Чтобы быть успешным в школе

Чтобы быть успешным в школе, необходим очень важный навык – умение учиться.

Умение учиться – это способность организовать самого себя на деятельность, которая имеет четкую цель. Дети, умеющие это делать, наиболее успешны в учебе, а в дальнейшем в любых сферах деятельности. Чтобы организовать свою деятельность эффективно, ребенок должен овладеть рядом специфических приемов. Если приемы учебной деятельности не сформированы, школьник не сможет успешно справляться с учебными заданиями. Такой ребенок не умеет ориентироваться на систему требований, то есть не учитывает при выполнении задания все требования, предусмотренные в условии, — какие-то использует, а какие-то пропускает.Недостаточное умение планировать свои действия не позволяет школьнику выработать определенную последовательность выполнения задания.Низкий уровень самоконтроля проявляется в том, что ребенок переставляет буквы  местами во время письма и чтения, пропускает буквы и целые слоги, а иногда и слова, пропускает строчку при чтении, не обращает внимания на знак действия при счете.Низкий уровень произвольности и саморегуляции мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания требованию «надо»: сосредотачивать внимание, запоминать информацию и решать задачи, в нужной ситуации прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных задач.Навыки самоконтроля и саморегуляции нужно развивать, ведь именно эти навыки – одни из самых важных для успешной учебы в школе.

Упражнения для развития самоконтроля и саморегуляции.

1.    «Сохрани слово в секрете». Инструкция ребенку: «Я говорю слова, а ты повторяешь за мной все слова, кроме слов из двух слогов. Эти слова ( из двух слогов) – наш секрет. Ты их не повторяешь».Главное в этом упражнении долгое время в процессе работы удерживать в памяти правило. Когда ребенок хорошо справляется с одним правилом, используйте два правила одновременно.  Например, нельзя повторять слова из двух слогов и слова, которые начинаются на гласную.Правила могут быть любыми. Эту игру можно использовать, отрабатывая материал по любому школьному предмету. Играть можно, где угодно,  дома, в транспорте, на улице, по дороге в школу.2.    «Спрячь букву».Инструкция ребенку: « За буквой  «а»  охотится буквоешка . Спаси ее перепиши текст, а вместо букв «а» ставь точки»Текст: « Наступила ранняя весна.»В тетради получится: «Н.ступил.   р.нняя     весн.   .»Для более взрослых детей хорошо такое  упражнение. Вместо безударных гласных ставить точки, а все ударные гласные писать. Это упражнение будет так же способствовать тренировке грамотности, так как безударные гласные можно будет после записи проверить и вставить  другим цветом.3.«Загадочное превращение».Инструкция ребенку: «Ты волшебник. Сейчас ты будешь превращать буквы. Читай слоги и меняй (превращай ) букву «о» на букву «и».4.«Можешь ли ты делать два дела сразу?»Инструкция ребенку: «Читай текст про себя, а каждое второе слово произноси вслух». Можно давать другие задания: «Произноси вслух каждое последнее слово в предложении» или  «Произноси вслух только те слова, где есть буква «к».5.«Как сказать слово, не произнеся ни звука»Инструкция ребенку: «Перед тобой сокращенный алфавит. Под каждой буквой написана цифра. Она указывает на количество хлопков (или стуков карандашом по столу). 1 хлопок – буква «о»2 хлопка – буква  «т»3 хлопка – буква  «к»4 хлопка – буква  «с»5 хлопка – буква  «и»6 хлопка – буква  «а» Я прохлопаю какое-то слово, а ты постарайся его угадать.Используя этот сокращенный алфавит, можно прохлопать слова: кот, кит, сок,Коса,  киса, ток, такси и т.д.Не забудьте делать паузы между буквами или предупреждать ребенка о том, что сейчас Вы прохлопаете следующую букву.Используя эти и подобные упражнения, можно существенно повысить уровень самоконтроля и саморегуляции ребенка, а также отработать некоторые грамматические навыки, такие, как деление на слоги, постановка ударения, гласные и согласные звуки и буквы, способы проверки разных орфограмм.  Тренировать навыки самоконтроля можно при выполнении самых обычных повседневных дел. Например, совершая покупки вместе с ребенком в магазине или собирая портфель в школу.Как только ребенок научиться контролировать себя и свои действия самостоятельно, его успехи в школе станут несоизмеримо лучше.