Чтение с листа в структуре урока по фортепиано

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического профиля №57»

Статья: «Чтение с листа в структуре урока по фортепиано».

Автор: Шаныгина Наталья Юрьевна

учитель музыки по классу фортепиано

высшей квалификационной категории

г. Оренбург 2013

Чтение с листа в структуре урока по фортепиано

Проблема чтения нот с листа приобретает актуальное значение и становится одной из интересных проблем музыкальной педагогики сегодняшнего дня, так как сформированный навык чтения нот с листа является одним из важнейших компонентов в комплексе знаний, умений и навыков, которые должен получить учащийся на уроке фортепиано. Многие известные пианисты, педагоги и методисты в своих трудах и высказываниях неоднократно касались этой темы, подчеркивая важность и необходимость повседневности такой работы. Но исчерпаны ли нами все возможности до конца, ясно ли мы представляем себе методику разработки данной проблемы? Другими словами, смогут ли наши ученики свободно ориентироваться в новом, совершенно незнакомом для них произведении.

Совершенно очевидно, что читать ноты с листа в той или иной степени может любой, обучающийся игре на фортепиано. Преимущества же хорошо читающего очевидны. Приступая к работе над новым сочинением, такой музыкант затратит на его разбор значительно меньше времени, гораздо быстрее разберется в нотном тексте, что в свою очередь поможет ему быстрее охватить произведение в целом, уяснить его художественный замысел. Другой же, плохо читающий ноты с листа, приступив к работе, долго будет «читать по слогам» новое произведение, с трудом представляя себе, как оно должно звучать в действительности. Совершенно ясно, что в первоначальной стадии работы над музыкальным произведением хорошее чтение с листа несет неоценимую службу. Тому же, кому приходится аккомпанировать или показывать ученикам те или иные новые современные сочинения, свободное чтение с листа нотного текста облегчит эту сложную задачу во много раз. И, наконец, какие богатейшие возможности в познании музыки открываются перед теми, кто может достаточно свободно играть новые, незнакомые ему произведения, как расширяется их музыкальный кругозор.

Г.Коган в своей книге «Работа пианиста» говорит: «Чтение с листа – это дело наживное и «нажить», возможно больший «капитал» в данной области – одна из задач, стоящих перед всяким, обучающимся исполнительству». Это, несомненно, так. Сложность вопроса состоит в том, каким образом добиться желаемых результатов, с какой стороны подойти к этой работе.

Одни считают, что главное при чтении с листа – это природные данные, способности, или, пожалуй, совокупность различных способностей (слух, ритм, память, внимание, моторная приспособляемость). Другие же отстаивают ту же точку зрения, что научить можно любого – надо только правильно взяться за дело, т. е. применять специальную методику.

Не надо забывать, что преподаватели фортепиано должны пройти и выучить с каждым учеником большое количество произведений. Поэтому часто бывает, что на чтение с листа на уроке уже не остается времени. Однако, в настоящее время введена проверка по чтению нот с листа. Получается, что мы требуем то, чему по-настоящему не учим. Очевидно необходимо в наших программах выделить чтение с листа в самостоятельный предмет.

Но, коль скоро, у нас пока такого обязательного предмета нет, то мы, очевидно, должны в рамках имеющегося предмета (курс фортепиано) использовать все возможности для того, чтобы привить нашим ученикам любовь к чтению с листа, к самостоятельному музицированию дома. Более того, это должно стать для них насущнейшей потребностью.

Начинать работу над чтением с листа надо с самых первых шагов обучения, т.к. известно, что навыки, заложенные в детском возрасте, являются самыми прочными. И это, по-видимому, одно из самых важных методологических положений. Если педагог музыкальной школы сумеет привить своим ученикам с детства основные навыки и, что не менее важно, любовь к чтению с листа, то тем самым будет заложен необходимый фундамент, без которого немыслима вся дальнейшая работа в этом направлении.

Думается, что преподавателям фортепиано, занимающимся проблемой чтения нот с листа будет интересно ознакомиться с тем материалом по обучению словесному чтению печатного текста, который накопился в психологии. Таковы, в частности, работы Г.Г.Егорова «Психология овладения навыком чтения» и работы Д.Б.Эльконина. По мнению Г.Г.Егорова для того, чтобы освоить технику чтения необходимо выработать механизм перехода от слова видимого к произносимому. Уже на самом первом этапе ученик должен понять основной принцип построения звуковой формы слова, научиться слушать в слове отдельные звуки, устанавливать порядок их следования, разбираться в строении слова. Здесь представляется уместным провести параллель с чтением музыкального текста.



Ясно, что для успешного чтения музыкального текста, точно также как и словесного, необходимо его звуковое осознание. Общим является и зрительное восприятие. Не следует, однако, отождествлять эти два вида чтения. Речевое воспроизведение словесного текста, несомненно, проще для человека, т.к. словесная речь, является универсальным средством общения между людьми уже с самого раннего детства, воспитывая в них умение говорить, т.е. умение определенным набором фонетических символов передавать свои впечатления и ощущения об окружающем мире. Для человека этот процесс очень знаком и привычен. Воспроизведение нотного музыкального текста намного сложнее. Оно включает в себя значительно больше компонентов в синтезе зрения, слуха, и моторики. Это действия, предваряющие художественную интерпретацию (определение характера произведения, его темпа, размера и т.п.) куда входит зрительный охват и мысленная дешифровка ритмической и звуковысотной графики, и, наконец, реализация, «озвучивание» воспринимаемого текста.

Главной задачей и наиболее сложной является охват пьесы в целом: «рождение» в сознании исполнителя внутренних слуховых представлений о ней, и затем – двигательная реализация этих представлений. Для того, чтобы добиться этого комплекса восприятия музыки педагогу прежде всего необходимо сформировать у учащихся умение играть без остановок, допуская некоторое упрощение фактуры, умение отличить главное от второстепенного, опускать детали, дифференцируя их по значению.

В реализации навыка игры с листа без остановок исключительно большое значение имеет предугадывание, предслышание музыкального текста, умение найти смысловую логику в развертывании произведения. Такое предслышание находится в прямой зависимости от уровня музыкальной культуры ученика и, в частности, от того, как развито у него чувство стиля. Хорошо развитое чувство стиля несомненно подскажет исполнителю логику развития музыкального произведения, а также даст возможность для своевременной подготовки в голове (внутренним слухом) последующей музыки.

В этой связи работа педагога по систематическому расширению диапазона изучаемых учащимся произведений представляется весьма существенной.

Чрезвычайно важен также момент предугадывания и в двигательной реакции исполнителя, впервые играющего незнакомый текст. Его двигательная реакция будет и быстрее и точнее, если в памяти накоплено достаточное количество наиболее употребляемых моторно-технических оборотов. Поэтому умение быстро, почти автоматически анализировать и синтезировать незнакомый текст, распознавая в нем знакомые элементы, а также умение выбрать наиболее удобную и правильную аппликатуру является чрезвычайно важным, требующим постоянной работы и неустанной тренировке.



Наиболее действенным способом, развивающим навык чтения с листа без остановок, является игра ансамблей и аккомпанементов, которая максимально активизирует внимание исполнителя и не дает ему выйти из рамок заданного темпа, развивая тем самым чувство музыкального времени. Ансамблевое исполнение более быстро прививает учащимся многие необходимые навыки: умение хорошо слушать партнера, регулировать звучности партий, добиваться ритмической слаженности, вступать в нужное время. Кроме того, игра в любом ансамбле имеет и воспитательное значение, вырабатывая чувство коллективной ответственности, удовлетворенности результатами, достигнутыми сообща. В данном случае организация работ по привлечению необходимых солистов имеет немалое значение.

Особую трудность при чтении с листа на фортепиано для учащихся со слабой подготовкой представляет соединение в одновременном звучании аккордов (вертикаль) и мелодической линии (горизонталь). С такими учащимися можно тренировать эти виды чтения раздельно, сначала читая одну строчку, добиваясь наибольшего зрительного охвата впереди идущей музыки, предельно используя свое поле зрения, затем одной или двумя руками считывать различные аккорды и звуковые сочетания, стараясь делать это с максимальной быстротой, постепенно усложняя их и увеличивая количество нот.



Своеобразным практическим видом чтения нот с листа является чтение, которое можно назвать раздельным. В этом случае пьеса, написанная для фортепиано в 2 руки играется двумя исполнителями, каждый из которых играет партию какой-либо одной руки. Этот вид чтения может быть использован во-первых, в работе с учениками слабой подвинутости, которые не в состоянии сами прочитать сочинение на таком уровне, чтобы им стало понятно его содержание; во-вторых, в работе с учащимися, которым необходимо познакомиться с достаточно сложным фортепианным, оркестровым или хоровым сочинением по клавиру. В этом случае раздельное чтение позволит получить достаточно полное представление о произведении, что было бы весьма затруднительно при самостоятельном чтении.

При занятиях в классе не следует оставлять работу по чтению с листа на конец урока, т.к., за обилием повседневных задач на это часто не остается времени. Наиболее правильно уделить время для чтения где-нибудь в середине урока, при этом перемена вида работы позволит намного активизировать общий тон занятий. Целесообразно также составлять постоянные пары из учеников приблизительно одной подвинутости.

Работа по чтению нот с листа открывает перед учениками широкое поле деятельности, и знания, полученные ими по теоретическим дисциплинам, прочно закрепляются в классе фортепиано.

Систематическая продуманная работа над чтением с листа, ее правильное соотношение с прохождением основной программы, не только способствует более быстрому продвижению ученика, но, что не менее важно, пробуждает интерес к предмету, воочию убеждает в его необходимости.

Итак, суммируя все сказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть чрезвычайную важность непрерывности в работе над чтением с листа, которая должна начинаться с первых шагов обучения игре на фортепиано и продолжаться на протяжении всех лет обучения.