельности – главное и благоприятное условие нормального и своевременного развития ребенка.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и трудового обучения детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность, развивающую социальную компетентность воспитанников . Принцип дифференцированного подхода к таким детям, широко используемый в их обучении на уроках и во внеклассной работе образовательно-познавательного характера, в равной степени обязателен и для воспитательной работы, связанной с выполнением распорядка дня в школе-интернате.

Как известно, утренняя зарядка, помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является, воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во много определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня. Эффективность зарядки в значительной степени зависит от того, насколько ребенок психологически и организационно подготовлен к занятиям. С первых дней пребывания детей в школе-интернате их надо подготовить к тому, что зарядка необходима для их здоровья, для формирования осанки, ловкости в движениях и т.п. Время, отводимое для утренней зарядки младшим школьникам и старшим, должно быть различно. Все это следует учитывать при составлении общешкольного распорядка дня.





Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, начинают с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Часы, отведенные для этих целей режимом дня школы интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками. В часы утреннего и вечернего туалета воспитатель организует свое время так, чтобы иметь возможность непосредственно осуществить на практике контроль над тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили во время бесед на специальных занятиях. Многим надо будет вновь повторить отдельные требования, показать соответствующие рациональные приемы, дать характеристику выполненного. Такая тщательная подготовка, обучение и контроль над выполнением каждым воспитанником группы всех санитарно-гигиенических требований должна осуществляться лишь впервые дни пребывания новых учеников в школе-интернате. Уже с самого начала воспитателю видно, что уровень подготовленности детей различен, различны и их возможности. Поэтому при организации работы с группой воспитателю следует продумывать свою работу с каждым учеником дифференцированно, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей надо держать под непосредственным контролем и оказывать им практическую помощь. Необходимо также постоянно помогать в выполнении рабочих действий тем детям, у которых отмечается двигательная расторможенность или нарушение эмоционально-волевой сферы и при заправке постелей. При этом тех детей, которые сравнительно легко овладевают необходимыми умениями и навыками, целесообразно привлечь к оказанию помощи в организации контроля над действиями остальных детей и показа им отдельных элементов выполняемой деятельности.

Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Однако многие младшие школьники в течение продолжительного времени не могут самостоятельно аккуратно застелить постель. Их надо терпеливо учить этому, не только используя утренние часы, но проводя специальные практические занятия во внеурочное время. В этот период подход к оценке внешнего вида спален малышей должен быть дифференцированным. Следует оценивать стремление детей выполнить работу по самообслуживанию хорошо и самостоятельно. Даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитателям необходимо отметить и положительно оценить.

В утренние часы надо успеть сделать очень многое, что возможно лишь при правильной организации. Организация режима в это время нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей с особыми образовательными потребностями есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных учащихся в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки с самого начала дня.

Значительная роль отводится подготовке к урокам: переодевание, складывание одежды, проверка внешнего вида, порядка в классе, наличие предметного материала, раздаваемого дежурным.

Проведение классной линейки, на которой обсуждается поведение учащихся, проговариваются временные понятия, намечается план работы на день.

В течение дня дети 4 раза посещают школьную столовую, где регулярно производят уборку посуды, столов. Учатся правильно пользоваться столовыми приборами вести себя правильно за столом. Тем самым идет практическое закрепление теории, полученной во время проведения классных часов и воспитательских занятий.

В урочное время проводится динамическая перемена. Дети знают это без напоминаний. Дежурный в классе поддерживает порядок, проветривает класс.

В послеобеденное время учащимся 1-3 классов рекомендуется проводить сон.

Перед проведением самоподготовки целесообразно проводить мероприятия , связанные со свободным временем. Это могут быть прогулки, кружковая работа, экскурсии, чтение художественной литературы, раскрашивание, складывание пазлов и т.п. При этом воспитатель должен учитывать интересы и наклонности ребенка.

Самоподготовку дети выполняют в 17:00 часов. Во время самоподготовки тоже необходимо учитывать индивидуальный и дифференцированный . Дети которые выполняют успешнее и раньше работу помогают более слабым.

По окончании подготовки домашнего задания у учащихся младших классов имеется час свободного времени до ужина. В это время полчаса уходит на воспитательские занятия, которые распределяются по таким направлениям, как: физическое воспитание и охрана здоровья, трудовое воспитание , нравственное воспитание, эстетическое воспитание, развитие творческого воображения. Этот режимный момент имеет большое значение для развития социальной адаптации в обществе через практические и теоретические знания, получаемые детьми.

В следующие полчаса проходит работа по самообслуживанию, где учащиеся занимаются уборкой класса, ремонтом своей одежды, канцелярских принадлежностей.

Не менее значимый режимный момент- вечерний туалет. К закреплению моментов утреннего туалета: умывание, чистка зубов, складывание одежды, подготовки спального места ко сну, добавляется стирка носко у мальчиков, а у девочек- стирка трусиков.

Во время проведения режимных процессов необходимы единые требования со стороны малого педколлектива и родителей. Необходима постоянная помощь и дифференцированный подход в социальной адаптации воспитанников. Необходимо подходить с большой ответственностью и продумыванием проводимых для детей мероприятий стараться заинтересовывать и вовлекать учащихся как в классные так и в школьные мероприятия.