Читаем сказки Трудные вопросы на уроках литературы

Верили ли в ту разумность отношений между зверями, какая высказывается во многих сказках?

Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. И было время, когда в истину сказочных повествований верили также непоколебимо, как мы верим сегодня историко-документальному рассказу или очерку. Это время веры давно прошло. А сказка независимо от этого обстоятельства «остается сказкой». А в чем же тогда смысл сказок, смысл их выдумки? В самом вымысле? Как относится вымысел к реальности? Как он исторически складывался? Какие же «обыкновенные» и «натуральные» идеи представляют в своем вымысле русские народные сказки? Вопросы, вопросы…

Инициации — память об обряде. И это мы находим в сказке «Василиса Прекрасная». Вспомним сказку. Когда скончалась мать, Василинушке было 8 лет( возраст введения ребенка в мир взрослых, возраст, который на Руси начинался в 3 года и заканчивался к 12 годам). Девочка получила от матери

( на память!) куклу – без лица! – дух материнского рода. И ребенок, зная правила жизни, остается не только живым и здоровым, он становится счастливым. «Чудесное повествование, поэтизирующее творческое дерзание человека», — скажите вы. Нет! Вот вам яркий пример того, как через сказку раскрывается тысячелетняя самобытная история и культура русского народа.

Вспомним другую сказку «Царевна-лягушка». Кто же является главным героем в ней? Лягушка. Лягушка?! И русская народная сказка? При раннеродовом строе почти повсеместно была распространена своеобразная вера в родственные связи между людьми и каким-либо видом животных. Животное считалось родоначальником – тотемом. И его нельзя было убивать! Вспомним другое повествование. Сказка о «Медведе»: «Скрипи, нога, скрипи, липовая!» Медведь отомстил за свое увечье по всем правилам родового закона. У русских лягушка просто не была никогда духом рода, а медведь, несомненно был (кстати, ведь мы даже имени медведя назвать не сможем, хотя каждый из нас это имя знает (попробуйте, вспомнить и вы !). Кто же является автором «Царевны – лягушки»? Несомненно, народ. Только угро-финский. И опять встают вопросы. Русский народ – это кто? Русская культура – это что?