Чему и как учить

как и чему учить?

«Образование есть то,

что остаётся после того,

когда забывается все,

чему вас учили»

А.Эйнштейн.

Мне посчастливилось присутствовать на лекциях замечательного педагога, нашего современника Ш.Амонишвили. Красной нитью через все его выступления проходила мысль: «Нет неталантливых учеников!» Интересная мысль. Но давайте обратимся к статистике. Только 20% учеников хотят и могут учиться. 80%-не хотят.

В чём же причина этого? Может быть, пора вспомнить, что мы обучаем не просто детей, а детей разного пола. Все дети развиваются по — разному. Уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности как игра. А это значит, что у них по-разному организованны психические процессы, по-разному функционирует мозг. Если мы обратимся к критериям возрастных особенностей у детей в медицине, то увидим, что там разные критерии для мальчиков и девочек. В одном и том же возрасте каждый должен иметь свой рост, вес и так далее. А в педагогике? Возьмите любое методическое пособие: учащийся должен знать, уметь и так далее. Какое безликое, бесполое существо. На уроках физкультуры к учащимся предъявляются разные требования, одни для мальчиков, другие для девочек. На уроках труда мы обучаем их разным вещам учитывая, что одни мальчики, а другие девочки. А как же другие предметы, неужели здесь нет различий в восприятии их мальчиками и девочками? Давайте обратимся к науке. Что же она говорит?

Исследования показали, что у мальчиков и девочек наблюдается существенное различие в функциональной организации мозга с первых дней жизни. Роль эмоций в организации таких сложных видов деятельности, как восприятие, запоминание, речевое мышление, у девочек и мальчиков разная. Готовность к восприятию информации у мальчиков и девочек различна. Так пик активности у девочек приходиться на начало урока, у мальчиков – к середине. Может быть, стоит построить учебный процесс с учетом этих особенностей, особенно при изучении трудных предметов.

Мы все знаем, что девочки взрослеют раньше. Какая мука, в пору первой любви, для девочки выходить отвечать, зная, что, он сидит тут же, в классе и смотрит на нее, оценивает. В прочем, как и для мальчика, если это чувство пришло, до учёбы ли здесь. Это вовсе не значит, что я призываю развести девочек и мальчиков по разным школам. Но может быть по разным классам, в одной школе.

Уже более трех столетий, отыскивая самый простой и дешёвый путь обучения грамоте, Ян Амос Коменский изобрёл классно-урочно-предметную систему. И все эти триста лет, все ученики должны учиться по строго заданной программе. У всех должен быть единый ритм, единый режим, единый государственный экзамен, который, с моей точки зрения, не отображает истинных знаний учащихся.

Теперь, возвращаясь к выше сказанному, давайте подумаем о тех 80%, которые не хотят учиться. Не секрет, что в эти 80% в большинстве своём входят мальчики, среди них больше двоечников, трудновоспитуемых и так далее. Но если мы опят обратимся к статистике, то проследим странную закономерность. В какую бы область науки, литературы, искусства не кинуть свой взор, мы увидим огромное количество выдающихся людей, но все они будут мужчины. Но самое парадоксальное то, что многие из них были неуспешны в школе. Я назову только три имени: Пушкин, Менделеев, Эйнштейн.

Кто бывал в лицее, где учился наш великий поэт, знают, что лицеисты сидели на уроках амфитеатром, и лучшие ученики сидели ближе к учителю, а менее успешные дальше. Кроме уроков словесности и языков Пушкин всегда сидел достаточно далеко, и в наше время мы называли бы его двоечником, вызывали бы родителей, может быть разбирали бы на педагогическом совете. А теперь, зная всё это, разве мы меньше любим нашего великого поэта, разве его стихи стали хуже от этого, разве менее интересна нам его личность.

Менделеев имел двойку по математике, что не помешало ему открыть свой периодический закон.

Эйнштейн до четырёх лет не разговаривал, страдал дислексией, в школе был неуспешен по математике, физике, древним языкам, был исключён из школы за неуспеваемость. Кого в нашей школе считают математически способными? Тех, кто склонен к логическому, аналитическому мышлению, или тех, кто обладает отличной памятью и за счет этого преуспевает во всех школьных науках. А Эйнштейн в нашей школе имел бы двойку по математике и считался бы неспособным. Великий А.Эйнштейн создал свою теорию относительности, работая клерком в конторе, обдумывая её в свободное от посетителей время и ещё успевая заглянуть за занавеску, чтобы покачать своих близнецов.

Нет сомнения, что все трое были гениальные личности и обладали прекрасной памятью. Тогда что же помешало им быть успешными в школе и попасть не в 80% , а в 20%, в чём же проблема? Как сделать, чтобы поменять местами эти проценты? Ну, если не поменять, то хотя бы сделать равными.

Анатоль Франс сказал в своё время: «Чтобы хорошо переваривать знания, нужно их поглощать с аппетитом». Как хорошо сказано! Это значит, наши требования должны стать их, учеников, желаниями. Как это сделать и от кого это зависит?

Давайте, разделим этот вопрос на две части. Как это сделать? Прежде всего, я думаю, надо опуститься с вершины наших знаний на их уровень понимания и восприятия. Попробуйте как-нибудь сесть на пол и оглянитесь вокруг. Всё будет казаться огромным, а если ещё многое из этого незнакомо, то может быть и страшным. То, что для нас взрослых, само собой разумеется, для них всё внове, всё открытие, порой совсем непонятное. Сколько делает этих открытий ребёнок ежедневно, ежечасно в различных областях знаний? И всю эту информацию должен переварить и усвоить их мозг. А ведь рядом с обучением очень часто стоит страх: огорчить ли родителей, услышать недовольство учителей, насмешки одноклассников и двойки, тройки. Отметка, что же это такое? Отметка может быть отличной, хорошей, плохой, а всё сводиться к одному, и, это самое страшное, мы метим этими отметками учеников для себя, для родителей, одноклассников. Вот вам и комплексы. И это на фоне всё менее здоровых детей.

Базисный план любой школы предполагает получить знания всем учащимся школы. Но уже давно стало очевидным, что далеко не всем в одинаковой степени нужны интегралы и биномы (то же самое можно сказать о многих предметах). А государственный экзамен по математике должны сдавать все в обязательном порядке, даже если в будущем многие изберут гуманитарные специальности. Хотя, как сказал А.И.Солженицин: Среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее прожить с поднятой головой.»

Хорошо известна мысль, что детей воспитывают до пяти лет, после уже перевоспитывают. В школу дети приходят в основном в возрасте семи лет, то есть со своим характером, страхами и привычками из своего уютного или не очень, или совсем неуютного, но всё же привычного мира.



Каждый человек вспоминает свои школьные годы. Эти воспоминания связаны с детством, с первыми ошибками, с первыми обидами, с первой любовью. Кто-то вспоминает их с любовью, кто-то с содроганием и эти воспоминания причиняют им боль.



Развитие личности невозможно без гуманного отношения, основанного на культуре и традициях нации. Но нужно также иметь ввиду, что процесс воспитания человека не может состояться без участия родителей. Школа 21го века должна стать местом, где ученику захотелось бы учиться, где он мог бы попробовать себя в различных областях, где его, прежде всего, научили бы добывать информацию и пользоваться ею. Именно образование способно переломить нарастающие негативные изменения в духовной сфере человечества. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребёнка, необходимо максимально честно отвечать на все их вопросы, какими бы неудобными они небыли. Сделать обучение интересным, а главное посильным, ведь очень часто организм ребёнка не справляется с теми нагрузками, что предлагаются ему. Ребенку трудно, он не способен физически выполнить какое-то задание без ущерба для себя, и он уходит от непосильной нагрузки. А мы называем это ленью, но лень не причина, а следствие неуспехов. Если ребёнок лениться, надо искать причину, почему, какие у него проблемы.

Чтобы любому ученику было хорошо в школе, а значит, были условия для успешного обучения, по мнению психологов, нужны: интерес к предмету, доброжелательность учителя, взаимопомощь учеников, отсутствие страха. Часто дети панически боятся ошибиться, а у них должно быть право на ошибку, ведь они ещё только учатся.

Одна из главных задач педагогики это формировать у ребёнка положительную самооценку. На практике же педагогическая оценка не всегда совпадает с самооценкой ребенка. Педагог фиксирует лишь результат, успех или неуспех, а ребёнку нравиться всё, что он иногда с таким трудом делал.

Положительные эмоции благоприятствуют развитию мышления ребёнка. Воспитать умного ребёнка – сложно, а вырастить тонко чувствующего — ещё сложнее. Если не понимать значения эмоций, если не научить ребёнка сочувствовать, сопереживать, мы можем получить чёрствых, самовлюблённых эгоистов, пусть даже хорошо образованных. Но, даже хваля ребёнка, мы должны понимать, что есть существенные различия в реакции детей разного пола. Для мальчиков важно, что конкретно оценивается в их деятельности, для девочек — кто их оценивает.

Хотя мышление человеческого мозга изучено недостаточно, известно, что в основе лежат ассоциативные процессы. Ассоциативные поля, участки мозга, где рождается мысль, занимают 80% площади коры полушарий. Поэтому положительные эмоции определённо играют огромную роль в процессе образования и воспитания.

Пришло время обратиться ко второй части вопроса: от кого это зависит?

Я думаю в первую очередь от учителя.

Уже стала притчей во языцех маленькая зарплата учителей. Да зарплаты маленькие. Но не только в России, но и во всех развитых странах учитель получает не самую высокую зарплату. В дореволюционной России учитель по уровню зарплаты стоял на третьем месте после врача и квалифицированного рабочего. Но именно учителями всегда славилась Россия.

Конечно обучение процесс двусторонний учитель-ученик, но убеждена, в первую очередь это зависит от учителя. Каким же должен быть учитель?

Наполеон как-то сказал: «Научите женщин величию, и вы перевоспитаете всё человечество». А что же такое величество? Прежде всего, это достоинство, уважение. Как говорят англичане: «Respect yourself or no one else will respect you», то есть, прежде всего, уважай себя. Человек, уважающий себя, никогда не унизит другого, будь-то маленький или большой человек. Такой учитель будет воспринимать ученика как личность со всеми его достоинствами и недостатками. Разве мы без недостатков, разве мы никогда не ошибаемся?

Несет ли образование свою долю ответственности за те неблагоприятные тенденции в нравственной, духовной сфере человеческой цивилизации? Да. Когда, на ещё маленького человека, вешаем ярлык неудачника или когда используем оскорбительные слова.

Как воспитать ребёнка так, чтобы сохранить в нём нравственные ориентиры, традиционный уклад культурных представлений на фоне далеко не лучших примеров из современной жизни?

В.А.Сухомлинский утверждал: «Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть гражданин, — это человеческие отношения». Неверно было бы смотреть на ребёнка как на человека, который не живет, а только собирается жить. В силу своего детского возраста он гораздо острее реагирует на окружающий его мир, как губка впитывает всё и хорошее и плохое. Страсти, которые кипят в их сердцах, не поддельны, и могут быть по настоящему трагичны. Как осторожны, должны мы быть в своих словах и суждениях. Воспитание процесс постоянный и в будни, и в праздники, без выходных. Главное для каждого педагога не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребёнок захотел научиться, не потерял интерес к учёбе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного. Если хочешь, чтобы ребёнок был добрым, честным, ответственным — начни с себя. Во все времена каждый народ придавал первостепенное значение интеллектуальному и культурному потенциалу общества, так как это считалось золотым фондом, передаваемым из поколения в поколение, прежде всего посредством обучения и воспитания детей. В основе всех цивилизаций лежали такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта.

Современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретенные ими знания, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта и культуры.

А какими же хотят видеть нас ученики? Прежде всего: добрыми, чуткими, умеющими сопереживать, универсально образованными, эрудированными, информированными, прогрессивными, способными вести интересные уроки, давать интересные задания. Все ли учителя, сегодня, отвечают этим требованиям? Культура педагога, как основополагающее профессиональное качество, проецируется, порой бессознательно на всех его участников. Воспитать и научить человека-это, значит, забывать о себе, научиться не обижаться, терпеть, утешать, то есть быть хорошим психологом. Учитель должен и может учить всему. Интонация, мимика, жесты, стиль одежды, прическа-всё это очень важно. Человек складывается из воспитания и образования. Учитель может пробудить способности, создать условия для их реализации, заставить задуматься о собственном «я». Может быть, акценты в образовании будущих учителей стоит сместить в сторону психолого-педагогических дисциплин и в сторону развития их творческих способностей.

Подводя итог всему сказанному можно сделать следующий вывод: настоящий учитель это личность, которая постоянно занимается самоанализом, самообразованием. Это человек высокообразованный, высокоинтеллектуальный, имеет разносторонние интересы. Но, прежде всего он любит детей и свою работу. В мире есть только две профессии ошибки, в которых могут навсегда изменить жизнь человека. Это медицина и педагогика. Но ошибка в педагогике куда страшнее, она калечит душу. И если мы хотим чтобы эти проценты20% и 80% поменялись местами, мы должны стремиться быть личностью, с которой было бы интересно всем.