Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях

17.01.2013г.

Кузьмичева Галина Павловна

Учитель технологии, МХК.

МОУ лицей, город Фрязино, Московской обл.

Семинар

«Обеспечение введения федеральных государственных стандартов в условиях образовательного процесса ступени основного общего образования»

Тема выступления: Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях

Активно развивающиеся процессы модернизации российского образования предъявляют все более высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений.

Ведущие тенденции современного Российского образования

1.Гуманизация образования

С педагогической точки зрения гуманизация предполагает очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту как человека, на развитие его способностей, индивидуальности.

Гуманистическое образование характеризуется ценностым отношением к ученику как к субъекту жизни и познания. Это означает, что сегодня «образовать человека» — значит не сформировать, не воспитать его (в традиционном смысле слова), а помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.

Отсюда вытекает новое понимание основной цели образования, заключающейся для педагога в том, чтобы поддержать, развить в человеке механизмы самовоспитания. Реализация данной цели требует соответствующего содержания образования, технологий организации образовательного процесса, и возможна лишь при условии личностно – ориентированного подхода.

Технологии личностно – ориентированного образования направлены на организацию смысло – поисковой деятельности, личностное развитие и индивидуальную поддержку учащихся и характеризуются такими чертами, как сотрудничество, диалогичность, деятельностно – творческий характер, предоставление ребенку свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения, сотворчество учителя и учащихся. Примерами таких технологий могут служить имитационно – ситуативное обучение, разноуровневое обучение, сотрудничество в команде, проектное обучение.

Гуманизация образования – это:

- взгляд на образование как на самопроектирование и обретение человеком своего «Я» ( главная миссия школы создание максимально благоприятных условий для самообразования);

- личностно – ориентированное обучение (акцент на развитие личностно – смысловой сферы учащихся, их рефлексивной культуры, на вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания обучения);

- признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его образовательной траектории.

2.Компетентностный подход в образовании

В Концепции модернизации образования впервые на уровне государственного документа было предложено использовать для оценки качества содержания образования современные ключевые компетенции

- определенные как «система универсальных знаний , навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся»;

- призванные обеспечить успешную адаптацию выпускника школы к социальным и экономическим условиям в быстро меняющемся мире.

В материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (Берн,1996) понятие «компетенция» определено как общая способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. Иными словами, компетенцию можно рассматривать как способность найти знание и действие, подходящие для решения проблемы.

Компетентность – круг вопросов, в которых кто – либо хорошо осведомлен, разбирается профессионально или со знанием дела.( Словарь иностранных слов.-1983)

«Ключевая компетенция» это вошедшая в субъективный опыт система знаний, умений, навыков, имеющая универсальное значение, т.е. которая может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем .

По итогам обсуждения проблемы компетенций на семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образование в Европе» была определена некая совокупность ключевых компетенций для образования:

- социальная компетенция;

- коммуникативная ;

- социально – информационная;

- когнитивная ( познавательная);

- специальная компетенция.

Данные компетенции важны как в работе, так и общественной жизни, они являются основой для непрерывной подготовки в профессиональном плане.

Что касается понятия «компетентность», то оно обозначает уже состоявшееся личностное качество/характеристику (в отличие от компетенции, означающей некое заданное требование, ориентир), т.е. быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Среди наиболее важных компетентностей, которыми должен овладеть современный школьник, можно выделить следующие:

- ценностно – смысловая компетентность;

- общекультурная ;

- учебно – познавательная;

- информационная;

- коммуникативная;

- социально – трудовая;

- компетентность личностного самосовершенствования.

В федеральном государственном образовательном стандарте ключевые компетенции положены в основу обобщенных и предметных требований к подготовке учащихся начальной, основной и старшей школы.

3.Предпрофильное и профильное обучение.

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом потребностей рынка труда, отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования»

В Концепции профильного обучения понятие «прфильное обучение» определяется как «средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более плотно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Это означает, что научно – теоретическими основами системы профильного образования являются личностно – ориентированный подход и теории индивидуализации и дифференциации обучения.

В соответствии с целями профильного образования в нем должны воплотиться основные признаки личностно – ориентированного обучения:

-придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;

- смещение акцента с процесса обучения на процесс учения;

-переориентация целей образования с овладения учащимися предметными знаниями, умениями и навыками на способы овладения общекультурными ценностями и компетенциями (познавательными, коммуникативными, информационными и др.)

Основной из главных задач современной школы является грамотное педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения, т.е. педагогическая деятельность:

- профориентационная работа

- профинформационная работа

- разработка содержания и программ курсов по выбору для предпрофильной подготовки и профильного обучения;

-внеурочная деятельность

- разработка научно – методического, учебно – методического( дидактического) обеспечения учебного процесса

- проектирование образовательного процесса в старшей школе.

Таким образом, профильное обучение, создавая условия для вовлечения учащихся в активную познавательную деятельность по решению практических, социально или профессионально значимых проблем поискового и исследовательского характера, требующих компетентностной опоры на базовые предметные знания, развивает ценностную, личностно – смысловую сферу учащихся. По существу это составляет основную цель профильного обучения: ученик должен стать субъектом своего жизненного, в том числе и профессионального, выбора.

Современные педагогические методы и технологии.

Методы, приемы и средства обучения.





В образовательном процессе учителю постоянно приходится решать разные педагогические задачи – дидактические, организационные, управленческие, воспитательные, используя в каждой конкретной педагогической ситуации разные методы и приемы. Нередко это происходит без четкого различения понимания содержания этих понятий.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся при ведущей роли учителя, направленный на решение задач образования.

Метод расчленяется на составляющие элементыметодические приемы, которые по отношению к методу носят подчиненный характер и не имеют собственной педагогической задачи.

Процедура использования метода зависит только от педагогической задачи и не зависит от личности учителя. Приемы же определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности.

Понятие «средства обучения» используется в педагогике в двух значениях:

в широком – это все, посредством чего достигаются образовательные результаты ( содержание, методы, виды деятельности );

в узком – совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы ( учебники, учебные наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, историческая, художественная, научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.д.

В современной классификации можно выделить еще одну группу методов – методы формирования сознания и личностных смыслов (включают словесные методы, работу с книгой и метод примера)

При этом главный признак современных методов во всех классификациях – это активизация самостоятельной деятельность учащихся и субъектности их как личности.

Виды педагогических технологий

Потребность построения учебного процесса на технологической основе возникла в педагогике как условие повышения эффективности образовательного процесса, гарантирующего достижение запланированных результатов обучения в условиях массовой школы и массового учителя.

Однако сам термин «педагогическая технология» сравнительно нов для педагогики и поэтому в его понимании и определении пока нет единогласия.

Педагогическую технологию понимают:

как совокупность приемов и методов, применяемых в процессе обучения, и как технику реализации учебного процесса ( в том числе с применением технических средств);

как процессуальную часть дидактической системы;

как модель совместной педагогической деятельности;

как системную совокупность и порядок функционирования всех средств, используемых для достижения педагогических целей.

Сходство всех точек зрения проявляется в том, что педагогическая технология ( по аналогии с производственными технологиями ) – это описание и процедура реализации педагогического процесса.

Кроме понятия « педагогическая технология» в педагогической теории и практике часто оперируют терминами «образовательная технология», «воспитательная технология», «информационная технология».

Правильным будет понимать:

- под образовательной технологией – технологию учебного процесса;

- под воспитательной технологией – технологию организации внеклассной (внеурочной работы);

- под информационными технологиями – технологии, основанные на использовании электронных средств коммуникации.

При таком подходе понятие «педагогическая технология» является обобщенным названием всех видов технологий, применяемых в образовании.

Технология рассчитана на достижение некоторой стабильности, инвариантной общей цели, абстрагированной от конкретных личностей, от частной ситуации.

Уровень педагогической культуры учителя во многом зависит от понимания им того, что технологии обучения могут применяться на различных структурных уровнях учебного процесса (виды работ, уроки, учебный процесс в целом, педагогические системы). Ведь каждый этап учебного процесса, на любом его уровне и в любом звене,имеет свою определенную цель, последовательность действий, направленную на реализацию цели, ожидаемый результат, необходимость его оценить и внести коррективы.

Чтоб результат в каждом из звеньев не был случаен и не достигался каждый раз путем проб и ошибок, он должен строиться на технологической основе. Т.е. учитель будет работать значительно более продуктивно, если он владеет отработанной технологией проведения любого вида работы на уроке определенной целевой направленности.

Ниже приведены различные виды используемых в педагогической практике технологий:

Технологии на уровне работ :

- технология опроса по ранее пройденному материалу с целью закрепления или с целью подготовки к итоговому контролю;

— технология организации обучающей самостоятельной работы;

— технология проведения проверочной самостоятельной работы

Технология на уровне форм обучения:

— технология комбинированного урока с комплексной целью;

- технология проблемного урока;

- технология проведения семинара и т.д.

Технология на уровне педагогических систем:

- технология объяснительно – иллюстративного обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология обучения в системе Занкова

Технологии на уровне образовательных концепций:

- технологии развивающего обучения;

- технологии личностно – ориентированного обучения;

- технология свободного воспитания и т.д.

Проблема отбора и эффективности использования педагогической технологии.

Новые требования к качеству современного образования, определенные Концепцией модернизации российского образования, обусловливают стратегические требования к технологическому построению целостного образовательного процесса.

Это должны быть современные технологии на уровне мировых стандартов, обеспечивающие высокий уровень фундоментальных знаний и ключевых компетенций учащихся, развитие способности самостоятельно решать проблемы в разнообразных сферах деятельности, самостоятельно принимать ответственные решения и быть готовыми к эффективному самообразованию в течение всей жизни.

С другой стороны, демократизация российского общества и соответствующая гуманизация образования требует переосмысления целей, ценностей, содержания и технологий обучения в плане обращенности их к личности ребенка, к сохранению его психического и физического здоровья.

Это означает, что ведущими должны быть технологии развивающего и личностно – ориентированного обучения в оптимальной интеграции с информационными и здоровьесберегающими технологиями.

Выбор той или иной технологии педагогом во многом связан с индивидуально – личностными особенностями учителя.

Причем это не отдельные личностные качества, а устойчивые комплексы индивидуально – личностных качеств ( типологические свойства ).

Так учителя « управленческого» типа предпочитают ( и у них это получается более профессионально) традиционные технологии и технологии алгоритмического типа, с авторитарным стилем управления познавательной деятельностью учащихся,четким планированием, организацией и дисциплиной, жестким контролем ит.п.

«Гуманитарии» наиболее эффективно проявляют себя в индивидуальных формах работы и в малых группах на основе эмпатийного общения и партнерского сотрудничества.

«Социалы» строят свое общение с учащимися на основе их интересов и увлечений, особенно внеучебных и социальных, наиболее продуктивно проявляя себя в организации проектной деятельности и коммуникативных технологиях (в дискуссиях, дебатах, деловых играх ).

«Исследователи», ориентированные в основном ра группы учащихся по уровням развития и интересам к исследовательским проблемам, особенно в работе с одаренными детьми наиболее продуктивно используют технологии проблемного обучения (проблемно-поисковую, проблемно- исследовательскую и др.)

Таким образом, выбор и эффективность применения образовательных технологий обусловлены рядом факторов объективного и субъективного характера, причем среди последних немалую роль играют не только субъектная позиция педагога и его типологические свойства, но и уровень квалификации учителя, стаж педагогической деятельности, возраст, специальность.

. Кузьмичева Г.П.

17.01.2013 г.

Литература

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.,1994

Гульчевская В.Г., Современные педагогические технологии; Модуль для ДО.- Ростов н/Д.,2000 – 2003г.

Селевко Г.Т. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.- М.1998 г.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., 2007 г.

Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного образования. – М.,20000 г.