Человек и природа в произведениях хакасских поэтов и художников

Человек и природа в творчестве хакасских поэтов и художников

Урок-игра

Цели урока:

Образовательные:

формировать умение аналитического прочтения поэтических строк; находить различные средства выразительности; развивать образное мышление;совершенствовать умение владения словом.

Развивающие:

развивать творческое мышление, активность учащихся;

совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

прививать любовь к слову;

повысить интерес к поэзии и живописи;

воспитывать бережное отношение к родной природе и гордость за малую свою родину.

Ход урока.

Вступление.

У нас сегодня не совсем обычный урок: мы отправляемся в путешествие по родному краю. Время в пути – 45 минут. Ну а перед отправлением проверим: всё ли необходимое находится на столах.

Итак, тетради превращаются в путевые листы. В них мы будем отмечать всё самое важное и интересное, с чем встретимся в пути.

Сделаем первую запись – укажем дату путешествия.

Слайд 1 –

дата и тема

Запись числа и темы урока.

Обсуждение цели урока.

Цель нашего путешествия – пройти по хакасской земле, пройти рука об руку с некоторыми из её талантливых сынов и дочерей. Нас будут вести поэты и художники. Наша задача внимательно выслушать, вникнуть в услышанное и решить ряд вполне посильных задач.

Слайд 2 – карта Хакасии

Прежде чем отправиться в путь, подумайте: как нужно вести себя в походе?

Не ломать деревья,

Не разорять птичьих гнезд,

Не трогать норки зверюшек,не разводить костры,

Не оставлять за собой мусор,

То есть беречь природу.

Начинаем движение.

Перед нами расстилаются степные просторы, возвышаются холмы и пригорки, вдали мы видим хвойный лес, стеной уходящий за горизонт.

А вот и аал Мадыр Таштыпского района. Сделаем первую остановку. Здесь родился и вырос Петр Тарасович Штыгашев – один из основоположников хакасской литературы, поэт, написавший стихотворение

Таёжная река. (Текс на каждом столе. Чтение 4-мя заранее подготовленными учениками)

С вершины белого тасхыла,

Где облаков клубится дым,

Ты вниз дорогу проложила,

Огнем сверкая голубым.

Не по лугам, не по полянам

Течешь прозрачна и тиха, —

Струишь ты воды к Абакану,

Там, где тайга шумит, глуха,

Где птиц стоит многоголосье,

Где белки по стволам снуют,

И где, кусты раздвинув, лоси,

Роняя капли, воду пьют.

Где всякий зверь живет без страха

В прохладном сумраке лесном,

Где старый буйный кедр с размаха

Кидает шишки в водоем.

И где медведь, любитель ягод,

Черники сладкой, словно мед,

Сопит, стремясь наесться на год,

И громко ягоды сосёт.

…Река течет, журча лениво,

Она мелеет в летний день.

Переплетясь ветвями, ива

Густую образует тень.

Здесь место выбери любое, -

Заснёшь, и крепок будет сон.

Опавшей, прошлогодней хвоей

Сомлевший воздух напоён.

Пчела поёт над иван-чаем,

Под ёлкой прячутся грибы.

А мы лежим, не замечаем,

Устав от утренней косьбы.

И на пришельцев смотрит зорко,

От любопытства осмелев,

Вертя головкою, тетёрка –

И вдруг уносится, взлетев.

А над водой мелькают искры,

И ты увидишь в глубине,

Как хариус от выдры быстрой

Пугливо спрятался на дне,

…Но край лесной теперь изучен,

В тайге дороги пролегли.

На берегах речных излучин

Мы золотой песок нашли.

Слайд 3.

Тонкие вопросы:

Задание выполняется по группам

• Перечитайте стихотворение с карандашом в руках: о каких живых существах говорит поэт?

(птицы, белки, лось, медведь, пчела, тетерев, хариус, выдра)

• Какие рельефные особенности Хакасии вы заметили?

(тасхыл – горы, река, тайга)

•На что из растительного мира обратил внимание поэт?

(кусты, буйный кедр, черника, ива, иван-чай, грибы).

Проверьте себя —

Слайд 4.

Толстые вопросы:

Слайд 5.

Как одним словом назвать то, что увидел поэт? (природа)

Найдите строки, в которых говорится о человеке.

(А мы лежим, не замечаем,

Устав от утренней косьбы.)

Это прямое упоминание человека. А в каких строках оно косвенное, не явное?

(Здесь место выбери любое, -

Заснёшь, и крепок будет сон.

…Но край лесной теперь изучен,

В тайге дороги пролегли.

На берегах речных излучин

Мы золотой песок нашли.)

Грибы прячутся от кого?

•Каким чувством проникнуто стихотворение Петра Штыгашева?

Гордостью за родной край, он любуется его красотой и восторгается богатством флоры и фауны.

Какими средствами выразительности воспользовался поэт?

Эпитеты – белый тасхыл, голубой огонь, буйный кедр,

Сравнение – черника, словно мёд; хариус – искра.

Олицетворение – пчела поёт, грибы прячутся.

Проверьте себя.

Слайд 6.

А мы идем дальше, продолжаем путешествие. Село Доможаково Усть-Абаканского района. Задержимся на несколько минут. Объявляю короткий привал. Здесь родился поэт Николай Георгиевич Доможаков.

Слайд 7.

Речка

Затянул мороз речку тонким льдом,

И теперь у рыб с крышей светлый дом.

Водяной поток дном несёт песок,

Синей гальки в нём промелькнул глазок.

Не шумит волна. Стихнул говор вод.

Солнце пламя льёт на зеркальный лёд.

Только звон коньков, детворы галдёж.



Без линейки тут уж готов чертёж.

Вопросы:

Похоже ли это стихотворение на предыдущее?

Почему не похоже?

Какая картинка появилась перед внутренним взором?

Какое средство выразительности преобладает?

Метафора: крыша дома для рыб – лед,

Дом для рыб – река,

Глазок гальки,

Говор вод,

Звон коньков,

Чертёж – рисунок от коньков на льду.

Стихотворение более легкое в звучании и понимании.

Передохнули – и дальше в путь!

Еще остановка.

Слайд 8.

Стихотворение Натальи Ахпашевой.

Тайга светла.

В её тяжёлых лапах

в разводах белых

синий небосвод.

Поляны душно-травянистый запах.

В траве жарков оранжевый народ.

Я, вырвавшись из городской каморки,

лежу в тени без мелочных забот.

И слушаю, как муравьишко тонкий

былинку узловатую несёт.

Держу зубами стебель золотистый.

Кислит немного муравьиный яд,

и чувствую,

как от земли струится

опавшей хвои горький аромат.

Как чувствует себя человек наедине с природой, судя по данному стихотворению?

Хочу поделиться с вами сокровенным. Мы находимся у села Московское. Не могу пройти мимо. Здесь родился человек, с которым мне довелось учиться на одном курсе в институте. Его стихам отданы моя любовь и сердце.

Слайд 9.

У берёз до донышка

Высосав теплынь,

Застудила солнышко

Голубая стынь.

Из постели бархатной

Выбежав на свет,

Я затопал пятками,

А тепла-то нет…

Что же здесь случилося?

Солнышко, ау!

Алое скатилося

В голубую тьму.

Кто ж тебя уздечкою,

Солнышко, словил?..

…Мама тихо шепчет мне:

«Вечер наступил…»

Правда, похоже на сказку? Сколько тепла, нежности и непосредственности?! Дух захватывает!

Запишите в путевой лист мысли авторов о неразрывном единении человека и окружающего его растительного и животного мира.

Проверяем: человек и природа – единое целое. Человек без природы немыслим. Он её часть.

Но дорога зовет вдаль. Мы покидаем поэтические просторы Хакасии. Нас зовет живопись.

Пора прибегнуть к помощи экскурсовод, изучивших материал и готовых поделиться с нами информацией.

Далее слайды идут 10, 11, 12, 13 и 14.

Слушаем ребят, готовивших рассказы по картинам хакасских художников. Дополняем, задаем вопросы.

Доможаков А. «Моховская долина» — Кяргина Юля

Калинин А.Ф. «Ласточки». – Шушеначев Аристарх

Гуркин Г.И. «Озеро горных духов» — Суслик Кристина

Знак А.М. «Весна на Каче» — Трачук Таня

Суриков «Енисей» — Денис Гончаров.

Утомились! Скоро в обратный путь. Но прежде остановимся еще раз. Заглянем в мастерскую начинающих художников. Как знать, может быть, через какое-то время их полотна станут предметом для разговора на уроке литературы. И потомки, глядя на них, придут в восторг и захотят узнать, кем были в детстве эти талантливые люди.

Слайды с рисунками детей.

Рисунки не подписаны. Дети узнают свои работы и поясняют, что хотели отразить в них.

Итоги.

Путешествие подошло к концу.

Результаты показали, что вы хорошо разбираетесь в поэзии, способны видеть прекрасное. Да и сами большие мастера, умеющие создавать красоту своими руками. Спасибо за работу. А теперь выставьте себе оценку за урок. А я подпишу ваши путевые листы в соответствии с вкладом каждого из вас в ход нашего путешествия.

Домашнее задание:

Напишите сочинение – миниатюру на тему

«Моя родина с высоты птичьего полёта»

или

Выучите наизусть стихотворение одного из хакасских поэтов по теме урока.

Приложение 1.

Оценочный лист ученика



Страницы: 1 | 2 | Весь текст