Чтение нот с листа значение навыка и методики обучения

Чтение нот с листа: значение навыка и методики обучения

  

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в повседневной работе. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно — быстрее развиваться.

Величайшие музыканты прошлого и современности придавали большое значение чтению нот с листа: они считали, что чтение с листа способствует развитию музыкального кругозора и профессиональных навыков исполнителей. Так, например, Ф. Лист отлично понимал, что успешное продвижение учащегося невозможно без всестороннего музыкального развития, без постоянного расширения его музыкального кругозора.

Ученик великого русского пианиста и педагога Антона Рубинштейна, знаменитый пианист Иосиф Гофман на вопрос, существует ли какой-нибудь практический метод, способствующий более беглому чтению с листа, отвечает: «Лучший способ научиться быстро читать — это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы».

Ежедневные занятия по чтению с листа рекомендованы многими видными педагогами, считающими, что это содействует всестороннему развитию учащегося, способствует его ориентации в музыкальном произведении. Т.о., чтение с листа следует рассматривать как более широкое явление в процессе музыкального образования: такая самостоятельная работа расширяет музыкальный кругозор исполнителя, обогащает его репертуар.

  

Цель предмета чтения нот с листа — ознакомление с музыкальным произведением, определение его содержания и формы; при этом намечается характер исполнения произведения. Что касается изучения музыкального произведения, то здесь подразумевается в основном техническое овладение трудностями и исполнительское воплощение замысла. Таким образом, чтение с листа является как бы начальным этапом в изучении музыкального произведения. Вот почему так важно научиться грамотно прочесть незнакомое сочинение.

Чтение с листа как средство ознакомления с музыкальным произведением (без дальнейшего его тщательного изучения) может и должно существовать в практике учебных занятий, оставаясь обязательным компонентом в дальнейшей профессиональной деятельности каждого музыканта. При этом следует обратить внимание на то, что чем успешнее исполнитель овладеет навыками чтения  нот с листа, тем ярче, содержательней и полней будет первоначальное исполнение музыкального произведения и, следовательно, представление о нем.

Непременным условием успешного чтения нот с листа является умение исполнителя вдумчиво и аналитически разобрать музыкальное произведение. Для этого необходимо знание музыкально-теоретических дисциплин.

Несмотря на то, что вопросы методики обучения игре на аккордеоне и баяне довольно широко освещены в печати, важный и нужный раздел этого процесса — вопрос обучения чтению  нот с листа — до настоящего времени недостаточно разработан. В этой программе предлагаются некоторые практические советы, которые могут быть использованы при овладении навыками беглого чтения музыкального текста.

 Основная задача — обучение учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте, что значительно активизирует процесс работы и создает необходимые условия для расширения его музыкального кругозора.  Работа в классе должна проводиться по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитию навыка тщательного разбора текста и навыков беглого чтения с листа.

Развитие навыка чтения нот с листа должно начинаться с первого года обучения, и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.

 Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных, они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Обучать чтению нот с листа необходимо с самого начала. Необходимо объяснить ребенку, что как и при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки: тогда не придется тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное — умение свободно читать ноты откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребенок прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре. Необходимо как в классе, так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре сразу в двух ключах, потом читать ноты со знаками альтерации.

Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и случайные знаки и т.д., можно использовать нотное лото, и в зависимости от пройденного материала использовать его на каждом уроке (на карточках записываем ноты в скрипичном и басовом ключах, длительности нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики и т.д., а ребенок должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения). Педагог по своему усмотрению может нарисовать и вводить в игру большее или меньшее количество карт, фиксируя на них различные обозначения в зависимости от объема изучаемого материала.

Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д. становится для ребенка хорошо знакомым «обиталищем друзей», тогда естественно вырабатывается связь «вижу-слышу-знаю», где брать ноту на клавиатуре, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза «молчит» и т.д.. Эта связь прочно остается в сознании ребенка (конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах).

Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических и агогических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа. Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок.

Но это очень сложный и трудоемкий процесс. Обучить этому очень сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованны, невнимательны, все делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других науках (например: русский язык, математика) есть свои определенные правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но которыми не все умеют и хотят пользоваться. Казалось бы, пассажей так много, очень трудно их запомнить, прочитать. Но, еще Ф.Лист пришел к выводу, что все возможные пассажи могут быть сведены к нескольким основным формулам; все сочетания, все последования сводятся к известному количеству основных пассажей, являющихся ключом ко всему: «…отсюда следует, что «владея ключами», «набив руку» в вариантах основных формул, пианист не встречает больше никаких трудностей, они побеждены заранее».

Иначе говоря, у опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «легкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д. Ко всему этому мы должны приучать ребенка с первых уроков.

Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы — интервалы, аккорды. Здесь важно воспитать навыки:

быстрого зрительно-слухового опознания интервала или аккорда по его специфическому рисунку (по относительному расстоянию между составляющими его нотами);

мгновенной реакции пальцев на зрительно-слуховой сигнал — на основе элементарных, «типовых» аппликатурных формул.

Необходимо всегда помнить, что «наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с ее смыслом» (Г.Г.Нейгауз).

В основе перспективной методики занятий чтения нот с листа лежит принцип «вижу-слышу-играю»:

Вижу — восприятие нотного текста во всех проявлениях

Слышу — способность услышать нотный текст до прикосновения к клавиатуре инструмента (внутренний слух)

Играю — стремление к художественному исполнению.

Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно.

Анализ произведения на начальном этапе обучения сводится к элементарным понятиям: прежде всего, следует определить метр и тональность как конкретную высоту лада; для определения тональности следует обратить внимание на ключевые знаки и заключение произведения.

Одновременно со зрительным определением нотного текста чрезвычайно существенна способность музыкант, услышать без инструмента эту нотную запись, ощутить ее реальное звучание, что возможно лишь при наличии развитого внутреннего слуха. Способность услышать записанные на бумаге нотные знаки не значит обязательно слышать их звучание в данной тональности. Этим качеством — абсолютным слухом — обладают отдельные, одаренные люди. При зрительном ознакомлении с нотным текстом достаточно обладать относительным слухом, который дает возможность различать соотношения звуков по их высоте.

При таком подходе к воспитанию навыков чтения нот с листа нужно заботиться о том, чтобы учащийся видел ноты впереди элемента, исполняемого в настоящий момент. Нужно приучать учащегося соотносить свои действия во время чтения с листа со звуковым образом, т.е. направлять усилия прежде всего на выразительное воспроизведение музыки.

Начинать обучение целесообразно с облегченной задачей — с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Для этого хорошо использовать знакомые детские песни с текстом, затем перейти к исполнению на инструменте. Следует помнить, что звуковысотные соотношения усваиваются учащимися лучше, если их изучение связано с активными действиями (пением, игрой на инструменте, движением под музыку, записью нот, сочинением). Развитие метроритмических ощущений у учащегося сводится к воспитанию ощущения сильной доли такта, метрической пульсации, соотношений различных длительностей.

Звуковысотность и метроритм определяют первичные представления учащихся о музыкальном произведении.

Наиболее легкой из них, вероятно, будет:

мажорный лад, без знаков альтерации;

гаммообразная последовательность (вокальные мелодии);

диапазон 3-5 звуков;

длительности не меньше восьмых;

медленный и умеренный темпы.

Увеличивать количество звуков в прочитываемых последовательностях нужно постепенно. Попутно приучать учащихся пользоваться продуманной аппликатурой, она не должна быть случайной, небрежной. Аппликатура упрощает и облегчает исполнение произведений, влияет на характер исполнения, способствует автоматизации движений.

Совершенно недопустимо проводить чтение с листа как следование одного звука за другим, без точного соблюдения метроритмических длительностей. В таких случаях игра становится хаотичной и исполнитель теряет представление о музыкальном произведении. С подобным же явлением мы сталкиваемся при начальном обучении детей чтению: вначале ребенок тщательно старается произнести каждую букву, затем буквы складывает в слоги и, наконец, произносит слово. Причем, прежде чем произнести слог и слово, ребенок прочитывает его глазами, и когда зрительное прочтение будет опережать, его чтение приобретет осмысленный характер.

Также недопустимо начинать занятия с прочтения отдельно мелодии или аккомпанемента. Необходимо с первого класса приучать к чтению нот сразу двумя руками, чтобы избежать игры по слогам и отставания в развитии левой  и правой рук (на примере простейших детских песенок).

При чтении с листа очень часто учащиеся испытывают затруднения, когда им приходится сосредоточить внимание на нотном тексте и играть, не глядя на клавиатуру. Вместо того чтобы последовательно и непрерывно читать нотный текст, опережать зрением свое исполнение, учащиеся ищут на клавиатуре нужный звук, клавишу или проверяют взятый аккорд, не доверяя своему слуху. Это, естественно, вызывает частые остановки в игре, что в свою очередь лишает учащихся возможности представить музыкальное произведение в его развитии, не дает возможности разобраться в содержании и форме сочинения. Такое положение получается в результате отсутствия контакта между зрительным восприятием нотного текста и физическим ощущением клавиатуры. Для преодоления этого недостатка учащимся рекомендуется играть медленные произведения с плавным развитием мелодии и несложным сопровождением.

 Саму работу по чтению с листа можно разделить на два этапа:

Начальный этап — он сводится к проигрыванию произведения от начала до конца, к общему ознакомлению учащимся  с музыкальным произведением в целом.

Второй этап — более тщательное изучение всех деталей пьесы, работа над отдельными эпизодами, фразами, оборотами.

При изучении навыков чтения с листа нас прежде всего интересует первый этап работы, то есть общее ознакомление с музыкальным произведением. На начальном этапе разрешается делать некоторые отступления от авторского текста, не соблюдаются оттенки, трудные или непонятные места можно повторить. Однако такие отклонения правомерны и допустимы лишь тогда, когда они сделаны сознательно, в целях упрощения или облегчения исполнения, и совершенно недопустимы на последующих этапах ознакомления с произведением.

Второй ступенью в этом процессе является прочтение произведения от начала до конца без остановок. Темп может быть замедленным по отношению к авторскому, но игра должна быть непрерывной и близкой к оригиналу.

Педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения (недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая педагогом на первых шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно отучить ученика в дальнейшем процессе обучения.

Вообще, все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала должны быть яркие, образные, программные. Такая программность — это обязательная фаза в развитии пианиста. Так как, казалось бы, на самом абстрактном материале — этюде — мы учим детей простой, живой, как бы разговорной музыкальной речи. Причем, услышать ее дети должны сами, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить   музыкальным  языком все,  что  может встретиться в содержании каждой играемой вещи.

Поскольку последовательное освоение нотной записи по элементам должно сочетаться  с  комплексным восприятием нотного текста при  чтении   с   листа, нужно стремиться приучить детей охватывать зрением все большие группы нот  с  соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом. Необходимо тренировать детей мгновенно схватывать характер движения — плавное поступенное или скачком вверх или вниз, Уметь сыграть группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение лишь первого звука.

Последняя стадия проигрывания предполагает исполнение, по которому можно судить о музыкальном произведении в целом.

Систематическое чтение с листа поможет учащимся преодолеть все предварительные этапы и сделать уже первичное исполнение близким к авторскому замыслу.

Способность видеть, прочитывать и запоминать нотный текст несколько ранее его исполнения существенно влияет на качество чтения нот с листа. Овладение этим навыком в конечном итоге дает возможность играть с листа без остановок, так как все встречающиеся особенности нотного текста заранее фиксируются нашим сознанием, а исполнительские средства приспосабливаются к ним. Степень охвата зрением нотной записи зависит от фактуры произведения, ее характера, сложности изложения материала, от музыкального предложения и от ряда других индивидуальных черт музыканта. И поэтому в одном случае исполнитель зрительно опережает свою игру на такт, два и более; в других случаях ему удается прочесть заранее только один аккорд или несколько звуков.

Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а является результатом систематической тренировки. Для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа, необходимы, прежде всего, систематические занятия: практика показывает, что после продолжительного перерыва в чтении с листа дальнейшие занятия в этой области временно затрудняются.

Чтением с листа следует заниматься самостоятельно в ежедневном порядке по 15-20 минут (под руководством педагога по специальности — 2 раза в неделю по 30 минут). При регулярном чтении с листа у учащихся вырабатываются навыки читать музыкальное произведение, ориентируясь часто на его графический рисунок: сущность этого заключается в том, что учащиеся читают нотный текст не ноту за нотой, а следя за контуром движения мелодии; и если в начале обучения это распространяется на простейшие мелодические обороты с постепенным движением или на прочтение несложных аккордовых последовательностей, то в дальнейшем такие навыки способствуют прочтению и более сложных музыкальных оборотов.

Задачи можно усложнить по нескольким направлениям:

чтение пьес гомофонного склада (минорный лад, ключевые знаки, отклонения, модуляция);

перемещения позиционные, скачки на тонику и другие ступени: в мелодии и аккомпанементе, шире диапазон;

аккордовые построения;

усложнение ритма;

смена ритма, метра сильной доли, быстрый темп;

чтение многоголосия (появление двойных нот, параллельное движение: терции, сексты, объединение различных фактур).

Наиболее сложным в искусстве игры на инструменте, а тем более при чтении нот с листа, является исполнение многоголосных произведений.

Сущность полифонии основывается на сочетании и самостоятельном развитии мелодических линий. Характерная особенность исполнения полифонии заключается в умении придать каждому голосу самостоятельность, тембровую окраску. Для того чтобы научиться читать с листа полифонические произведения, рекомендуется систематически представлять себе внутренним слухом звучание каждого голоса в отдельности и всей полифонической ткани в целом. Каждый голос должен быть проанализирован, определены его характер и функция в общей ткани произведения.

Для проведения занятий по чтению нот с листа существенное значение имеет выбор репертуара. В начальном периоде обучения рекомендуется использовать произведения с несложным сопровождением, в медленных темпах; мелодическая линия не должна иметь больших скачков. Можно использовать произведения, в которых мелодия прерывается паузами или остановками. Учащимся старших классов рекомендуется подбирать более сложный репертуар.

Например:

чтение пьес с использованием различных интервалов, аккордов, произведений полифонического и гомофонного складов с выдерживанием подголосков, с увеличением количества голосов;

скачкообразные мелодии, с усложненной ладогармонической структурой, альтерированными звуками;

позиционные перемещения, скачкообразные ходы аккомпанемента с использованием вспомогательного ряда.

Помимо индивидуальных занятий по чтению с листа, можно проводить и коллективные: например, один учащийся играет остальные — отслеживают по нотам. Вслед за ним играет следующий и т.д., т.е. чтение идет по цепочке. Основная работа заключается в том, чтобы научить учащихся следить по нотам, что очень развивает внутренний слух.

Развитию  беглости  чтения   музыкальных   произведений  служит также игра в ансамбле с  педагогом, потом -  с  товарищем. Необходимость считаться  с  партнером требует быстроты реакции и стимулирует сообразительность. В самом деле, педагоги знают,  что  игра в ансамбле  как  нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать  с   листа, является незаменимой  с  точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит  музыкальному  мышлению, это искусство вести диалог  с  партнером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребенком, то можно надеяться,  что   он  успешно освоит специфику игры на аккордеоне.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для  всестороннего  и широкого ознакомления  с   музыкальной  литературой. Перед начинающим музыкантом проходят  произведения  различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле  способствует  интенсивному  развитию  всех видов  музыкального  слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

Игра в ансамбле позволяет также успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм — один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма — важнейшая задача  музыкальной  педагогики. Ритм в музыке — категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Играя вместе  с  педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Не секрет,  что  иногда  учащиеся  исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение первоначального движения. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение.

Несколько слов хочется сказать о выразительно-смысловой функции пауз  в   музыкальном  искусстве. Особо нужно следить, чтобы паузы воспринимались учениками в виде естественного компонента  музыкальной  структуры, а не  как  механическую или внезапную остановку. В ансамблевом музицировании нередко приходится сталкиваться  с  моментами отсчета длительных пауз: простой и эффективный способ при этом — вслушиваться, слышать, а также поиграть звучащую у партнера музыку.

Рассмотрим  возможность ансамблевой игры в развитии еще одной важной  музыкально-исполнительской  способности — памяти. Если в сольном музицировании при выучивании очень часто преобладает вызубривание, идущее от привычки упражняться механически, мало вникая в смысл заучиваемого, то игра в ансамбле этого не допускает. Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнеры должны понять  музыкальную  форму в целом, осознать ее  как  некое структурное единство, затем переходить к усвоению составляющих ее частей, к работе над фразировкой, динамическим планам и т.д.

Опыт работы  с  детьми показывает,  что  хорошему  чтению   с   листа   способствует  умение воспринять внутренним слухом мелодию, гармонию, определить ладовую и ритмическую основу, разобраться в простейших элементах  музыкальной  формы. Исполнению  произведения  должно предшествовать  его  зрительное восприятие. Но так  как   музыкальный  багаж начинающего невелик, то педагогу необходимо перед исполнением ансамбля проанализировать  с  учеником  музыкальный  текст: выяснить направление и ритмический рисунок мелодии, фразировку, штрихи, лад, метроритм пьесы. Разумеется, на первых порах педагог объясняет,  как  подойти к подобному разбору, но постепенно предоставляет  учащемуся  все большую самостоятельность. Чтение   с   листа  ансамблевых пьес приносит большое удовлетворение детям и содействует  мобилизации их внимания. Подбор по слуху и транспонирование могут успешно сочетаться  с   чтением  с  листа.

Партнерами при игре в ансамбле выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки: в этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого: это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля — единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение: не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление,  как  и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнеры правильно чувствуют темп еще до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения  ему  предшествующие, когда  учащиеся  волевым усилием сосредотачивают свое внимание на выполнении художественной задачи.

Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Необходимо найти художественно наиболее выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка, овладеть самыми трудными метроритмическими построениями, сделав ритм гибким и живым. Прежде всего следует проанализировать структуру  музыкального   произведения, членя ритмический рисунок на отдельные характерные фигуры. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет для ансамблистов большое значение, т.к. подчиняет частное целому и  способствует  созданию у партнеров единого темпа.

Ансамблисты должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию; постепенное усиление или уменьшение громкости, внезапные контрастные силы звучания существенно влияют не только на фразировку, но и на композицию произведения в целом. Несогласованное с партнером, непродуманное применение динамического нюанса может сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики — обязательное условие технически грамотной совместной игры.

Все это необходимо объяснять учащимся, закреплять на конкретных примерах, добиваться точного исполнения поставленной задачи, а также слушать и контролировать себя. Всем детям очень нравится играть в ансамбле, особенно с товарищем: они более сознательно подходят к такому виду работы, больше самостоятельно мыслят и добиваются неплохих результатов.

Формирование навыка быстрого разбора и  чтения  нотного текста тесно взаимосвязано  с  общим  музыкальным  развитием  ребенка, слухо-творческим воспитанием, становлением исполнительского аппарата. Триединство  музыкального  искусства – «сочинение-исполнение-восприятие» — должно познаваться  учащимися  практически.

 С  самого начала и в дальнейшем педагогу необходимо развивать и совершенствовать в своих учениках не только технологические навыки овладения инструментом и техническое мастерство, но и внутреннее ощущение музыки. Важно интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать слушать  произведения, говорить  с   ним  о них. Со временем на смену навыкам слушания, умению почувствовать настроение небольшой пьесы приходят более сложные навыки: узнавание повторяющихся  музыкальных  тем-образов, различение контрастных тем, осознание структурных элементов и т.д. Если есть техническая возможность, то стоит прослушивать вместе  с  учеником отдельные  произведения  в записи.

Необходимо прививать учащимся навыки чтения с листа с первых же уроков игры на инструменте: нужно научить анализировать мелодический оборот, определять метроритмическую структуру и наиболее удобную аппликатуру, воспринимать внутренним слухом исполняемую музыку, а главное, не только слушать, но и анализировать свое исполнение.

В ходе кропотливых занятий важно сохранять  навыки чтения с листа, повышая музыкальный кругозор, свой профессионально-технический уровень.

Музыкальные произведения, рекомендуемые при обучении детей чтению с листа (примерный список)

 1-й класс

Русские народные песни «Ходит зайка», «На зеленом лугу»; М. Красева «Елочка», «Песенка кузнечика» и «Антошка» В. Шаинского, «Колыбельная медведицы» Е.Крылатова

2-й класс

Народные песни: белорусская «Савка и Гришка», русская «Вдоль по улице метелица метет», украинские «Ехал казак за Дунай» и «Ночка ясная»

3-й класс

Дж. Шеринг «Колыбельная», Е.Крылатов «Лесной олень», украинская народная песня «Дивчина», А. Иванов «Полька»

4-й класс

А. Рубинштейн «Трепак», Н.Чайкин «Песенка Снегурочки», белорусский народный танец «Янка», Д.Зандер «Весенние грезы»

5-й класс

П. Маккартни «Yesterday», Ф. Шуберт «Серенада» и «Ave Maria»

6-й класс

М. Дворжак «Размышление», Дж. Мендел «Shadow of your smile», К. Франсуа «Мой путь»

7-й класс

И.С. Бах «Ларго», Г. Гендель «Пассакалья», П. Сонневиль «Баллада для Аделины» 

8-й класс

И.С. Бах «Органная прелюдия D-dur» и «Шутка», Х. Родригес «Кумпарсита»

 

Использованная литература

Алексеева М.В. Методика чтения нот с листа.

Верхолаз Р.А. Вопросы методики чтения нот с листа.

Гитлиц В.  О чтении с листа.

Гофман И. Фортепьянная игра. Вопросы о фортепианной игре. – М.: 1961.

Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Липс Ф. Искусство игры на баяне. — М.: Музыка, 1985

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для преподавателей. – М.: 1997.

Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М.: 2001.

Цыпина Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: 2003.