Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащихся

Чтение музыки с листа и воспитание некоторых мыслительных качеств у учащегося.

Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития.

В.А.Сухомлинский

Учить чтению нотного текста значит прежде всего всесторонне развивать ученика как музыканта. М.Э.Фейгин

О пользовании чтения с листа для развития учащегося музыкальная педагогика была осведомлена с давних пор.

Ф.Э.Баха, Х.Шубарта

Ко второй половине 19 столетия требования по чтению нот с листа содержатся в программной документации практически всех авторитетных музыкальных заведений. В Московской консерватории требования в этой области были весьма серьёзные. Сам Н.Г. Рубинштейн заставлял своих учеников аккомпанировать с листа концерты.

Мнение преподавателей – практиков относительно пользы чтения с листа активно поддерживается Л.А. Баренбоймом.

В чем же конкретно состоит польза чтения с листа?

Чтение с листа представляет форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности.

Произведения различных авторов, художественных стилей, говоря слова В. А.Сухомлинского, «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться». Отсюда и особый психологический настрой при занятиях чтением с листа.

Специальные наблюдения показывают, что музыкальное мышление учащихся при чтении, естественно, при достаточно умелом, квалифицированном чтении, заметно тонизируется, восприятие становится более ярким, живым, обостренным, цепким.

Таким образом, чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. В процессе чтения нот с листа со всей полнотой выявляют основные принципы развивающего обучения:

А)увеличение объёма используемого в учении музыкального материала и

Б) ускорение темпов его прохождения.

В самом деле, что есть чтение с листа, как не усвоение максимума информации в минимум времени?

Отсюда вывод: если общемузыкальное развитие учащегося – его способностей, интеллекта, профессионального слухового сознания – призвано быть особой специальной целью фортепианной педагогики в учебных заведениях педагогического профиля, то чтение музыки с листа имеет в принципе все основания стать одним из главных, специальных средств практического достижения этой цели.

С предельной тщательностью оттачивая обязательные программы, уделяя этому основную долю своего времени и сил, учащиеся – музыканты результате практически сводят до минимума возможность свободного музицирования за инструментом, и в частности чтения с листа. Они игнорируют это занятие, поскольку не обучены ему надлежащим образом, как правило, не умеют прочитывать а prima vista не знакомый нотных текст.

Среди части педагогов – практиков распространена точка зрения, согласно которой вопрос о чтении музыки решается крайне просто : основное – найти время для соответствующих упражнений, что же касается умения, то со временем оно придёт самой собой. Иными словами, не важно – каким образом, важно – сколько.



1.Одно из главных условий, чтения музыки с листа, заключено в мысленном, зрительном опережении читающим того, что непосредственно играется им в данный момент. В общих чертах схема процесса здесь такова: читающий окидывает взглядом некий отрезок музыкального текста (смотрит вперед); видя ноты, он одновременно трансформирует их с помощью внутреннего слуха в адекватную звуковую картину; затем, пользуясь более или менее отрегулированной у каждого музыканта – профессионала системой слухо – клавиатурных связей, воплощает элементы этой картины в цепи соответствующих движений. (« вижу – слышу – играю»). Чтение с листа дает иной раз примеры необыкновенной зрительно – слуховой « дальновидности». Ф.Лист пробегал глазами нотный текст на восемь тактом вперед. Нечто подобное имело место у С.В. Рахманинова. А. Б. Гольденвейзера.

2.Второе существенное положение теории и практики чтения музыки с листа выражается в требовании неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Неотрывность от текста взгляда читающего музыку тесно связана с умением играть не глядя на руки, или, «вслепую». Отрываясь глазами от нотных строчек, читающий, легко теряет тот фрагмент текста. Отсюда – задержки, запинки, разного рода игровой «брак». Любые метания глаз при чтении с листа нежелательны, чем их меньше, тем лучше.

3.Третье условие : ориентироваться при игре по графическим абрисам нотной записи, по контурным очертаниям нотных структур.

Если учащийся возьмет за правило фиксировать и отмечать для себя в новом нотном материале уже известные ему из прошлого опыта типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, это значительно упростит его задачу.

А)Читая за фортепиано новое и достаточно сложное произведение, учащемуся нет необходимости с пунктуальной тщательностью воспроизводить на клавиатуре каждый знак нотного текста. Минимум нот – максимум музыки.

Б)Усилия играющего при чтении музыки должны быть направлены в первую очередь на опознание в нотном тексте и последующего воспроизведение более или менее законченных, структурно завершенных музыкальных мыслей.

В)Прежде чем читать музыку непосредственно за инструментом, следует по возможности ознакомиться с ней посредством мысленного прочтения, проиграть её в уме – учит опыт. Р. Шуман: « Если тебе предлагают сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его глазами».

«Для музыканта слышать до конца, до предела звучание – это главное.»

Прочитывание нотного текста в уме способствует выработке соответствующих внутренних музыкально – слуховых представлений, которые служат в дальнейшем надежной опорой при игре. Опытным путем подтверждено, что вслед за предварительным мысленным обзором произведения оно читается за инструментом значительно легче и точнее; заметно уменьшается число ошибок и игровых погрешностей, исполнение делается более свободным, уверенным, художественно убедительным.

Эскизное разучивание музыкального произведения.



Потенциальные ресурсы эскизной формы работы в отношении общемузыкального развития учащиеся велики и многообразны, могут быть только при условии регулярного систематического обращения к данной деятельности. Лишь в том случае, может быть достигнут желаемый эффект.

Эскизное освоение учащимися одних произведений должно постоянно и непременно соседствовать в их практике с законченным выучиванием других.



Ориентация на развитие профессионального музыкального мышления у учащихся, на активизацию их интеллектуальных сил подчас имела ( и имеет) следствием выработку известной части педагогов особой, специфической манеры преподавания. Проникновение в содержании музыки через её всесторонне и тщательное аналитическое осмысление, приоритет рационального в искусстве обучения перед интуитивным, непосредственно эмоциональным – таковы отличительные особенности этой манеры. Придерживался её, в частности Л.В. Николаев : « При всем разнообразии педагогических приемов, все же основным путем воздействия Николаева на ученика оставался путь через ratio, — писал С.И. Савшинский. – Леонид Владимирович обращался к рассудку, вниманию и слуху ученика. Воздействие на психику путем непосредственного эмоционального заражения было довольно редким. В первую очередь Николаев «ставил» не руки, а голову». На сходных позициях : А.Б. Гольденвейзер; С.И. Савшинский.