диспут Ювенальная юстицияЗа и против

Ювенальная юстиция. За и против.

2012

Спиридонова Н. Н.

МБОУ «СОШ №4»

24.10.2012

Ювенальная юстиция доводы и аргументы за

ДИСПУТ «Ювенальная юстиция? За и против.»

Цели: формировать диалектическое мышление школьников; учить высказывать свое мнение и обосновывать его; приучать к диалогу, т.е. вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы, т.к.это важно для нас сейчас в современных условиях свободы слова и плюрализма мнений. Способствовать превращению знаний в убеждения.

Предварительно:

1.В клубе идет ознакомление с проектом закона о Ювенальной юстиции;

2.Для подготовки к диспуту учащиеся знакомятся с рекомендуемой темой, информацией (названа ниже) и сами находят дополнительную, т.е. такую, в которой освещаются положительные и отрицательные аспекты ювенальной юстиции.

Учитель: Здравствуйте, мы вновь собрались в нашем дискуссионном клубе для обсуждения одной из самых актуальных проблем. Предварительно на заседаниях клуба мы уже ознакомились с проектом закона о ювенальной юстиции, 14 сентября 1995г. Президент РФ подписал Указ, где утвердил Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей («Национальный план действий в интересах детей»), указ предусматривает создание системы ювенальной юстиции. «Ставропольский край стал экспериментальным регионом, в котором начали внедрять ювенальную юстицию».

Давайте вспомним, что такое ювенальная юстиция?

Рачкова : Ювенальная юстиция – это юридическая система защиты прав несовершеннолетних. А Ювенальная потому, что это производное слово от Ювента (богиня юности).Ювенальная юстиция должна обеспечить и защитить права и интересы ребенка – этот главное правило, идет ли речь о защите прав подростка или о его осуждении за правонарушение.

Учитель: Совершенно верно, я только хочу добавить, что элементами ювенальной юстиции должны стать:

Институт уполномоченных по правам ребенка

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Ювенальная прокуратура и ювенальное следствие

Ювенальная адвокатура

Центры социально – психологической экспертизы

Система органов и учреждений исполнения наказания в отношении несовершеннолетних и другие

Все Российское общество разделилось на два лагеря – защитников проекта и его противников. И мы с вами сегодня поучаствуем в обсуждении вопроса: «Нужна ли в России ювенальная юстиция?» Чтобы понять причины спора, рассмотрим с вами обе позиции.

Ситуация 1 демонстрирует взгляд сторонников, т.е. необходимость введения ювенальной юстиции. «14-летняя девочка Маша К. убила своего отчима. Был суд, приговор – 9 лет тюрьмы. Информация о том, что в течение двух лет до этого отчим насиловал Машу и избивал ее мать осталась за скобками… Таких историй множество… Какой она выйдет из тюрьмы? Разве сама Маша избрала себе такую судьбу? А вот еще одна история: 15-летний Иван Е. воровал продукты в супермаркете, чтобы прокормиться самому и накормить свою младшую сестренку. Родители мальчика не работают, злоупотребляют спиртным. Приговор — 2 года заключения. — Как вы рассматриваете эту ситуацию? Справедлива ли мера наказания для этих подростков?

Учитель: А теперь я предлагаю посмотреть видеоролик. Он демонстрирует негативные стороны ювенальной юстиции (просмотр ролика).

-Ребята, мне интересно ваше мнение. Что вы обо всём этом думаете? Какие недостатки ювенальной юстиции вы увидели?

Учитель: Я вижу, что у каждого уже сложилось определенное мнение и поэтому предлагаю вам проголосовать. Мои помощники раздадут вам по 3 бюллетеня, они цветные и нам будет легче произвести подсчет голосов.

А теперь ребят, выбравших розовый бюллетень, я попрошу занять места сторонников ювенальной юстиции, а ребят выбравших зеленый — места противников Ювенальной юстиции. (Учащиеся пересаживаются) Тех, кто еще не определился, попрошу остаться на местах, но вы тоже имеете право высказываться и участвовать в дискуссии.

- В споре рождается истина. И я предлагаю каждой группе высказать свои аргументы, объясняющие выбор позиции.

(Ребята высказывают свое мнение)

Учитель: Сейчас ученые и юристы-практики на страницах «Российской юстиции» ведут дискуссию о дальнейших перспективах ювенальной юстиции в России. Но, пока нет единства в понимании того, что представляет собой такой институт. Отсюда и споры, и противники. Давайте посмотрим на одну из страниц форума, где люди тоже не могут прийти к единому мнению по обсуждаемому вопросу. (зачитывание страницы ученицами)

Все мы – продукт своего социума и, безусловно, влияем друг на друга. В начале дискуссии некоторые ребята не смогли определиться, быть может, сейчас они готовы его сделать? Если вы решились, можете присоединиться к той или иной группе… А может быть кто-то поменял свое мнение? Вы тоже можете изменить свое решение и перейти в другую группу. (Подсчет сторонников и противников)

Мы выслушали и сторонников закона о ювенальной юстиции и его противников, а теперь я предлагаю вам представить себя группой единомышленников и в качестве законотворческой инициативы внести поправки в закон о ювенальной юстиции (ребята собираются вместе и совещаются, делают записи)

Выступление ребят с поправками.

Учитель: Разрешите и мне высказать свое мнение, я целиком согласна с вами. Закон имеет свои достоинства и недостатки .Вот и вам поэтому я предлагаю в качестве законотворческой инициативы внести свои предложения-поправки для его модернизации это будет вашим заданием к следующему заседанию нашего клуба.

- Итогом нашей сегодняшней дискуссии должны стать выводы. Даю вам минуту на размышление.

Выводы:

С выводами выступают обе группы.

Спасибо за дискуссию, до свидания.