Что я знаю о праве

«Что я знаю о праве»

Учитель. Юным гражданам России предстоит, открыть дверь в новом веке и жить в третьем тысячелетии. И от того, какими они вырастут, во что будут верить, что будут принимать за основной устав жизни, зависит судьба нашего Отечества. Начатое отцами и дедами великое дело возрождения России завтра будет в руках юных граждан России. Хочется надеяться, что подрастающее поколение сделает мир лучше, добрее, разумнее. Правовое воспитание помогает развитию способности развития инициативности – тех качеств, без которых невозможно формирование гражданина новой России – носителя великой культуры, великого народа.

Когда говорят о законах общества, имеют в виду либо правовые (юридические), либо моральные правила. Человечество, по новейшим представлениям, существовало миллионы лет. Государство же и право – сравнительно недавние изобретение людей: возраст того и другого исчисляется всего тысячелетиями. При первобытнообщинном строе не было никакого права, как не было и государства. Порядок обеспечивался только моральными правилами поведения, направленными на ограждение жизни человека, его телесной неприкосновенности, здоровья и т.п.

Эти правила создавались обычаями и соблюдались преимущественно добровольно. Их авторитет опирался на силу традиций: «Так поступали наши деды». А к тем, кто нарушал обычаи, применялись различные средства содействия. Важно иметь в виду, что какими бы эти средства ни были – смертная казнь, изгнание из племени и т.п. – они всегда исходили из общества в целом. Это объяснялось единством интересов всех его членов. В их сознании ещё не сформировались понятия «моё», «твоё».

После того как на смену общей пришла частная собственность, общество разделилось на классы. Так появились эксплуатирующее меньшинство и эксплуатирующее большинство. Интересы обоих классов не только не совпадали, но и были прямо противоположными. Для защиты своих интересов эксплуататоры создавали рабовладельческое государство и право. Право возникало с возникновением государства.

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью социальных норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Тесная неразрывная связь с государством – основное отличие права от других социальных норм (например, морали, обычаев, правил, общежития). Эта связь права с государством не означает, что право есть продукт его свободной воли. Право обусловлено экономическим строем общества, его социально-политической структурой. Сильное влияние оказывает направо также исторические традиции, идеология и некоторые другие факторы. Не последнюю рол здесь играет и государственная власть, которая придаёт социальным нормам и социальным отношениям юридический характер, обеспечивает в случае необходимости их поддержания имеющийся в распоряжении государства принудительный аппарат.

Поскольку государственная власть в обществе принадлежит группам, партиям, классам, право закрепляет и охраняет те общественные отношения и модели поведения, которые отвечаю их интересам. Характерной чертой цивилизованных систем права является то, что они, как правило, декларируются от имени народа и выражают его волю. Нормы права общеобязательны, но не следует понимать это в смысле, что во всех случаях любая правовая норма соблюдается под воздействием принуждения. Абсолютное большинство людей добровольно соблюдают законы, и если представить себе, что завтра их отменят, то люди и тогда не перестанут выполнять обязанности, налагаемые на них правом. Всем известно, что прежде чем войти в театр, необходимо купить билет, или что нельзя угонять чужую автомашину. Но пока ещё есть люди, которые нуждаются в государственном принуждении.





Поэтому очень важно в общеобразовательном учреждении, начиная с раннего возраста, через внеклассные мероприятия изучать всеобщую декларацию прав человека. Необходимость ознакомления российских школьников с этим и важнейшим и первом в истории человечества Международным документом по правам человека вряд ли нуждается в подробном обосновании. Образование в области прав человека признаётся мировым сообществом как важнейший элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности, борьбы с религиозными, расовыми этническими предрассудками и ненавистью. Признание прав и свобод человека высшей ценностью особенно актуальны для современной России, только начинающей строить правовое государство. И, наконец, образование в области прав человека – прямое обязательство нашего государства, поставившего свою подпись «под» рядом международных документов, обязывающих к этому.

Внеклассные мероприятия на правовую тематику позволят начать изучении «Декларации прав человека», изложенного непростым юридическим языком, облегчит их понимание смысла статей Декларации, сделать так , чтобы это изучение не превратилось в сухое заучивание непонятных текстов, а стало интересным и занимательным.

В процессе изучения истории, обществознания, граждановедения, права учащихся формируется гражданское самосознание, активная жизненная позиция, вырабатываются чёткие нравственно-правовые ориентиры, представление о законах и их требованиях.

Школьники убеждаются, что неукоснительное соблюдение норм права – это священный долг и обязанность каждого гражданина России. Центральное место в нравственно-правовом воспитании учащихся занимает урок, Вместе с тем учебная работа в этом направлении может быть успешной лишь в том случае, если она проводится с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием.

Эффективность внеклассного мероприятия, усвоение нового материала во многом зависит от применения упражнений и задач. Разбор ситуаций требует личностной оценки и конкретных решений на основе законов и норм правовой морали. Это даёт возможность ученикам глубже усваивать вопросы теории, связывать их с практикой жизни, психологически подготавливает учеников к нахождению верных решений.

Изучение прав человека в школе требует специального подготовленных для этого внеклассных мероприятий. Игровой характер подачи материала представляет учителю широкие возможности разнообразить мероприятие, переключить внимание детей на обсуждение хорошо известных и любимых ими сказочных персонажей и литературных героев.

Следует руководствоваться уровнем развития детей, их возрастными особенностями и общеобразовательной программой. Таким образом, в зависимости от количества времени, быстроты утомляемости детей, знакомство с Всеобщей декларацией прав человека, вписывается в общую систему работы с учащимися.

Поскольку официальный текст Всеобщей декларации прав человека изложен довольно сложным юридически языком, для учащихся должна проводиться упрощённая лингвистическая версия.

Это версия тоже звучит достаточно официально и содержит немало новых для детей терминов и понятий. Чем раньше дети ознакомятся с ними, начнут понимать их значение, тем проще им будет ориентироваться в повседневной жизни в том огромном объёме информации, который является характерной чертой нашего времени. Изложение статей известными сказочными персонажами и литературными героями, создающими зачастую комический эффект, позволяет преодолевать присущее подросткам нежелание читать «скучные» документы, приучает их обращать внимание на значимость каждого слова, используемого в них.

Интеллектуально-познавательная игра «Ваши права»

Статьи Всеобщей декларации прав человека иллюстрируются сюжетом хорошо известного подросткам литературного произведения. Каждую статью представляет литературный герой.

Помимо конференций можно провести коллективные и групповые консультации, вечера вопросов и ответов.

Организовать секции юных друзей полиции, юных друзей ГИБДД.

Выпуск стенгазеты «Щит и меч», «Юный юрист», оформить стенды «Новое в законодательстве» и «Юридические новости».

Ребята готовят доклады, рефераты, альбомы, монтажи, папки с вырезками из газет и журналов по определённой тематике.

Просмотр документальных, учебных и художественных фильмов.

Знакомство с деятельностью полиции, народного суда, прокуратуры, нотариата ЗАГСА, ГИБДД, встречи с ними.