доклад Активизация познавательной деятельности

Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы – значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа литературы и наблюдаемых уроков выявила необходимые предварительные условия для формирования познавательного интереса.

Самая первая необходимость, которая возникает у учителя, желающего воспитывать у учеников познавательный интерес, это создание материальных условий для успешного обучения. Это заботливое оборудование урока, без которого не может осуществляться нормальное обучение, в том числе хорошо оборудованные кабинеты. Это и обстановка , располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы- отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока, личность учителя.

Огромную роль играет привлечение на уроках современного материала, который придаёт обучению актуальность. Обсуждение задач, стоящих перед страной, материалов периодической печати, включение в это обсуждение проходимого в классе материала, разъяснение в свете общих целей и задач страны, содержания изучаемой темы,- всё это укрепляет уважение к науке и способствует желанию заниматься ею.

Убежденность учащихся в пользе тех или иных знаний придаёт осмысленность тем или иным занятиям. Однако без этой общей убежденности в необходимости учения – важнейшей обязанности школьника – его дальнейшее развитие будет недостаточно интенсивным.

Ученики средних и старших классов проявляет стремление к тому, чтобы обобщать, делать выводы. Их радует то, что их мышление развивается, укрепляется самостоятельность. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути.

Развитие познавательного интереса на уроках историко- правового цикла.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия её развития у школьников, какими приемами следует активизировать познания учащихся в процессе обучения.





Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках историко- правового цикла разнообразные формы работы, а также различные методы обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин: «Метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил».

В обучении истории чаще используют методы по источнику знаний: словесные, наглядные, практические; и по степени самостоятельности учащихся. Очень редко бывает использование, какого- либо одного метода в чистом виде. Обычно учитель в своей работе сочетает различные методы обучения, обеспечивая этим повышения интереса и активизацию познавательной деятельности учащихся.

По каким признакам можно судить о наличии у учащихся познавательно интереса ?

Мои наблюдения позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на две группы.

Первую группу признаков (критериев)интереса характеризуют активное включение в учебную деятельность , жадное восприятие познавательного материала, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновения вопросов в процессе учебной деятельности.

На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи – не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса – усилением воли, если это нужно ; при интересе не нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересного вопроса.

При восприятии заинтересовавшегося материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения.

Сопереживает ход рассуждений учителя и нередко даёт об этом знать: нет – нет, да и вставит вопрос или как-то ещё выразит своё отношение.

Важнейший критерий возникшего познавательного интереса – появление вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задаются вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляются по – разному. Любознательный школьник засыпает вопросами учителей. Некоторые учащиеся задают вопросы книге и в ней ищут интересующие их ответы. (Рябиченко, Урих, Алимжанов). Возникновение вопросов считаю существенным признаком не только появления познавательного интереса. Вопросы , задаваемые по собственной инициативе ученика, дают возможность судить и о содержании его интересов.

Вторая группа признаков связана с изменением поведения учащихся, в результате возникшего у него познавательного интереса. После урока школьники не расходятся, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися.

Необходимо отметить,что ни один из перечисленных признаков, взятый в отдельности, не является достаточным. Только по их совокупности можно судить о ступенях развития интереса.