Что просят марийцы у Тун Ош Поро Кугу Юмо

Что просят марийцы у Тун Ош Поро Кугу Юмо?

За последние пару веков в деле покорения природы человечество достигло небывалых высот. Мы повернули реки вспять, научились сдерживать дожди и снегопады, разгонять тучи. Стала ли от этого наша жизнь комфортнее? Безусловно. А счастливее? Не факт. Но есть в нашей стране люди, которые уверены, что точно знают, как найти гармонию между окружающей средой и человеком. Это приверженцы марийской традиционной религии. Об особенностях религиозного марийского мировоззрения «НА» рассказал Верховный Карт марийской традиционной религии Александр Таныгин:

- Человечество – часть Вселенной. К сожалению, с каждым годом мы теряем связь с ней, необходимую для существования нашего вида. Природа очень много дарит человеку. Она – Мать всего живого. Отдаляясь от нее, мы многое теряем. От людских действий страдает окружающая среда. Загрязнена вода в реках и озерах, захламлены леса и тундра. Если человечество будет продолжать так себя вести, расплата неизбежна.

– Адепты вашей религии научились не совершать подобных ошибок?

– Мы очень связаны с природой во всех ее проявлениях: ветрами, облаками, дождями, снегами, громом, молнией. На своих традиционных молениях просим всегда у сил природы мира, счастья, благоденствия, чтобы со всеми и всем жить в согласии. В итоге, где бы марийцы ни жили – в Республике Марий Эл, Башкортостане, других областях, – земля у нас всегда плодородная и мирная.

– А что должен делать человек, если ему все-таки приходится вмешиваться в природу? Например, нужно срубить дерево?

– Человек должен знать, что, когда и как рубить. Если дерево срубить необходимо, например, для строительства или заготовки дров, нужно постараться свести вред, нанесенный природе, к минимуму. Выкорчевать все пни, убрать опавшие ветви, посадить взамен новые деревья. В этом случае гармония будет соблюдена. Категоричное табу – вырубка деревьев в Священных рощах. Там разрешается только убирать сухостой. Люди, которые рубят живые деревья на этой земле, не живут потом и года.

– Что такое Священная роща, чем она отличается от остальных лесов?

– Это наш Храм, место, где издревле проходят моления. Сейчас в Марий Эл Священные рощи считаются историко-культурными памятниками и охраняются государством. В настоящее время идут переговоры, чтобы такой же статус получили рощи в других областях, в которых они есть. Например, в Нижегородской.

Всего в России насчитывается около шестисот Священных рощ (по-марийски – кюсото). Марийцы считают кюсото связующим звеном между земным и небесным мирами. Только на этой сакральной территории возможен, по их мнению, контакт между человеком и Богом.

Располагаются рощи обычно на возвышенностях, недалеко от жилых поселений. Размером кюсото бывают разные: от скромных, в которых молятся представители одной семьи или рода, до внушительных (более гектара), где проходят общие моления.

Хотя точную дату возникновения каждой конкретной рощи узнать практически невозможно, их расположение не случайно. Если на карте соединить прямыми линиями близлежащие рощи, получаются правильные геометрические фигуры! Чаще всего треугольники либо конфигурации, похожие на древние руны.

Отличить кюсото от обычного леса несложно. Во-первых, в рощу ведут три входа: для ввода жертвенных животных, для подноса ключевой воды, для входа молящихся. Во-вторых, в центре рощи всегда есть главное дерево – онапу – канал, через который проходит общение между людьми и Богом. Рядом с онапу возводят алтарь – шаге, построенный из жердей и пихтовых лап. Некоторые рощи оборудованы лишь одним шаге, посвященным единому Богу Тун Ош Поро Кугу Юмо. В других возносятся молитвы сразу к нескольким Богам.

Моления в кюсото проходят всегда при растущей луне. В каждой роще может проходить не более одного моления в год. На уровне отдельных деревень молебны идут практически каждые выходные. Более глобальные моления – например, Всемарийское, на котором молятся за всех марийцев, или Всемирное, где просят Бога за всех людей в мире, – совершаются раз в год.

Таинство состоит из трех этапов: приношения даров богам, непосредственно молебна, текст для которого каждый раз сочиняется заново, и трапезы. Подарки марийским божествам бывают четырех типов: домашний скот (преимущественно гуси), хлеб (лепешки и блины), жертвенные полотенца (украшенные традиционной вышивкой) и денежные пожертвования. 

Руководят молением Карты. Чтобы стать Картом, вовсе не обязательно с младых ногтей посвящать свою жизнь служению богам. Это выборная должность, на которую выдвигают самых достойных представителей деревни, района и республики: заслуженных деятелей искусств, ученых, известных врачей, просто уважаемых и честных людей.

Моление – настоящий праздник для всех, кто приходит в Священную рощу. Люди надевают свои лучшие наряды, как правило, – национальные, готовятся духовно и телесно (перед молением стараются обязательно помыться в бане). Прием алкоголя и сквернословие в кюсото строго-настрого запрещены. На церемонии присутствуют вместе и женщины, и мужчины. Но возносить хвалу Богам – дело исключительно мужское. Среди Картов представительниц прекрасного пола нет. Хотя во время Великой Отечественной, когда все мужчины-марийцы были на фронте, женщины все-таки приходили в Священные рощи просить за близких и за Победу для родной страны. Они ставили перед собой маленьких мальчиков и как бы от их имени, из-за их крохотных, но мужских спин обращались за помощью к Матери-Природе.

Наша справка

Марийская вера предков насчитывает многие века. Главная ее идея – уважение, преклонение перед природой, которая и есть Единый Светлый Добрый Великий Бог (Тун Ош Поро Кугу Юмо). Согласно верованиям марийцев, для того чтобы все беды обходили человека стороной, необходимо жить в согласии с природой и самим собой. Не допускать темных мыслей. Не совершать плохих поступков. Беречь и сохранять окружающий мир как единый живой организм.

Таныгин Александр- Верховный Карт марийской традиционной религии