Что такое ментальная карта

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Естественный потому что ментальная карта – это в буквальном смысле слова визуализация человеческого мышления: во-первых, сам нейрон выглядит как мини-майндмэп (ядро с ответвлениями), во-вторых, мысли на физическом уровне отображаются как «деревья» биохимических импульсов.

Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является — «Научите себя думать» — она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно. То у такого способа есть существенные недостатки:

Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.

В таком конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Тони Бьюзен предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт. Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Характерные черты ментальных карт:

• основной объект изучения (отправная точка размышлений) всегда размещается в центре карты;

• аспекты основного объекта, вопросы, связанные с ним, и смежные темы расходятся от центрального образа в виде ветвей;

• ветви-ассоциации поясняются ключевыми словами, фразами или графическими образами, от них отходят ветви второго порядка, выражающие вторичные идеи, от которых, в свою очередь, расходятся ветви ассоциаций третьего порядка;

• ветви ассоциаций формируют иерархическую структуру.

При создании ментальной карты применяются такие приемы, как:

• использование цветов и графических изображений;

• использование аббревиатур (или иностранных слов);

• использование условных обозначений и т.д.

Тони Бьюзен разработал целый свод правил по созданию ментальных карт, служащих для того, чтобы карты были красивыми и эффективными, задействовали весь потенциал мозга для работы с информацией.

Правила создания ментальных карт.

Какая бумага подходит для создания ментальных карт?

Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не маленький). Расположение горизонтальное, цвет бумаги — белый.





Какой должен быть стиль ментальной карты?

Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и т.д.) С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы, в первую очередь, ментальная карта нравилась вам самим.

Структура ментальной карты.

Радиальная. Основная идея, задача или объект внимания — в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в виде веток от центра к периферии ментальной карты.

Понятная. Из карты должен быть очевиден порядок следования информации, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого лучше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета. Создание целостного, структурного блока информации с понятной последовательностью — вот, к чему стоит стремиться.

Разнообразие

Используйте различные по виду картинки, меняйте размер шрифта, масштаб. Однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.

Коды

Применяйте кодирование: более важное делайте красным или зеленым, используйте общепринятые коды, придумывайте собственные для выделения той или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.

Используем картинки везде, где только можно.

Трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются и позволяют простроить перспективу. Символы используем как собственные, так и общепринятые. Идея такая: «говорящие» картинки, которые вызывают эмоции, лучше воспринимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ рисуем всегда, он содержит 3 и более цветов, желательно объемный.

Слова

Не больше одного-двух слов на ветке. Это позволяет расширить возможности потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые, 1-2 слова, увидев которые, вы сможете вспомнить всю картину целиком. Печатные буквы проще читать. Трехмерные привлекают внимание.

Цвета

Используем разнообразные цвета и текстовыделитель для выделения объектов информации и лучшего последующего их запоминания. С цветами надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, помним о целостном восприятии и соотношениях цвета. Если ментальная карта будет пестреть 20-30 разными оттенками, получится какофония и целостное восприятие нарушится.

Линии и связи в ментальной карте.

Чем ближе линия к центральному образу — тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой. Для указания связи используем стрелки.

(Правила создания ментальных карт в виде ментальной карты — http://www.stimul.biz/images/data/gallery_122.jpg )

Познакомившись с ментальными картами совсем недавно, я уже смогла в полной мере оценить их преимущество и считаю, что с данной техникой необходимо познакомить учащихся, проведя мастер класс. Ученики могут использовать такую карту для конспектирования материала, составления плана своего ответа, графического отображения изучаемых концепций, литературных произведений, анализа и запоминания исторических событий, физических явлений, работы над проектом и даже для написания сочинения.

Несколько примеров.