доклад Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников к с

Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

      В коррекционной школе VIII вида обучаются и воспитываются дети страдающие олигофренией в степени дебильности. Воспитанники способны овладеть программой школы VIII вида, несложной профессией, включиться в самостоятельный посильный труд и стать полезными членами общества .

     Основной целью специального образования школы VIII вида является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе. Достижение этой цели обеспечивается всей системой коррекционной учебно-воспитательной работы в школе, направленной на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности умственно отсталых детей, формирование или восстановление социального статуса путем реабилитационных мер.

      В.М. Бехтерев отмечал, что чем разнообразнее и богаче общение человека с окружающими его людьми, тем успешнее осуществляется развитие личности. «Люди, выросшие в общении с более разнообразным кругом лиц, являются более развитыми по сравнению с людьми, которые проводят жизнь вдали от общества» .

    Важным моментом при организации процесса общения детей, страдающих олигофренией в степени дебильности, является формирование определенного уровня их самостоятельности. Необходимо учить детей самостоятельно вступать в разнообразные отношения с окружающими людьми и самостоятельно пользоваться полученными при общении сведениями.

    В целях оптимизации данного процесса была использована коррекционно-развивающая программа, разработанная кандидатом педагогических наук Н.А.Першиной. Рекомендуемый комплекс занятий ориентирован на психолого-педагогическое сопровождение подростков в процессе развития у них понимания невербальных сигналов.

     Цель комплекса занятий: преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психологического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

     Проводя данную работу, постоянно расширяю круг общения учащихся. Начиная формировать навыки и умения общения в классе, на общешкольных мероприятиях, в условиях выполнения режимных моментов, посещения различных кабинетов школы, библиотеки, медпункта, переходим от общения с незнакомыми людьми в привычной обстановке, к деловому общению в обстановке незнакомой. Организация общения с незнакомыми людьми в непривычной для школьников обстановке происходит во время экскурсий.

      Провожу экскурсий в первую очередь в социально значимые службы, учреждения, организации, в которые учащимся придется обращаться в повседневной жизни наиболее часто. Цель каждой экскурсии — не только расширить знания о каком-либо объекте, но и приобрести необходимый коммуникативный опыт с незнакомыми людьми. Посещая различные организации и учреждения, воспитанники приобретают навыки и развивают способность вступать в общение с незнакомыми им сотрудниками данных учреждений, получать определенную информацию и самостоятельно ее использовать, выполняя несложные практические задания.

     Практически применить и закрепить знания можно с помощью разбора воображаемых ситуаций, моделирования жизненно важных ситуаций в условиях школы, направленных на закрепление умения учащихся анализировать условия окружающей обстановки, согласовывать свое поведение с данной обстановкой. Здесь уместно применить различные формы общения с работниками школы.

       Создав специальные условия для формирования навыков делового общения в быту, ставлю своей задачей следующее:

- развитие у школьников умения анализировать обстановку и определять нужного собеседника;

- развитие умения самостоятельно вступать в контакт с собеседником;

- развитие умения непринужденно вести себя во время разговора;

- формулировать вопросы и выслушивать ответы.

     Средства коррекции многообразны. Это: этюды, ролевые игры, учебные задания, диалоги, направленные на развитие навыков делового общения.





    Основной акцент сделан на моделирование реальных ситуаций, посвященных тому, чтобы научить детей навыкам делового общения, выразительному изображению отдельных эмоциональных состояний, закрепить и расширить полученные ранее сведения.

     Приведу несколько примеров упражнений по формированию коммуникативных навыков на воспитательских занятиях и прогулках. Моделирование реальных ситуаций:

    «Посадка в автобус»

Садятся двое мальчиков и две девочки. Один пропускает девочку вперед, затем садится сам. Второй мальчик садится первым, затем девочка.

    «Поездка в автобусе»

    Входят несколько ребят, берут билеты, садятся на свободные места. Водитель предлагает пройти вперед, взять билеты, объявляет, что автобус отправляется. После небольшой паузы объявляет остановку. Входит женщина с ребенком (девочка с куклой на руках). Мальчик встает и уступает ей место. На следующей остановке входит инвалид с палочкой в руках, ему уступают место.

    «Взаимоотношения в семье»

     Мать, отец и Саша живут в однокомнатной квартире. Вечером к Саше пришли подружки и засиделись. Матери и отцу рано на работу. Мать несколько раз заглядывала в комнату, но Саша, увлеченная обсуждением с подругами новостей, на мать внимания не обращала. Наконец зашел отец и сказал: «Милые подружки, не пора ли вам домой?» Девушки собрались и с обиженным видом вышли из квартиры. Саша надулась.

После обсуждения этой и других ситуаций формируются правила поведения дома. «Знакомство»

    Ребятам предлагается самим придумать сюжеты, обсудить линии поведения и показать, как они будут знакомиться в той или иной ситуации. «Как позвать на помощь»

- Прорвало батарею. Что будешь делать, куда позвонишь?

- Во дворе драка. Кого надо вызвать?

- В квартире пожар.

Что нужно сделать, куда позвонить?

      Ребята решают, что нужно вначале сделать самим, обсуждают формулировку заявки, адрес и телефон, которые следует назвать, службу в которую надо обратиться. Воспитатель принимает заявки, задает вопросы, уточняющие просьбу звонящих или адрес. По окончании этого этапа занятия вывешивается плакат: «Запомни! Обращаться по телефонам полиции и аварийных служб можно только в случае необходимости». Объясняю, к чему может привести баловство.

     Для определения уровня развития коммуникативных навыков в быту у учащихся моего класса заполняю анкету «Уровень сформирования коммуникативных навыков делового общения» на начало и конец учебного года.

     В анкету входят такие параметры, как: отношения со сверстниками, отношения с взрослыми, соблюдение правил личной гигиены, культура поведения в общественных местах, навык делового общения: в магазине, больнице, по средствам связи, участие в общешкольных мероприятиях и дежурство по столовой.

    Результаты коррекционных занятий, проведенных с учащимися класса, показали, что за прошедший период с начала коррекционной работы в основном у всех ребят повысился уровень сформирования коммуникативных навыков.

   Важнейшим элементом этих занятий является подготовка учащихся данной категории к жизни в современном обществе. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит столкнуться и которые им придется решать, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимых для первоначальной успешной интеграции в социум. Для компенсации и коррекции дефекта психических функций учащихся обучающихся в школе VIII вида очень важно формирование коммуникативных навыков делового общения в быту.

 

Литература:

1.Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии [текст] / под редакцией Е.А. Будилова, Е.И. Степанова. – М.: Наука, 1994. – 254с.

2.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография / Л.И.Божович; — М.: 1998 – С.256

3.Воронкова,В.В. Социально-бытовая ориентировка [Текст]:монография/ В.В.Воронкова;-М.:2006-С.244

4.Першина, Н.А. Коррекционно-развивающая программа по формированию навыков коммуникативной деятельности [текст] / Н.А.Першина. – Бийск. НИЦ БиГПИ, 2000. – 54с.

5.Першина, Н.А.Тактильно кинестетические знаки невербального общения: восприятие, понимание и употребление : монография [Текст] / Н.А.Першина. – Бийск БПГУ им. В.М.Шукшина, 2008. – 360 с.

6.Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме [Текст]: монография / Е.Д.Худенко; – М., Просвещение, 2005- С.309.