доклад на школьном педсовете

Дифференцированный метод обучения.

Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учеником и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) можно выделить следующие группы детей школьного возраста:

— малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы), такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня ЗУН даже за длительное время (составляют до 5% учащихся; их надо обучать по особой программе, с особыми целями);

— педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже наличие хорошей обучаемости не выводит их на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10-40%);

дети со средним уровнем умственного развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство — 60-70%);

способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро «схватывают») и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%);

—  одаренные, или талантливые — высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся). Большие коррективы в эту структуру распределения вносят уровень воспитанности детей, социальные условия, и наконец, конкретный состав учащихся школы.

В связи с этим организация дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи. Главное же заключается в правильном подборе методик обучения для учеников с разным уровнем знаний.

Методика осуществления дифференцированного подхода сводится к следующему: разным ученикам требуется разное время, разный объём, разные формы, методы и виды работы, чтобы овладеть учебным материалом. Дифференцированный подход состоит в том, чтобы учитывать тем или иным способом эту разницу, в сочетании с индивидуальной, групповой и фронтальной работами. Поэтому, прежде чем осуществлять дифференцированный подход, важно сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности. Очень важно на уроке учитывать психологические особенности учащихся перед разработкой системы дидактических заданий, ориентированных на реализацию дифференциации.

Методика составления дидактических заданий предполагает , что уровень усвоения знаний у учащихся неодинаков:

1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочных связей.

2. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями, понятием и законом и т.д., что, однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

3. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь, способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы.

Эти уровни усвоения и лежат в основе методики составления разноуровневых заданий.

Если разделить детей на 3 группы:

1-я – слабая подготовка к школе;

2-я – достаточная подготовка к школе;

3-я – высокая степень подготовки к школе,

то работа с учащимися из каждой группы имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3-ю группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но и индивидуальные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые работы иногда превосходят по объёму задания для остальных учащихся. Но задания составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя объём заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во 2-ой группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям можно поручать задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результат работы. Вместе с учащимися 3-ей группы их необходимо привлекать к объяснению нового материала, предлагать им карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для 3-ей группы, 2-ой предлагаются в качестве добровольных.

Учащиеся 1-ой группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой этих учащихся проводится особенно тщательно. Им предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Во время этапа закрепления знаний и их применения основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь более всего содержится возможностей для учёта особенностей учащихся. Учитель готовит 2-3 варианта заданий. Учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определённой группе учащихся.

Определённым группам даются разъяснения возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Этот приём характерен для этапа первичного закрепления, когда происходит «доусвоение» нового материала и выявляются пробелы.

Слабым учащимся для самостоятельной работы даются облегчённые карточки-задания алгоритмического вида, сильным — задания на перенос знаний и умений в изменённую или новую ситуацию.

На этапе оценки знаний и умений важно чётко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание, умение. Исходя из этого можно составить серии заданий повышающейся или понижающейся трудности.

При целенаправленном, педагогически обоснованном индивидуальном подходе возможно успешное решение проблемы внутри классной дифференциации процесса обучения. Дифференцированное обучение детей каждой индивидуально-типологической группы позволяет достигать более высокого уровня развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи учащихся школьников.

Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока

Класс делиться на три группы. Можно начинать поэтапное дифференцирование.

Ι этап. Учет знаний учащихся на уроке.

На этом этапе в классе выделяются консультанты – ребята из 3 группы.

Сначала проверяю их работу, затем они помогают мне проверять работу остальных групп.

ΙΙ этап. Организация базового повторения.

Ликвидирую выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняю недочеты и ошибки, допущенные учениками в проверочных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записываю на доске.

Задания каждой группе предлагаю разные.

1 группа – «Выберите из данных ответов верный», «Исправьте ошибку в …» и тд.

2 группа – «Назовите правило, по которому выполняли действие …», «Закончите решение …».

3 группа – «Поясните причину допущенной ошибки», «Сформулируйте определение понятий, использующихся в данной задаче».

III этап. Проверка усвоения пройденного материала.

Проверка включает самоконтроль и работу консультантов.

IV этап. Изучение нового материала.

Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со второго урока по новой теме.

3 группа — переходят от обязательных заданий к творческим.

2 гр. — сосредоточиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы.

1 гр. — снова и снова возвращаются к основным моментам.

Изучение новой темы можно начать и с самостоятельной работы, каждая группа получает карточку со своим дифференцированным заданием, указано время, отводимое на самостоятельную работу в группах – 20 мин.

V этап. Закрепление и формирование умений.

Можно дифференцирование осуществить через подбор различных заданий.

VI этап. Контроль знаний (проведение проверочных работ).

1 группа — выполняют задания по образцу.

2 группа — выделяют главное в решении.

3 группа работают с дополнительным материалом.

VII этап. Дифференцированное домашнее задание.

Домашние задания тоже дифференцированно по уровню сложности.

Вывод: Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появилась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению. При таком способе подачи материала, его отработке у учащихся развивается логическое мышление, развиваются коммуникативные способности, повышается активность. Выполнение любых заданий необходимо контролировать. При любом виде контроля ученик должен знать критерии оценок. На своих уроках часто использую такие виды контроля, как самоконтроль и взаимоконтроль. Каждый ребёнок – это индивидуальность и работать с ним надо осторожно и с любовью.