дифференциация и индивидуализация обучения

Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника.

Приемы обратной связи с учеником на уроке.

Базовый лист контроля – перечислены все понятия, формулировки, правила, которые обязан знать ученик. Но разделен на несколько вариантов ответов. Учащиеся получают свободу выбора ответа.

«Светофор» — при опросе ученик сигнализирует о своей готовности к ответу, каждый раз оценивая свои знания.

Опрос по цепочке – ответ ученика прерывается и передается другому (применим в случае, когда предполагается развернутый, логический связанный ответ).

Тихий опрос – беседа с учеником происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом. (Контролировать знания у отстающих или тех, кто болел вовремя изучения материала).

Программируемый опрос – ученик выбирает верный ответ из нескольких предложенных.

Магнитофонный опрос – ответ записывается, чтобы потом прослушать ответ ученика.

Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга по базовым листам. (Ученик – эксперт, сильный — слабый).

Защитный лист – куда ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.

Идеальный опрос – ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом учителю.

Приемы письменного контроля.

Фактологический диктант – проводится по базовым вопросам.

Выборочный контроль – проверка работ выборочно.

Тренировочная контрольная работа – проводится как обычно, но отметки в журнал идут по желанию учеников. Можно пользоваться учебником, тетрадью.

Блиц – контрольная – контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков. Проверка производится сразу: диктуются верные ответы.

Релейная контрольная работа – проводится по текстам ранее решенных задач.

Приемы повторения на уроке.

Повторяем с контролем – ученики составляют контрольные вопросы к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель).

Повторяем с расширением – ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

Опрос – итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

Обсуждаем домашнее задание – учитель вместе с учениками обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

Виды домашних заданий в условиях дифференциации.

Три уровня домашнего задания: обязательный минимум (по силам любому ученику), тренировочный (для желающих хорошо знать предмет), творческое задание (в зависимости от темы урока, выполняется на добровольных началах).

«Снежный ком» - из большого числа заданий ученик выбирает то, что способен выполнить.

Особое домашнее задание – в классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания. (участники олимпиады, слабые по здоровью дети).

Оценивание учащихся.

Оценка – не отметка – главная цель — стимулировать познания.

Знакомство с критериями оценки – учитель знакомит с критериями, по которым выставляются отметки.

Рейтинг – ученик сам ставит себе отметку через дробь отметка учителя.