Что собой представляют наши дети

Родительское собрание

Что собой представляют наши дети?

Цель: повышение уровня психолого-педагогического образования родителей учащихся.

Задачи: дать советы по вопросам позитивного общения с детьми; заострить внимание на эмоциональном мире детей; ознакомить с особенностями формирования личности подростка.

Подготовительная работа: распечатка анкет.

Эпиграфы:

«Воспитывать — это, прежде веет, хорошо знать своего ребенка».

«Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий». (Козьма Прутков)

Ход собрания

Классный руководитель. Человек за сравнительно небольшой период времени смог познать многие тайны природы и законы жизни. Но, уверовав в себя, свои силы, покоряя даже космос, он, пожалуй, так и не смог постичь до конца одну из тайн — тайну человеческой души. Особенно души растущей, развивающейся. Я говорю сейчас о наших детях. Будь то иначе, какая бы идеальная картина предстала перед нами! По крайней мере, в вопросах воспитания. Что собой представляют наши дети? Как они реагируют на все то, что их окружает? Почему именно так? В чем причина их непослушания, противоречивых поступков, тяги к запретному?

Мир детства, его сложных хитросплетений тщательно изучается врачами, психологами, психотерапевтами, педагогами. А родителями? Ведь именно родителям как никому другому ладо настолько хорошо знать мир ребенка, чтобы помочь ему стать человеком, личностью.

Что же такое — наши дети? Родителям нельзя забывать, что их сыновья и дочери — это прежде всего дети, хотя и постепенно взрослеющие. Иногда родители, озабоченные своими проблемами и повседневными неурядицами, забывают о том, что перед ними не просто их дети, а тоже люди, со своим непростым внутренним миром эмоций и переживаний.

Если вы повнимательнее присмотритесь к ним, то заметите что одни из них интроверты, а другие — экстраверты. Весь интерес интровертов направлен на свой внутренний мир. Больше всего их волнуют собственные мысли и чувства. Экстравертов занимает больше внешний мир людей и вещей. Они хорошо воспринимают и осознают то, что происходит вокруг них.

Интровертов и экстравертов в чистом виде не существует. Однако же вы должны знать, что уклон в ту или иную сторону может быть и у ваших детей. А опасность этого уклона состоит в том, что интроверты могут слишком глубоко погрузиться в свой внутренний мир, теряя контакт с миром внешним, что отрицательно скажется на развитии дальнейшей коммуникабельности и приобщении к заботам и проблемам окружающего их мира. Экстраверты, полностью захваченные миром людей и вещей, не обращают внимания на свой внутренний мир, что может привести их к тому, что чужие идеи и мнения для них станут ближе, чем свои собственные. Задача родителей состоит в создании разумного равновесия.

Что вы знаете о своем ребенке?

Классный руководитель. Дети уникальны. Это личности, заслуживающие нашего уважения. Заслуживают уважения их мысли и чувства. Ваше общение с ребенком не должно быть разрушительным. Именно умение выслушать и последующее взаимопонимание дадут положительные результаты. Доверяйте своим детям. Будьте с ними искренними в своих мыслях и чувствах. Не забывайте, что перед вами человек и формирующийся характер, личность. Признавайте за детьми право на собственные мысли, чувства, суждения. Уважайте в них человека и собеседника.

Если вы хотите добиться взаимопонимания, не прерывайте ход мыслей вашего ребенка и его рассказа. В противном случае с вами больше могут не поделиться этой роскошью. И вы останетесь в неведении всех дел и проблем. А значит, и не сможете повлиять должным образом на ход событий. Постарайтесь посмотреть на все излагаемое глазами своих детей.

Дети часто бывают неправы. Но не забывайте, что в этом мире не только вы имеете право на ошибку. Тем более этим правом обладает человек растущий, только еще познающий мир и все тонкости его правил и бесправия.

Разговор будет заведомо испорчен, если в вашем голосе прозвучит недовольство или угроза. Не начинайте с критики, нравоучений и наставлений. Приказной тон — это демонстрация своего превосходства. Такой тон раздражает, оскорбляет и обижает. И не допускайте злых, унижающих человеческое достоинство шуток по отношению к детям. Внешность, манеры, привычки, неудачи, чувство влюбленности и привязанности — ко всему этому надо относиться в разговоре очень осторожно. Вам могут никогда не простить такого оскорбления. В доверительных беседах с родителями учащихся приходится слышать, что обиды детства некоторые все еще помнят. Хотите ли вы, чтобы и ваши дети помнили о своих детских унижениях всю свою жизнь? А ведь в этом, как говорят психологи, зачастую кроется психический дискомфорт человека зрелого возраста.

Конфликтность самих родителей, их бурная и не всегда справедливая реакция вместо спокойного обсуждения причин и последствий поступков детей являются часто причиной душевных травм и стрессов.





Конфликтные ситуации не способствуют сохранению здорового микроклимата семьи. Желательно, чтобы и вы, и ваш ребенок были заинтересованы в их положительном разрешении. Что касается детей, они в этом всегда заинтересованы. Из-за созданной нервозности, из-за неустойчивости нервной системы ребенок всегда тяжелее, чем взрослый, переживает ссору. Вы должны быть мудрее и прийти на помощь ему. Для этого прежде всего разберитесь в истинных причинах конфликта. Прочувствуйте, какие страхи и опасения испытывает ваш сын или дочь по поводу ваших возможных решений и исхода противостояния. Вы уверены в том, что, то, чего вы от него добиваетесь, вы действительно хотите изменить (и стоит ли это здоровья ребенка)? Успокойтесь сами и дайте возможность сыну или дочке высказать свою точку зрения (как часто мы не слушаем или не слышим своих детей, пребывая в мире эмоций!), станьте доброжелательнее и спокойнее. Больше спрашивайте, чем утверждайте, создавая тем самым атмосферу доверия и желания что-то сказать вам, объяснить. Постарайтесь таким образом выяснить причины его поступка или высказывания. Иначе, вы раните его чувства.

Вы, родители, взрослые умные люди, должны понимать ценность такого фактора, как чувства ваших детей. Внутренний мир человека — все еще большая тайна (например, любовь). Нерациональное поведение взрослых — это всегда травма для детей. Особенно если такое поведение включает упреки и унижения, раздражительность и насмешки, равнодушие и даже насилие. Вы не замечали, как на фоне довольно хорошего настроения в беседе с сыном или дочерью вы после разговора по телефону (или к вам на минутку забежала ваша соседка, чтобы сообщить вам что-то такое, что могло бы вас ужалить) вдруг, меняя тон голоса, его накал, потеряв всю теплоту, которая звучала в нем раньше, грубо и раздраженно обрываете ребенка: «Отстань от меня, не до тебя!»

Да, вы получили негативную информацию, но кроме вас травму получает и ваш ребенок. А ведь он и не подозревал, что через несколько минут может получить такое. Его нервная система на это не настроена. Значит, стресс. Через некоторое время вы можете забыть о том, насколько грубо обошлись с ним. Но он-то этого чаще всего не забывает. У одних детей после такого обращения возникает чувство недоверия к родителям (значит, от мамы можно ждать такого в любой момент), у других чувство постоянного беспокойства (я не нужен, я мешаю, меня не любят). И все это относится не только к маленьким детям. Ранимые души подростков особо к этому чувствительны.

Наши дети растут. Как говорят психологи, «имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию». И изменяются не только внешне. Меняется их внутренний мир. Меняется не так быстро, как иногда нам этого хотелось бы. Как нельзя задержать детство, так же нельзя и ускорить взросление. Все хорошо в пору. Поэтому Родители должны проявлять большое терпение в том, что касается как физического, так и психического становления своих детей. Каждый из них является личностью уникальной в своем развитии.

Подросток стремится и утвердиться в среде сверстников, и стать как можно более значимым в собственных глазах и оценках. Вся его деятельность, поведение, поступки направлены на то, что ему кажется правильным, интересным, романтическим. С этим связана и его экстравагантность в одежде, музыке. Отсюда подражание кумирам и не всегда понятный миру взрослых эстетический выбор тех или иных аксессуаров, вещей, явлений. Он сознательно выбирает то, что для него близко на данный момент развития. То, что укрепляет его авторитет среди ровесников, что делает более значимым в собственных глазах. Появляется интерес дворовым (часто более взрослым) компаниям, неформальным группам и объединениям. Именно в этот период обостряется его интерес ко всему запретному: курение, алкоголь, наркотики. Безспредметные на взгляд взрослого человека разговоры, задумчивый вид и молчание под негромкий перебор гитары, праздношатание по улицам — вот тот набор, к которому тянется подросток. И совсем не потому, что он настолько плох. А потому, что он просто уверен, по все это «круто» и престижно.

Родители должны стремиться в этот период как можно больше общаться с детьми, помогая им осмысливать то, что происходит вокруг, помогать анализировать поступки других людей и их собственные. Ненавязчиво направляя их мысли к разумным выводам, вы все больше будете способствовать самоанализу, который ведет к самоконтролю.

Подростковый и юношеский возраст — это период восторженности, идеалов и больших притязаний, которые не всегда удается осуществить на практике. Совмещение учебы с трудом, как можно большее приближение к реальности жизни, шанс испытать себя, попробовать свои силы в труде — вот что даст возможность ребятам посмотреть на жизнь в свете своих возможностей, а впоследствии принять разумные решения. Учите детей не принимать желаемое за возможное, и в их жизни будет меньше разочарований. Нельзя, естественно, и уводить их от мечты. Но ребята всегда должны знать, как ее можно добиться, чего это будет стоить в финансовом и моральном плане и осуществимо ли все вообще в силу их физических, психологических и профессиональных возможностей.