день театра

Тема: Международный день театра.

Цели: Познакомить учащихся с таким видом искусства как театр.

Развивать умение ценить прекрасное.

Воспитывать интерес к культуре.

Тип урока: музейный урок.

Методы: рассказ учителя и учащихся, просмотр презентации и видеоролика, цитирование стихотворений.

Ход урока.

1. Организация начала урока.

1.1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя ( на экране показывается презентация)

27 марта Всемирный день театра — это международный профессиональный праздник театральных работников, учрежденный в 1961 году инициативой конгресса МИТ при ЮНЕСКО и отмечаемый 27 марта ежегодно во всем мире. Этот день проходит под единственным девизом, неизменным с первого дня. Девиз гласит, что театр является средством взаимопонимания и укрепления мира между народами. Часто к этому дню приурочен целый ряд торжественных мероприятий: от театральных фестивалей до премьер новых спектаклей. Праздник «день театра» традиционно отмечается всеми работниками театра: начиная с театральных режиссеров-постановщиков, актёров театральной труппы, продюсеров, звукоинженеров, светотехников, монтировщиков декораций и заканчивая билетёрами, гардеробщиками и уборщиками театральных помещений. А также миллионами неравнодушных зрителей, для которых этот праздник – дань профессионалам в их способности дарить людям радость, теплоту и надежду.

3. Знакомство с историей театра.

3.1. В нашем музее представлена экспозиция, посвященная театру, сейчас мы о ней вам расскажем.

В 1914 году станционный поселок Гурьевка ничем не отличался от сотен других поселков России. Кривые улочки, крытые соломой избы, бараки для рабочих суконной фабрики.

Жили здесь трудно и безрадостно. А тут вдруг афиша: «С разрешения начальства артистом Н.В. Райским будет прочитана краткая лекция о значение театра. После чтения — разнородные виды драматической литературы: собственно драматический, типический и комический». Водевиль, миниатюры А.П. Чехова, играет любительский кружок музыкантов.

Основателем театра был Н.В. Райский. Путь Николая Райского как артиста начинается в труппе Симбирского драматического театра. Но ревматизм лишил его возможности работать на сцене.

Больной, почти беспомощный, он продолжает настойчиво и странно искать возможности играть и ставить пьесы.

Узнав, что в Гурьевке есть фабричный клуб, приехал в поселок. И тут же принялся за работу. Скоро сложился неплохой по тем временам любительский драматический коллектив.

Как и все текстильщики, Николай Райский жил в бараке, в условиях, категорически противопоказанных при его болезни.

Часть мизерного жалования, получаемого за работу в конторе фабрики, он тратил на нужды театра. Плохо питался. Умер в 1916 году, не успев осуществить своих заветных целей.

Но семена, посеянные Николаем Райским, дали хорошие всходы. Рабочие Гурьевки не забыли свой театр. Не было руководителя, средств, суеты, но ежегодно в одном из больших дворов или в молодом леске давались «представления».

После революции в клубе время от времени работали приезжие режиссеры, появились талантливые исполнители из числа рабочих. Около десяти лет руководил коллективом Ю. Яковлев ( с 1926 г. до 1934 г.). За это время самодеятельный театр пополнился молодыми исполнителями, был уже свой художник, декоратор. И спектакли начали принимать настоящую театральную форму.

Конечно же не было бы театра, если бы не талантливые актёры: режиссер Н.В. Симонов; актеры Снегирев А.Ф., Самодурихин Н.В., Булыгин А.И…. Одним из первых его работ были «Очная ставка», «Платон Кречет», «Земля»…

Широкое развитие театральное искусство получило в 60-е годы. В 1961 году драматическому коллективу министерством культуры РСФСР было присвоено звание народного театра. В 1964 году на областном смотре художественной самодеятельности, театр фабрики имени Гладышева завоевал 1 место. Нелегко было работать молодому режиссеру. Строже, взыскательнее стали зрители, требовалась глубокая и вдумчивая работа над репертуаром. В 1967 году на республиканском зональном смотре театральных коллективов Барышский народный театр за спектакль «Дружеские люди» по пьесе К. Симонова удостоен диплома второй степени.

Театр жил напряженной творческой жизнью. Особенно возрос интерес к нему в послевоенные годы. Люди жадно тянулись к культуре, искусству. Шаг за шагом завоевывалось доверие зрителей. Все чаще слышались положительные отзывы критиков.

Мы можем увидеть репертуар народного театра в 1957-1967 гг.- «Егор Булычев и другие» Горького, «Русские люди» Симонова, «Оптимистическая

трагедия» Лавренева, «Иркутская история» Арбузова, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» Островского.

О многом могут рассказать старые дипломаты книжники, брошюры, грамоты.

Перед нами представлена Почетная грамота Денежкиной Александры Игнатьевны, за активное участие в общественной жизни, и в связи с 25- летием. Владимир Парфимович за 32 года работы в народном театре исполнил 120 ролей. Так и росли вместе: поселок, который стал городом, драмколлектив, получивший звание народного театра. Отпраздновали сороколетие, пятидесятилетний юбилей.

Благодарные зрители тепло и сердечно поздравляли и чествовали режиссера, артистов. Это понятно: театр знают и любят в районе. Каждую новую работу коллектив показывает едва ли не во всех селах. Какой-то особенной притягательной силой обладает театр. Не представлял себе жизни без сцены неизлечимо больной Николай Райский, всю ее посвятил театру Николай Васильевич Симонов, который после ухода на пенсию продолжает работать. Десятки образов создали артисты старшего поколения, со всей горячностью юности репетировали молодые.

Вечна над людьми власть театра, вечная любовь к нему.

С ростом театра развивается и художественная самодеятельность.

Осипов Анатолий Леонтьевич организатор и руководитель хора текстильщиков. Активный участник художественной самодеятельности. В 1941 году призван в армию, в боях с немецко – фашистскими захватчиками пропал без вести. Была создана в 1939 году агитбригада фабричного клуба. В довоенные годы широко славился в районе самодеятельный хор клуба фабрики имени Гладышева. Он с большим успехом выступал на сценах клубов предприятий, колхозов, районов. На сцене мы можем увидеть фотографии связанные с деятельностью хора. «Агитбригада клуба фабрики на полевом стане совхоза «Загаринский» 1984 года», «Хор текстильщиков», 1985 года».

На фотографии запечатлено выступление танцевального ансамбля «Юность».

Неоднократно проходили районные смотры художественной самодеятельности. Самодеятельность клуба фабрики имени Гладышева, постоянно пополнялась старыми производственниками. Заметно оживилась работа самодеятельности в районном доме культуры. В состав солистов вошло не мало новых людей.

Песня, велась бодрая, то плавная и просторная, как Волга, то призывная, воспевающая труд, мир и дружбу, издавна стала лучшим другом гладышевцев.

Хоровым коллективом клуба руководит хормейстер Александр Фёдоров. Хор под его руководством перешёл на выразительное и слаженное трёхголосовое пение. Когда в зале гаснут бронзовые красивые люстры и медленно раздвигается тяжёлый занавес, зрители замолкают. Все взносы в этот

миг устремлены на сцену, прикованы к лицам певцов. И исполнители никогда не обманывают этих надежд.

Исскуство пения, как мастерство ткача или прядильщика. Передается здесь из поколения в поколения. Зачинателем среди певцов и первым пропагандистом жизнеутверждающей советской песни на фабрики по праву считают инженера П. Семёнова. У нег сильный, хорошо поставленный голос. Когда он запевал песни или бросал в зал первые слова арию «Варяжского гостя», сердцами овладела неподдельное волнение. Песня будит в человеке лучшие чувства и мысли.

В самодеятельности выступала учительница Зина Гордеева. Она ещё с робостью глядела в зал. Первую песню «В низенькой светелке» пела, смущаясь, но выразительно тепло.

Между небом и землёй

Жаворонок вьётся …..

Между небом и землёй

Песня раздаётся…..

Чем дальше пела учительница, тем больше светлели лица слушателей. А когда солистка мягко закончила последний куплет задушевной, по-весеннему солнечной песни, зал долго и благодарно рукоплескал.

Просим «Яблочко»!…..

Всегда бурным одобрением встречают Гурьевске текстильщики своих танцоров Алексея Рыбакова, Владимира Есенина и Владимира Мишина. Русская темпераментна пляска – их вторая профессия. Нередко, когда танцоры уже уходят со сцены, им вслед летит ещё один требовательный заказ: — «Яблочко»! Просим «Яблочко»!

И хотя устали танцоры и отодвигается исполнение других номеров, они не в силах противиться желанию зрителей, а больше собственному желанию. И этот, ставший классический танец они, как всегда, исполняли с особым подъёмом.

В хореографическом кружке фабричного клуба занималось свыше 20 юношей и девушек.

Администрация фабрики уделяло большое внимание развитию творческой способностей молодого поколения, при доме культуры фабрики действовал хоровой кружок, вокальный кружок, танцевальный кружок. В основном занимались дети работников фабрики, их выступления на смотрах и конкурсах детского творчества оценивалось очень высоко. На стенде в музее имеется фотография выступлений выступлений детских ансамблей. Рост материального благосостояния трудящихся повышения культурного уровня народа приобщили к исскуство самые широкие массы людей. На всероссийском смотре самодеятельного исскуства участники хора получили звание лауреата в конкурсе. Почётные грамоты. Дипломы находятся в музее, которые свидетельствуют о активном участии работников фабрики в художественной самодеятельности.

3.2. Просмотр видеоролика театр «Ленком»

3.3. Просмотр видеоролика « Театр теней».

3.4 Чтение стихотворения.

К ДНЮ ТЕАТРА

Места заполняются в зрительном зале,

До зрелищ охотник повсюду найдется.

Обычная вешалка в самом начале,

А дальше – то чудо, что театром зовется.

 

Распахнутый занавес сцену откроет,

Проступит из тьмы лабиринт декораций,

И жизнь обретут персонажи, герои,

В которых актеры начнут воплощаться.

 

А зал увлеченно следит за сюжетом,

Взрывается смехом и молкнет в печали.

И все понимают – игра лишь все это,

Ведь в жизни в такие же игры играли.

 

На сцене реальное действо вершится,

Оно – результат ежедневных стараний,

Итог напряженных трудов, репетиций,

Актерских идей, режиссерских исканий.

 

Шедевры на сцене рождаются в муках.

Ведь нужно суметь увязать воедино

Костюм, реквизит с освещением, звуком,

Явления, действия, акты, картины…

 

И сумрачный глас режиссера: «Не верю!»

С единственной целью всегда раздается,

Чтоб зритель, войдя в театральные двери,

Поверил во все, что увидеть придется.

 

Симпатий огонь будет не угасаем.

Зажжется однажды, чтоб впредь разгораться.

Мы в праздник театра театру желаем

Побольше аншлагов и море оваций!

4. Заключительный этап внеклассного мероприятия.

Подведение итогов мероприятия.